Жены фараонов Древнего Египта. Эхнатон и Нефертити

— Судя по этой фотографии, это отношение было совершенно понятное! Вот стоит огромный фараон, а где-то между ног у него затерялась жена…

— Тем не менее, считалось, что королевская кровь бежала в жилах женщин, а не мужчин. Чтобы стать фараоном, мужчина должен был жениться на царской принцессе, которая могла быть его сестрой или кузиной!

— Даже дозволить кровосмешение?

— Что касается кровосмешения, многие исследователи пришли к мысли: вероятно, существовали браки между братом и сестрой, но, скорее всего, родные уже не считались таковыми.

— Я читала, что невзирая на красоту лиц, у последних представителей XVIII династии, правившей Египтом с 1580 по 1314 г.г. до н.э.(по иной хронологии с 1550 по 1307 г.г.), проявлялись черты вырождения, вызванные, вероятно, близкородственными браками, практикуемыми в царских семьях. Так фараон Хоремхеб, захвативший престол после смерти престарелого Эйе, дабы узаконить узурпацию власти, взял в жены сестру Нефертити — Мутнеджмет. Мумию царицы обнаружили рядом с набальзамированным тельцем ее новорожденного ребенка. Антрополог, изучавший останки женщины, заключил, что супруга Хоремхеба умерла от родов в возрасте приблизительно 40 лет. У несчастной была серьезная травма тазобедренного сустава, вероятно, это являлось следствием многочисленных попыток произвести на свет потомство. Ученый пришел к выводу: Мутнеждмет рожала более десяти раз, но все ее дети умирали, царица так ослабела, что последняя беременность стала для нее роковой.

— Широкое распространение браков между братьями и сестрами, особенно среди царских семей Нового Царства, вероятно, было попыткой укрепить связи между королевской семьей и богами, которые сами нередко прибегали к таким союзам.

— Много чего интересно и на сегодняшний взгляд шокирующего было в стране древних фараонов. Например, некрофилия. Тела жен знатных людей отдавали бальзамировать не сразу после кончины, точно так же как и тела красивых и уважаемых женщин. Их передавали бальзамировщикам только через три или четыре дня. Так поступали для того, чтобы бальзамировщики не совокуплялись с ними. Действительно, говорят, был случай, что один из них совокупился со свежим трупом женщины и был пойман по доносу своего товарища.

— А были ли дозволенными гомосексуальные отношения?

— Письменные упоминания сексуальных отношений между мужчинами также редки, как и о сексе между мужчинами и женщинами. Гомосексуальные отношения между царем и его генералом описываются в «Сказке о Неферкаре и Сасенет», где рассказывается о тайных ночных визитах царя к генералу, подсмотренных героем сказки; хотя большая часть рассказа утрачена, герой повествует об этих встречах как о недозволенном преступлении.

— А знаешь ли ты, что среди египтян было распространено обрезание , то бишь, циркумцизио?

— Это скорее положительное, чем отрицательное явление. Ведь у них там кругом песок, да и в Ниле водичка не кристально чистая. Поэтому мужчины, подвергшиеся обрезанию, имеют возможность содержать гениталии в большей чистоте и порядке, чем необрезанные.

— А какие сексуальные позы были наиболее распространены у древних египтян?

— Как мы видим на изображениях древних папирусов, любимыми позами древних египтян были позы «стоя лицом к лицу» и «сзади».

— Очень интересен обнаруженный в Фивах в 1872 г., папирус Эберса — медицинская энциклопедия древних египтян. Эберс — немецкий египтолог и писатель, его именем и назван папирус. В папирусе Эберса гинекологический раздел, например, содержит сведения о распознавании сроков беременности, пола будущего ребенка, а также «женщины, могущей и не могущей родить». Один очень интересный фрагмент папируса Эберса посвящен опухолям и болезням матки и наружных половых органов. Египтянам были известны некоторые женские болезни: неправильные менструации, опущение стенок влагалища, выпадение матки.

— Помимо множества рецептов для лечения различных болезней папирус Эберса содержит даже косметический раздел, в котором рекомендуются средства для избавления от морщин, усиления роста волос, удаления родинок и даже изменения цвета кожи. Каждый рецепт сопровождается соответствующим магическим заклинанием, без которого он не действует. Почти все лекарства имеют сложную рецептуру и десятки (до 37) составных частей. Как правило, это настои на пиве, меде или молоке.

— А я знаю о так называемых Берлинском и Кахунском папирусах, которые описывают простой способ определения пола будущего ребенка.

— И какой же?

— Предлагается смочить мочой беременной женщины зерна ячменя и пшеницы. Если первой прорастет пшеница — родится девочка, если ячмень — мальчик. Также факт беременности определяли с помощью напитка, приготовленного из молока женщины, родившей мальчика, и особой травы (буду-дука). Если напиток вызывал рвоту, беременность считали установленной, в противном случае она отрицалась. Интересно, что американские исследователи из Джорджтаунского университета провели такие пробы и получили статистически значимое подтверждение их эффективности. Однако рационального объяснения этот факт пока не имеет. В «гинекологическом папирусе» из Кахуна описаны распознавание беременности, лечение бесплодия, возбуждение родовых схваток и отделение молока. Какое при этом назначали лечение, в большинстве случаев определить трудно. Многие из упомянутых лекарств сегодня неизвестны. Но есть и понятные рецепты. Так, одна из прописей рекомендует для лечения «разъедания влагалища» промывающий раствор, содержащий свежие финики, свиную желчь, кассию и воду.

— Большую роль в накоплении медицинских сведений в Древнем Египте играли военные врачи, сопровождавшие египетское войско в походах. В списках с папируса обожествленного врача Имхотепа даются четкие указания по лечению ран мягких тканей, технике перевязок, а также по выполнению наиболее частых хирургических операций того времени: обрезание и кастрация.

Египетские врачеватели пользовались мазями, пластырями, примочками, микстурами, клизмами и другими лекарственными формами. Основами для приготовления лекарств служили молоко, мед, пиво, вода священных источников, растительные масла. Некоторые прописи содержали до 40 компонентов, многие из которых не удается пока идентифицировать, что затрудняет их изучение.

— Кстати сказать, в Древнем Египте моча находила довольно широкое применение в качестве лечебного средства.

— Ах, какими великими специалистами были египетские врачи!

— Специализация, действительно, существовала. Более того, во времена расцвета Египта, при Хеопсе и Хефрене, коллегия придворных врачей состояла исключительно из специалистов, каждый из которых представлял узкую область медицины. Об этом свидетельствует и древнегреческий историк Геродот, путешествовавший по Египту в V веке до н. э.

— Учитывая, что ряд древнеегипетских лекарств прошли испытание временем и вполне допустимы для использования в наше время, египетские медики и фармацевты проявляют большой интерес к разработке на их основе современных лекарственных средств. Уже внедрены в практику слабительные, мочегонные, противовоспалительные, противоревматические и другие средства с компонентами древних египетских прописей.

На этом мы заканчиваем нашу сегодняшнюю беседу. Но историческую тему мы не прекращаем. Читайте наши следующие выпуски! До скорых встреч.

Регент при взрослом фараоне. Летом позапрошлого года мир облетела сенсационная новость: найдена мумия Хатшепсут, первой женщины в истории, которую можно назвать знаменитой. Поиск ее был разгадкой величайшей тайны, смесью захватывающего приключения в духе Индианы Джонса и криминальной драмы. В Древнем Египте царская власть передавалась достаточно оригинальным способом: наследование шло по женской линии – но при этом фараонами были мужчины. То есть царем становился зять фараона, муж царевны – дочери главной царской жены (также в свою очередь носительницы царской крови). Именно поэтому сыновья фараонов вынуждены были жениться на своих сестрах – чтобы унаследовать престол. Через женитьбу фараоном мог стать также сановник или полководец. Так власть передавалась через дочерей – но при этом минуя дочерей, поскольку традиция и религия утверждали, что женщины править не могут. Потому совершенно уникальна история Хатшепсут – женщины, ставшей фараоном. Дедом Хатшепсут, вероятно (в истории Нового царства до сих пор много белых пятен, и потому сложно что-либо утверждать наверняка), был основатель XVIII династии Яхмос I, изгнавший из Египта грозных гиксосов, за два века до этого захвативших север долины Нила. У сына Яхмоса Аменхотепа I сыновей не было, и потому следующим фараоном стал некий военачальник Тутмос, женившийся на царевне Яхмос, вероятно, дочери Яхмоса I. От этого брака у Тутмоса родилась дочь Хатшепсут, а от второй жены, царицы Мутнофрет (возможно, также царской дочери) – наследник Тутмос II.

Cложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество – пол.
Заключив брак со своей сестрой Хатшепсут, Тутмос II получил право на престол. А та, казалось, повторяла судьбу матери – у царственной пары родилась лишь дочь, тогда как вторая жена фараона Исида родила наследника. Но далее эта история, до сих пор вполне традиционная, быть таковой перестает. Долгое время считалось: когда Тутмос II покинул этот мир (от проблем с сердцем, как установил тысячи лет спустя компьютерный томограф), его наследник Тутмос III был еще совсем юн. И потому царица Хатшепсут по традиции стала регентшей при ребенке. Однако сегодня из древних надписей известно: еще при жизни отца Тутмос III уже был жрецом Амона-Ра в Карнакском храме в Фивах. То есть, когда фараон умер, наследник вряд ли был ребенком. Однако его мачеха каким-то загадочным образом сумела стать регентом при, вероятно, молодом, но уже вовсе не малолетнем царе. Её величество царь. Это было лишь начало – далее традиции стали рушиться как карточный домик. Первое время Хатшепсут ещё правила от имени пасынка – но уже скоро на рельефах начинают изображать, как регентша выполняет сугубо царские функции: подносит дары богам, заказывает обелиски из красного гранита. А через несколько лет фараоном она становится и официально. Тутмос III был низведен до статуса соправителя и до реальной власти, похоже, допущен не был. Полноправной хозяйкой Египта Хатшепсут была ни много ни мало 21 год. Что заставило египтянку отказаться от традиционной роли регента? Кризис? Воля Амона-Ра? Жажда власти? Понять ее мотивы сегодня сложно. Но не менее сложно понять, как Хатшепсут умудрялась двадцать лет не допускать до власти взрослого пасынка, у которого перед мачехой было неоспоримое с точки зрения древних египтян преимущество – пол. Кажется маловероятным, что Хатшепсут силой узурпировала престол. Хотя Тутмос III не принимал участия в государственных делах, именно его «бросали» на урегулирование военных конфликтов. А уж вряд ли царица рискнула бы поставить во главе армии того, у кого отобрала власть против воли. Эту ситуацию можно было бы объяснить слабостью и пассивностью соперника – так нет же! После смерти мачехи Тутмос III проявил себя на редкость деятельным правителем, он активно возводил памятники и воевал так успешно, что впоследствии был прозван древнеегипетским Наполеоном. За 19 лет Тутмос III провел 17 военных кампаний, в том числе разбил ханаанцев при Мегиддо, на территории нынешнего Израиля – операция, которую до сих пор изучают в военных академиях! Так что, вероятнее всего, между пасынком и мачехой царили мир и согласие – но остается только гадать, каким образом Хатшепсут сумела сделать побежденного соперника своим союзником. Вероятно, эта женщина отлично умела и ладить с людьми, и манипулировать ими, и интриговать. А таланты ее, сила воли и мотивация наверняка были незаурядны. «Никому не ведомо, какой она была, – размышляет египтолог Катарина Роэриг. – Думаю, она была превосходным стратегом и умела стравливать людей друг с другом так, чтобы и их не погубить, и самой не погибнуть». Так или иначе, проблемы с соправителем Хатшепсут решила, но оставалась проблема посерьезнее. Традиция и религия единодушно утверждали, что фараон – всегда мужчина, и это, вероятно, делало положение царицы весьма зыбким. Фараон Хатшепсут пыталась решить этот вопрос разными способами. Пиар-кампания по-царски. В письменных текстах фараон не скрывала пола – мы видим множество женских окончаний. А вот в изображениях она явно пыталась совместить образы царицы и царя. На одной сидящей статуе из красного гранита формы тела у Хатшепсут женские, но на голове – символы царей-мужчин: немес – полосатый головной убор и урей – налобная фигурка священной кобры. На некоторых рельефах Хатшепсут предстает в традиционном строгом платье ниже колен, но с широко расставленными ногами – так изображали царей в шагающей позе. Хатшепсут насаждала визуальные образы женщины-фараона, словно приучая египтян к такому парадоксу. Но то ли способ не принес желанных результатов, то ли Хатшепсут переубедили – так или иначе, со временем она сменила тактику. Фараон стала требовать, чтобы ее изображали в мужском обличье: в головном уборе фараона, набедренной повязке фараона, с царской накладной бородой – и никаких женских черт. Пытаясь оправдать свое странное положение, женщина-фараон призывает в союзники... богов. На рельефах погребального храма Хатшепсут рассказывает, что ее восшествие на престол есть исполнение божественного плана и что отец ее Тутмос I не только хотел, чтобы его дочь стала царем, но даже смог присутствовать на ее коронации! Рельефы также рассказывают, как в облике Тутмоса I перед матерью Хатшепсут предстает великий бог Амон. Он обращается к богу-творцу Хнуму, который на гончарном круге создает из глины человека: «Так сотвори же ее лучше всех других богов, слепи ее для меня, это дочь моя, порожденная мною». Хнум вторит Амону: «Образу ее, когда она займет великий пост царя, будут поклоняться больше, чем богам…» – и тотчас берется за работу. Интересно, что на гончарном круге Хнума малютка Хатшепсут – явно мальчик. Фараон Хатшепсут стала великим строителем. Повсюду, от Синая до Нубии, она возводила и восстанавливала храмы и святыни. При ней были созданы шедевры архитектуры – четыре гранитных обелиска в огромном храме бога Амона-Ра в Карнаке. Она заказала сотни своих собственных статуй и увековечила в камне историю всего рода, свои титулы, события собственной жизни, реальные и вымышленные, даже свои мысли и чаяния. Поражает искренностью и пронзительностью ее высказывание, высеченное на одном из обелисков в Карнаке: «Сердце мое трепещет при мысли о том, что скажут люди. Что скажут о моих деяниях те, кто взглянет на мои памятники спустя годы».
Почти все статуи, изображения и надписи выглядят как продуманная пиар-кампания, призванная легитимировать правление женщины-фараона.
Но на кого была направлена эта мощная пропаганда? Для кого фараон писала свои искренние признания и творила мифы? Для жрецов? Знати? Военных? Чиновников? Богов? Будущего? Гуманист и вандал. Один из вариантов ответа подсказывает привычка Хатшепсут обращаться к чибису - неприметной болотной птичке. В Древнем Египте чибиса называли «рехит», что в иероглифических текстах обычно означает «простые люди». Они, заурядные, как чибисы на Ниле, никем из фараонов в расчет не принимались и на политику никак не влияли, хотя в надписях слово и встречается нередко. Но Кеннет Гриффин из Университета Сванси в Уэльсе обратил внимание, что Хатшепсут употребляет его куда чаще других фараонов XVIII династии. Уникальное явление, считает ученый. Хатшепсут часто использовала форму «мой рехит», обращалась к простым людям за поддержкой... Говоря, что ее сердце трепещет при мысли о том, что скажут люди, царица, возможно, имела в виду как раз рехит – простых смертных. После кончины Хатшепсут к власти пришел ее пасынок. И занялся он отнюдь не только проведением успешных военных кампаний. Тутмос III неожиданно увлекся методичным вычеркиванием из истории периода царствования своей мачехи. Практически все изображения Хатшепсут и даже имя ее были планомерно сколоты с храмов, памятников и обелисков. Фараон набрасывался на следы существования Хатшепсут-царя не менее рьяно, чем на ханаанцев в Мегиддо. Надписи ее на обелисках закладывали камнями (что имело незапланированный результат – тексты превосходно сохранились). В Дейр эль-Бахри на западном берегу Нила, напротив современного Луксора, находится поминальный храм Хатшепсут Джесер Джесеру – «священнейший из священных». Трехуровневая структура, портики, широкие террасы, соединенные пандусами, не дошедшая до нас аллея сфинксов, Т-образные бассейны с папирусом и создающие тень мирровые деревья – все это делает Джесер Джесеру одним из красивейших храмов мира и лучшим сооружением Хатшепсут. По проекту архитектора (вероятно, Сенмута, предположительно фаворита Хатшепсут) храм должен был стать центральным местом культа царицы. Но при Тутмосе III статуи ее здесь разбивали и сбрасывали в яму. Казалось бы, Тутмос III действовал в полном соответствии с популярной древнеегипетской традицией – стирать с памятников имена нелюбимых предшественников. Ну как тут не вспомнить версию о несчастном сироте, которого долгие годы третировала злая мачеха? И историки поддались на искушение – гипотеза, что Тутмос III истреблял память о Хатшепсут в отместку за бессовестную узурпацию ею царской власти, стала весьма популярной на долгие годы. Выводы о личности самой Хатшепсут делали соответствующие. В 1953 году археолог Уильям Хейз писал: «Скоро… эта тщеславная, амбициозная, беспринципная женщина показала себя в истинном свете». Кому помешала мертвая царица. Однако в 1960-е годы душещипательная история о семейных разборках перестала казаться бесспорной. Было установлено: гонения на Хатшепсут-фараона начались по меньшей мере через двадцать лет после ее смерти! Несколько странен такой гнев – двадцатилетней выдержки! Есть и другая загадка – «мститель» почему-то не тронул те изображения, где Хатшепсут предстает в качестве жены царя. Зато по всем тем, где она заявляет о себе как о фараоне, прошлись его рабочие с зубилами. Аккуратный такой вандализм, точечный. «Разрушения производились не под влиянием эмоций. Это был политический расчет», – уверен Збигнев Шафрански, глава польской археологической миссии в Египте, работающий в поминальном храме Хатшепсут с 1961 года. Действительно, сегодня более логичным выглядит предположение, что Тутмос III действовал, исходя из интересов политики. Возможно, надо было подтвердить законное право его сына Аменхотепа II на престол, на который притязали и другие члены царской семьи. Потомки Хатшепсут? Женщины? Сбежавшая Мумия. В 1903 году известный археолог Говард Картер обнаружил в двадцатой гробнице из Долины царей (номер KV20) два саркофага с именем Хатшепсут – очевидно, из числа тех трех, что заблаговременно заготовила для себя сама царица. Однако мумии там не было. Зато в небольшой гробнице по соседству, KV60, Картер увидел «две сильно оголенные женские мумии и несколько мумифицированных гусей». Одна мумия, поменьше, лежала в саркофаге, другая, более крупная, – прямо на полу. Картер забрал гусей и закрыл гробницу. Через три года мумию из саркофага перевезли в Каирский музей, установив, что надпись на гробе указывает на няньку Хатшепсут. А вторая мумия осталась на полу. Это была, казалось, простая рабыня – слишком неинтересная, чтобы ее куда-то помещать. KV60а (под этим номером мумию занесли в реестры) отправилась в вечное странствие, не имея ни гроба, ни одежды, ни фигурок слуг, ни головного убора, ни украшений, ни сандалий – ничего того, что полагалось бы взять знатной женщине. Рука, согнутая в локте. Шли годы, все напрочь забыли о мумии, оставленной на полу, и даже дорога к гробнице KV60 была утеряна. Вновь ее отыскал в 1989 году ученый Доналд Райан, приехавший ради исследования несколько маленьких недекорированных могил. В заявку он включил и KV60. Спустившись в гробницу, ученый сразу понял, что в стародавние времена она была варварски разграблена. «Мы обнаружили разломанный фрагмент гроба с изображением лица и песчинки золота, которое все было соскоблено», – вспоминает он. То есть воры могли запросто унести саркофаг и все украшения мумий, если таковые имелись. А в соседнем помещении Райан обнаружил огромный ворох ткани и горку «съедобных мумий» – сложенную в узлы пищу, которую давали умершему с собой в странствие по вечности. Но больше всего Райана заинтересовала левая рука мумии, по-прежнему лежащей на полу. Рука была согнута в локте – а некоторые ученые полагают, что так в эпоху XVIII династии хоронили только царственных особ. И чем дольше Райан изучал мумию, тем больше убеждался, что это была важная персона. «Она была первоклассно мумифицирована, – вспоминает он. – Но не было никаких зацепок, чтобы хоть как-то ее идентифицировать». И все-таки ученому показалось неправильным оставлять мумию, кем бы она ни была, валяться на полу в куче лохмотьев. Райан с коллегой прибрались в гробнице, заказали у плотника скромный гроб, опустили незнакомку в новое ложе и закрыли крышку. В гробнице и в безвестности мумия провела еще почти два десятка лет – пока не началось новое исследование, посвященное тайне Хатшепсут. Всё дело в зубе. Исследование начал Захи Хавасс, руководитель программы по изучению египетских мумий и генеральный секретарь Высшего совета древностей Египта. Сперва Хавасс собрал все неопознанные женские мумии XVIII династии, предположительно относящиеся к царскому роду. Таких набралось четыре, среди них – обе обитательницы гробницы KV60. Ученый, правда, был уверен, что мумия KV60а тут совершенно ни при чем. У нее была совсем не царственная осанка и, как писал археолог, «свисала огромная грудь» – скорее это могла быть кормилица. Но все-таки ее вместе с другими исследовали на компьютерном томографе, устанавливая возраст и причину смерти.
А затем Хавасс вспомнил о деревянном ящике с именем Хатшепсут, найденном в тайнике в Дейр эль-Бахри еще в 1881 году. Полагали, что там находилась ее печень. Однако, просканировав ящик, ученые обнаружили... зуб.
Дантисты установили, что это второй коренной зуб, у которого не хватает части корня. А у крупной мумии с пола гробницы KV60 в верхней челюсти справа имелся корень без зуба. Были проведены измерения – корень и зуб полностью соответствовали друг другу! Сегодня мумия KV60а выставлена в Каирском музее. На дощечке написано по-арабски и по-английски, что это Хатшепсут, Ее величество царь, которая наконец-то воссоединилась со своей большой семьей – фараонами Нового царства. Тело ее в эпоху XXI династии, около 1000 года до нашей эры, могли перенести в гробницу няньки верховные жрецы Амона, дабы защитить мумию от воров – членов царской семьи часто прятали в тайных могилах. Компьютерные томографы уже опровергли гипотезы о том, что Хатшепсут убил ее пасынок. Крупная женщина KV60а умерла от острой и тяжелой инфекции, вызванной нарывом в зубе; к тому же она, вероятно, страдала раком костей и, возможно, диабетом. А если зуб из ящика все-таки не принадлежал Хатшепсут? Первые тесты ДНК пока не дают определенности. Но новые исследования должны вынести более точный вердикт.

История Древнего Египта хранит много секретов и приоткрывает их с большим трудом. Но одна тайна скрывалась особенно тщательно – и не самими древними египтянами (они-то прекрасно были осведомлены о ней и даже гордились ею), а представителями последующих эпох. Ибо, признав ее существование, пришлось бы признать неверным один из основных постулатов нынешней цивилизации. А он на протяжении двух последних тысячелетий утверждал мужской приоритет в нашем мире. С первых дней изучения истории нам внушалось: патриархат был всегда, начиная с известной нам цивилизации Древнего Египта. На самом деле такое утверждение – полуправда. Оказывается, властителями-фараонами были и женщины, причем многие века.

Но ведь это – натуральная сенсация. Почему же о ней не рассказывают историки или учителя в школе? Догадайтесь с двух раз. 20 веков с Рождества Христова утверждалось, что женщина – сосуд греха, вместилище пороков, глупая курица, наконец. И вдруг известие о том, что в Великом Египте 500 лет правили женщины! Не забывайте, мы до сих пор живем в мужском мире… Но все тайное когда-нибудь становится явным.

Что ж, поначалу египтологи с легким сердцем рассказывали народу, что во времена Древнего Египта мир был полностью мужским: на троне царствовали фараоны-мужчины, на религиозных церемониях – мужчины-жрецы. Если женщина и могла достигать чего-то, то только в силу того, что она была женой того или иного высокопоставленного мужчины. Так стала правительницей Нефертити, а вернее, соправительницей своего супруга Эхнатона, великого фараона-реформатора. Так получила власть Нефертари, потому что была главной и любимой женой фараона Рамзеса II, одного из самых могущественных правителей Древнего Египта. Однако все историки сходились во мнении, что получить власть можно было, только имея рядом мужчину-властителя.

Нефертити – супруга Эхнатона-реформатора

Правда, египтологам известны и имена женщин-властительниц, которые правили в Древнем Египте «по статусу фараона», начиная с Раннего царства (ок. 3000 до н. э.) и до эллинистического Египта, во времена которого правила последняя царица Египта – Клеопатра (69–30 до н. э.). Женщин-правительниц всего семь: Мернейт, Хенткаус, Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и, конечно, легендарная Клеопатра. Но хотя и сохранились их изображения с уреем (змеей на лбу – символом царской власти), как у Нитокрис, хотя над их изображением и красуются надписи «Царь Египта, мать царя Египта», как у Хенткаус, хотя у них имеются помещения усыпальниц в царском некрополе Абидаса, как у Мернейт, большие по размеру, чем у мужа-фараона (а размер в Египте был равен статусу), официального титула эти женщины не получили. Они все равно были женами и матерями владык. Даже легендарной Хатшепсут приходилось во время церемоний надевать мужские одежды и привязывать черную бороду, словно подчеркивая, что власть в Египте мужского пола.

Но открытия египтологии начала ХХ века преподнесли сенсацию воистину мирового масштаба: выяснилось, что власть и могущество женщины могли получить и без мужчин. Рельефы, рисунки, надписи, таблички и иные памятники Древнего мира раскрыли перед потомками совершенно неизвестную страницу: историю фараонов-женщин, так называемых жен бога.

Все началось, конечно, с религиозных таинств. По египетскому преданию, человек зародился от искры страсти, которую высекла из главного бога Амона его божественная супруга. То есть для развития цивилизации, как поняли древние египтяне, нужны двое. Спроецировав эту небесную конструкцию на земную жизнь, египетская религия установила: фараон конечно же является на земле воплощением бога, но кто-то должен воплощать и божественную супругу.

Казалось бы – простейшая загадка! Ясно, что раз фараон – бог, то его жена и есть божественная супруга. Но египтологи были уверены: так случалось не всегда. Да, например, жена Рамзеса II, Нефертари, изображалась в качестве божественной супруги, но жены других фараонов – нет. Но ведь такого быть не могло – религия всегда требует целостности и точности. И только в начале ХХ века египтологам стало ясно, что «проекциями» божественной супруги были особые жрицы, считавшиеся божественными супругами Амона. Именно они и проводили священные церемонии – и всегда тайно. На заре, пока все спят, жрицы входили в Карнакский храм – святилище Амона. Жены бога умащивали благовониями золотую статую «супруга», услаждали его слух пением и танцами. Откуда брались подобные жрицы? В их число могла войти любая женщина из семейства фараонов. Старшая в роду женщина посвящала в жрицы младшую и т. д. Но для мужчин этот культ был закрыт, возможно, поэтому о нем и сохранились столь редкие упоминания.

Центром этого культа стали благословенные Фивы – самый роскошный и процветающий город Древнего Египта. Фивы всегда имели особый статус и считались сердцем Египта. Ведь там была Долина царей – главная усыпальница страны, там располагались Карнакский и Луксорский храмы – главные храмы Египта.

Жены бога получали неординарный статус. Они имели особые возможности, и их поступки не обсуждались, а повеления считались приказами. Жены бога даже могли изображаться одного роста с правящим фараоном, чего, между прочим, не удостаивались реальные супруги фараонов, изображавшиеся на рисунках и рельефах всегда позади и почти вдвое меньше. Ведь именно высота изображаемого человека служила показателем статуса в Древнем Египте.

Однако время шло. Фараоны-мужчины понимали, что выпускать из рук власть, даже на тайной религиозной церемонии, не в их интересах. Мир все более становился мужским. Статус божественных супруг стремительно падал, пока почти не забылся. Но и забытое возрождается. И что невероятно: возвращение культа жен бога произошло после смены власти в древней стране.

При Рамзесе III, правившем примерно с 1185 по 1153 год до н. э., могущество Древнего Египта предстало во всей красе. Но уже при Рамзесе V (годы правления: 1146–1143 до н. э.) началась гражданская война за обладание властью. Египет слабел. На высоких постах государства все чаще оказывались выходцы из его провинций – Ливии и Нубии. В поздний период царств (21-30-я династии, 1075-342 до н. э.) могущество Древнего Египта пошатнулось. Он оказался завоеванным собственными колониями, в частности Нубией. В древние храмы вошли новые фараоны – чернокожие и слабо легитимные. Им понадобился статус, ибо они желали стать фараонами не по завоеванию, а по наследию небесной власти. И эту легитимность чернокожие фараоны начали искать в древнем культе божественных супруг.

Женившись на женщинах древней родовой египетской аристократии, нубийские фараоны объявляли жен небесными супругами, а самих себя – воплощением их божественного супруга. Более того, своих дочерей жены фараонов охотно посвящали в статус тех же божественных супруг, ведь статус давал власть и могущество, которого у жен Египта не было долгое время.

Начиная примерно с 1050 года до н. э. культ жен бога снова возродится в Фивах, но отправлять его стали уже чернокожие нубийки. 500 лет Фивы будут управляться женщинами, получившими статус «богини-фараона». Именно они, эти женщины-фараоны, возродят былую славу легендарных Фив. В городе снова расцветут искусства, ремесла и культура. Женское правление поднимет на еще большую высоту могущество политики и самой религии.

Историкам стали известны имена некоторых женщин, правительниц Фив. Например, жена бога – Аменердис. Ее гробницу найдут в Медин-Табу. Как и в прежних царствах, эту божественную супругу будут изображать на рисунках и рельефах самой высокой фигурой. Но еще ее станут изображать в позе наивысшей близости с Амоном: бог, нисколько не стесняясь, открыто обнимает свою жену, а она его. Сохранились рельефы, где образы бога и его супруги равнозначны по размеру. То есть статус Аменердис был подобен статусу истинной богини. На ее лбу красуется урей. Ее голова облечена в корону фараона с двумя перьями, которые олицетворяли власть над Нижним и Верхним Египтом. Аменердис сама совершала жертвоприношения и ритуалы, что раньше было дозволено только фараонам-мужчинам.

Так же с короной и уреем была изображена и другая жена бога – Маат-Каре. Это говорит о невероятно высоком статусе божественных супруг. С 1050 по 650 год до н. э. жены бога были самыми могущественными женщинами в Египте, и им не требовался мужчина. Более того – они вообще не имели мужчин, а были обречены на безбрачие. Власть жены бога передавали приемным дочерям, собственноручно проводя пышную инициацию новой божественной супруги.

Расцвет Фив, процветание и богатство этого великого города, продержалось почти половину тысячелетия. Но на севере Египта фараоны-мужчины не удержали власть. Части Древнего царства начали отходить к другим государствам. Фивы были завоеваны ассирийцами. Разграблены. Разрушены. И блестящий город превратился в занесенный песком город-призрак. А вместе с ним канули в небытие блеск и могущество женщин-фараонов. Но ведь они были – женщины, правившие миром «темных Древних царств». Однако об этом на два тысячелетия постарались забыть, как о самой жгучей тайне. И только к XIX веку женщины начали снова приобретать тот статус, который имели их представительницы в Древнем Египте.

Древний Египет - один из очагов человеческой цивилизации, возникший еще в IV тысячелетии до н.э. и просуществовавший более 4 тысяч лет. Во главе этого огромного государства стоял фараон. Подразумевается, что это был мужчина, ведь даже женского рода слова «фараон» не существует. И все же в истории Древнего Египта были периоды, когда бразды управления страной брали в свои руки женщины, когда могущественные жрецы, военачальники, прожженные дворцовые интриганы склоняли головы перед женщиной и признавали ее власть над собой.

Женщина в Древнем Египте

Что всегда поражало всех путешественников древности в Египте, так это положение женщины в обществе. Египтянки имели права, о которых гречанки и римлянки не могли и мечтать. Египетские женщины законодательно были наделены правом собственности и наследования, наряду с мужчиной могли вести коммерческую и производственную деятельность, заключали от своего имени контракты и оплачивали счета. Мы бы сказали «признавались полноценными владелицами малого, среднего и крупного бизнеса».


Египтянки управляли грузовыми кораблями, были учителями, писцами. Аристократки становились чиновниками, судьями, правителями номов (областей), послами. Единственные сферы, куда египтянок не допускали, были медицина и армия. Но и это подвергается сомнению. В гробнице царицы Яххотеп среди прочих украшений были найдены два ордена Золотой мухи - награды за выдающиеся заслуги на поле боя.

Супруга фараона часто становилась его советником и ближайшим помощником, наряду с ним управляла государством. Поэтому нет ничего удивительного, что когда фараон умирал, безутешная вдова брала на себя бремя управления государством. История сохранила нам имена нескольких владычиц Древнего Египта.

Нитокрис (ок. 2200г. до н.э.)

Она же Нейтикерт (Превосходная Нейт) правила Египтом в течение двенадцати лет. Все эти годы Прекрасная Нейт умудрялась держать в железной узде всю страну. Египет не знал ни мятежей, ни переворотов. Смерть ее стала несчастьем для страны. Жрецы, придворные, чиновники и военные начали рвать друг друга в борьбе за трон, и продолжалось это полтора века (Первый Переходный период).


Нефрусебек (ок. 1763 — 1759 до н.э.)

Имя Нефрусебек означало «красота Себека». (Себек - бог с головой крокодила. Да, странные были у египтян представления о красоте.) Правила недолго, не более 4-х лет, но за это время сумела стать не только фараоном, но еще и Верховной жрицей, и верховным главнокомандующим, провести ряд реформ и победоносный поход в Нубию.


Чтобы замирить региональных аристократов, вышла замуж за одного из влиятельных номархов (правитель нома, т.е. губернатор), но титул фараона оставила себе. Обманутый в своих надеждах муж нанял киллера и тот убил царицу.

Последующие события показали, насколько права была Нефрусебек, не доверяя управление страной мужу. Новоявленный претендент на титул фараона не сумел удержать власть. Для Египта началась эпоха гражданских войн и переворотов, продлившаяся около 250 лет.

Хатшепсут (ок. 1489—1468 до н. э.)

Хатшепсут несомненно обладала и волей, и сильным характером. При живом наследнике мужского пола умудрилась захватить трон, объявила себя фараоном, приняла имя Мааткар и жрецы короновали ее как мужчину. Во время церемоний часто надевала искусственную бороду, чтобы уж совсем походить на мужчину-фараона. Сохранились как «мужские» так и «женские» изображения царицы Хатшепсут.


Хатшепсут. Женский и мужской варианты

Как этот маскарад воспринимали вельможи и народ, непонятно, но Хатшепсут добилась абсолютной власти, какой не имели и многие мужчины-фараоныя, стала величайшей женщиной-правительницей в истории Древнего Египта.

Ее правление стало Золотым веком для Египта. Развилось сельское хозяйство, царица бесплатно раздавала крестьянам землю и выдавала ссуды на покупку рабов. Восстанавливались заброшенные города. Организовала исследовательскую экспедицию в страну Пунт (нынешнее Сомали).


Хатшепсут. Женщина-фараон

Провела несколько успешных военных компаний, один поход (в Нубию) возглавила сама, т.е. проявила себя еще и как военачальник. Выстроенный по ее приказу заупокойный храм царицы-фараона Хатшепсут является жемчужиной Египта наряду с пирамидами и находится под охраной ЮНЕСКО.

В отличие от прочих цариц Хатшепсут смогла создать механизм преемственности и после ее смерти титул и трон благополучно принял Тутмос III. В этот раз Египет обошелся без катаклизмов, что лишний раз доказывает, что Хатшепсут обладала государственным мышлением.

Таусерт (ок. 1194—1192г.)

Таусерт была женой фараона Сети II. Брак был бездетным. Когда Сети умер, власть захватил побочный сын Сети Рамсес-Саптаху, за спиной которого стоял хранитель печати серый кардинал Египта Баи. Однако через 5 лет правления нового фараона Баи был обвинен в коррупции и казнен, а через год от непонятной хвори скончался и сам Рамсес-Саптаху. Как видим, Таусерт была женщиной решительной и излишней сентиментальностью не страдала.


Правили она по одним данным 2, по другим 7 лет, но спокойными эти годы для Египта не были. В стране началась гражданская война. Таусерт по непонятным причинам скончалась, но гражданскую войну это не прекратило. Ее преемник фараон Сетнахт с большим трудом навел в стране порядок и разрешил очередной политический кризис в стране.

Клеопатра (47—30 гг. до н. э.)


Фараоном знаменитую царицу можно назвать с большой натяжкой. Египет был эллинизирован и мало напоминал древнюю страну. Царствование Клеопатры нельзя назвать удачным. Египет был полуколонией Рима, легионеры бесчинствовали в стране и закончилось все войной с Римом, которую Клеопатра проиграла. Египет потерял остатки даже призрачной самостоятельности и стал частью Римской империи. Таким образом Клеопатра стала не только последней женщиной-фараоном в истории Египта, но вообще последним египетским фараоном.


А вот древнеегипетские изображения.
Дошедшие до нас портреты самой известной женщины-фараона Хатшепсут:

Пишет Claudia* :
Себекнеферу - первая женщина-фараон.
О женщинах - фараонах Древнего Египта (Международному женскому дню посвящается).

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего - за фараона, а ещё лучше самой стать фараоном. Нескольким древним египтянкам это действительно удалось.

Женщины боролись за власть всегда. Иногда настолько успешно, что завоёвывали «мужские права» даже там, где это, казалось бы, невозможно по определению. В Древнем Египте, например, присутствие женщины-царя на троне абсолютно изменяло привычную картину мира. Настолько, что древние египтяне на некоторое время впадали в ступор, не в силах понять, что же, собственно, происходит…

И тем не менее в Египте правили женщины-фараоны. Правда, за всю его 3-тысячелетнюю историю лишь несколько раз.

Сейчас у женщины есть много способов подняться по социальной лестнице. В Древнем Египте такой способ был один - удачно выйти замуж. Лучше всего, за фараона, и не просто выйти замуж, но ещё и стать его главной супругой или хотя бы матерью царского наследника (и впоследствии - регентшей при его малолетстве). Но ещё лучше, овдовев, самой стать фараоном

История сохранила имена всего семи женщин-фараонов: Мернейт, Хенткаус (I), Нитокрис, Себекнеферу, Хатшепсут, Таусерет и Клеопатра (VII).

Личность и трагическая история Клеопатры, последней царицы Египта, широко известны. Что до её предшественниц, то о них (за исключением великой Хатшепсут) сведений немного, и их царский статус к тому же не всегда подтверждается.

Учёные до сих пор не могут дать однозначного ответа на вопрос, кого следует считать первой женщиной-фараоном. Наиболее авторитетным высказыванием по этому поводу можно считать работу египтолога Веры Головиной. Она утверждает, что первой была Себекнеферу, последняя правительница XII династии (Среднее царство) О ней - чуть позже, а пока - о первых трёх женщинах из приведённого выше списка.

Мернейт (Раннее царство, 3000-2890 годы до н.э.) - супруга царя Джета и мать выдающегося царя Дена. В пользу её величия говорит тот факт, что она имела собственную гробницу в царском некрополе Абидоса, притом бóльшую, чем у её царя-супруга. В Древнем Египте погребение всегда было высшим проявлением социального статуса, поэтому столь богатая гробница женщины говорит о том, что женщина эта была, мягко говоря, не простая

Однако обнаруженные археологами в Абидосе оттиски печатей с именами царей I династии показали, что Мернейт не имела официального царского титула, но была лишь царёвой матерью. Вполне вероятно, что в качестве регентши при сыне-царе она могла фактически править Египтом. Но юридически высшей властью она при этом не обладала.

Хенткаус (I) (IV-V династии, Старое царство) - супруга знаменитого Менкаура и мать двух фараонов так называемой солнечной (V) династии. Ей принадлежала гробница в Гизе недалеко от великих пирамид, рядом с которой археологи раскопали «солнечную» ладью - непременный элемент царских погребений и необходимое, с точки зрения египтян, транспортное средство для посмертного путешествия фараонов к богам.

Один из главных аргументов в пользу её необычного статуса - изображения, вырезанные на двух гранитных косяках входа в гробницу. Хенткаус на них предстаёт на троне в головном уборе великих цариц, увенчанным царским уреем (коброй). С царским жезлом в руке и при церемониальной искусственной царской бородке. Иначе говоря, с базовыми атрибутами египетской царской иконографии.

Однако подписи к изображениям не позволяют однозначно толковать её титул: «царь Египта (и) мать царя Египта» или «мать двух царей Египта». Речь скорее идёт о втором, тем более что, как выяснилось (так, например, считает чешский исследователь Мирослав Вернер), царская «бородка» была позднее подрисована. В истории Хенткаус ещё много неясностей, но несомненно, что фараоном она не была.

Что же касается загадочной царицы с грецизированным именем Нитокрис, то в свете недавних исследований Туринского папируса, проведённых Кэй Райхолд, её, по всей видимости, вообще никогда не существовало, а сведения о ней - легенда.

Таким образом, первая женщина, которую можно назвать единовластной легитимной правительницей Египта, появляется лишь в Среднем царстве. Её правление было очень кратким, не более 4 лет (ок. 1777-1773 до н.э.). Она обладала полной царской пятичленной титулатурой, включая два «картушных» имени: личное - Себекнеферу и тронное - Себеккара.

Скорее всего, она была дочерью Аменемхета III, царя-долгожителя, правившего Египтом почти полстолетия (1831-1786 до н.э.). При её имени отсутствует титул «царёва дочь». Это вполне объяснимо. Земной отец при имени правящего царя не указывался по той понятной египтянам причине, что фараон по определению не мог иметь отца иного, чем бог Ра (который, согласно официальной доктрине, выступал в облике его биологического отца в момент зачатия). А её супругом предположительно был Аменемхет IV, о котором известно очень мало.

Именно во время её правления, считает Головина, появился феномен царствования и впервые возникла сложная идеологическая задача совмещения мифологической основы царской власти и её реального воплощения. «Исходная мифологическая модель, - пишет Вера Головина, - которая лежала в основе концепции царской власти в Египте, фигуру царя-женщины никак не предполагала. Фараон - это земная (человеческая) манифестация Хора-сокола - одного из древнейших божеств египетского пантеона. Это был воинственный владыка дневного неба с глазами - Солнцем и Луной, пёстрыми перьями на груди - звёздами и крыльями, взмах которых рождает ветер. <...> Фараон - это всегда воплощение воинственного мужского божества, Хора, сына Солнца (какова бы ни была реальная генеалогия), младшее (или молодое) Солнце при Солнце старшем (Ра). Появление на троне женщины нарушало этот порядок, освящённый мифологически».

Верховная власть нашла необычное решение: попыталась совместить две, казалось бы, противоположные и несовместимые тенденции - феминизировать царскую титулатуру и маскулинизировать визуальный образ её носительницы.

Подобно царям-мужчинам, Себекнеферу получила после коронации полную пятичленную титулатуру. Однако в написании её имён-титулов отсутствует стандартизация (в структуре, орфографии), постоянно смешиваются грамматические формы (мужского и женского рода), происходит их смещение в сторону феминизации.

Один из самых наглядных примеров - надпись на одной из её статуй: «Нефрусебек, любимая [=форма ж. р.] городом Шедит, царь [= м. р.] Нижнего и Верхнего Египта, Нефрусебек Шедитcкая, да живёт она [=ж. р.] вечно; обе владычицы, дочь [=ж. р.] Ра; владычица [=ж. р.] Обеих земель [=Египта]; Хор [м. р.] - владыка [=м. р.] Дедет-аху, Хр..т [=изобретённая (!) женская форма мужского имени Хор], любимая [=ж. р.] богом Ра».

Эти нерегулярности можно объяснить необычностью задачи, с которой столкнулись египтяне при изображении и описании женщины-фараона, а также их неуверенностью, в каком именно облике царица-фараон должна представать в общественном сознании. Проще говоря, они были в полном недоумении.

Ещё один признак того, что египтяне-ваятели столкнулись с затруднениями, - это явные попытки коррекции зримого облика фараона-женщины. Об этом свидетельствует фрагмент поразительной статуи Себекнеферу из розовато-жёлтого кварца, хранящийся в Лувре. Фигура лишена головы и нижней части туловища, но по фрагменту торса ясно, что одеяние Себекнеферу совмещало элементы мужского и женского костюма. Поверх типичного женского одеяния - сарафана - на царице надета мужская юбка-килт фараоновского типа, завязанная впереди узлом. По верху юбки обозначен мужской пояс, расположенный, однако, очень высоко, что обычно для женского костюма. Головина по этому поводу пишет: «Возможно, в луврской статуе мы встречаемся с самой ранней из известных нам попыток методами визуального искусства решить особую идеологическую сверхзадачу: совместить женский облик исторической носительницы верховной власти и вневременной, мужской по своему мифологическому определению образ царя»

Себекнеферу, считают египтологи, несомненно, стала образцом для подражания для другой женщины-фараона, великой Хатшепсут, которая правила Египтом на 300 лет позже и в решении гендерной проблемы пошла гораздо дальше. Хорошо известны её скульптурные изображения, в том числе в виде «бородатого» сфинкса.

Древнеегипетские источники не дают никакого ответа на вопрос, насколько велика была власть женщины-фараона в Древнем Египте. Что она получала, облачаясь в одеяния фараона? Несметное богатство? Беспредельное могущество? Обожествление? Свободу? Или главная ценность и потому притягательность фараоновской власти - гигантская царская усыпальница, гарантирующая вечную жизнь среди богов?

Женщины современной западной цивилизации обладают правом самостоятельного выбора: сколько иметь детей и иметь ли вообще, работать или не работать вовсе, доверять свои избирательные права или самой идти во власть. Нужна ли была свобода выбора женщинам Древнего Египта? Ведь египтологи уверяют, что идея свободы как высшей ценности не была знакома Древнему Востоку. Впрочем, исчезнувшие миры стоит судить только по законам, ими самими над собою признанными и к тому же не всегда нам понятными.