Социально-экономический и политический строй ассирии. Государственное устройство Система высших органов ассирийской власти

Политический строй. Урартскую державу вполне можно считать типичным деспотическим государством Древнего Востока. Власть урартских владык была неограниченной. Урартский царь являлся как верховным главнокомандующим урартской армии, так и верховным жрецом государства. В отличие от соседних государств, таких как Ассирия и Вавилония, в Урарту нет следов существенного влияния религиозных норм или нормативно-правовых регуляторов общественной жизни. В этом смысле урартский деспотизм был абсолютным, а государственная культура практически не развита.

К примеру, урартские храмовые хозяйства не имели такого значения, как храмовые хозяйства, например, государств Месопотамии. Ведущая роль принадлежала царским хозяйствам, причём целые города и районы считались царской собственностью.

Политический строй Урарту был направлен на осуществление основных задач, стоявших перед государством. Такие обстоятельства как организация непрерывного притока рабов-военнопленных, борьба за политическую гегемонию в Передней Азии, необходимость держать в покорности и смирении эксплуатируемые социальные группы своей страны требовали особого внимания к армии и к военной организации. Известно, что урартские цари прилагали много усилий по оснащению и совершенствованию вооруженных сил. Их основу составляла профессиональная армия, полностью находившаяся на царском попечительстве. Мастерство урартов в тренировке лошадей, предназначенных для конницы, отмечали даже ассирийцы. В надписях часто сообщается о достижениях урартских правителей в конных прыжках и стрельбе из лука. Армия считалась основой могущества и самого существования Урарту.

Система управления. Система управления на местах и разделение царства на отдельные округи, во главе которых находились наместники, была проведена в Урарту с большой последовательностью, что имело исключительное значение для укрепления Ванского царства. Стремясь к централизации, цари постоянно направляли правителям областей и чиновничьему аппарату многочисленные, порой мелочные предписания. Восстания и разного рода неурядицы говорят о том, что, в конечном счете, урартским царям не удалось создать прочное централизованное государство. О непрочности урартской власти на периферии свидетельствуют неоднократные походы урартов в те области, которые считались уже входящими в состав Ванского царства.

Форрер полагал, что реформа административного управления Ассирии, проведенная Тиглатпаласаром III, имела в качестве образца именно урартское административное управление. Но в целях борьбы с чрезмерным усилением наместников округа Ассирии были меньше по размерам. В Урарту же административные районы были крупнее, и чрезмерно усилившиеся урартские наместники пытались нанести решительный удар царской власти.

Ядро Урарту окружали многочисленные полузависимые и союзные владении и царства, чья верность центральной власти находилась исключительно в прямой зависимости от военно-политических успехов урартских царей. Урартское государство объединяло области, весьма отличающиеся по этническим особенностям и по уровню хозяйственного развития. Усилия власти по подъему экономики были тщетны и не привели к созданию единой хозяйственной системы. Сформировались два экономических центра – ванский и закавказский.

Внешняя политика. Походы в северные области. Этапы борьбы с Ассирией. Передвижения киммерийцев и скифов. Урартское государство на расцвете своего могущества представляло собой великую военную державу.

Консолидация первых урартских государственных образований в середине IX в. до н.э. была вызвана необходимостью объединения усилий в борьбе с ассирийской агрессией. Первым царем объединенного Урарту стал Араму (864-845 гг. до н.э.), против его владений были направлены походы армии Салманасара III. Однако эти вторжения не помешали дальнейшему росту и усилению нового государства.

Рис. Цитадель урартских царей на Ванской скале в Тушпе, столице Урарту

http://ru.wikipedia.org/wiki/Файл:Van_kalesi.jpg

Следующий урартский правитель Сардури I (835-825 гг. до н.э.) официально оформляет свои великодержавные претензии. Он принимает пышный титул, который был полностью заимствован у ассирийских царей. Это был прямой вызов могучей державе Древнего Востока.

Разнообразие надписей повествует о многочисленных походах. Урартские войска проникают в царство Манна, расположенное южнее озера Урмия, с фланга пытаются обойти Ассирийскую державу. Урарты уводили из захваченных областей в качестве добычи многочисленные стада, но в отличие от ассирийских набегов они не занимались разорением присоединяемых территорий.

Признанным создателем урартского могущества считается царь Менуа (810-786 гг. до н.э.). Он уделял большое внимание организации армии. Урартская армия переходит на лучшее в Передней Азии ассирийское вооружение и ассирийские военные доспехи. Военные походы Менуа, с его личным участием, идут в двух направлениях – на юго-запад, в сторону Сирии, где его войска овладевают левобережьем Ефрата, и на север, в сторону Закавказья. Походам свойственна особенность захвата без крушений для сохранения политической гегемонии Урарту и выплаты дани. Часто во вновь присоединенных областях строились крепости, становившиеся административно-хозяйственными центрами. К примеру, на левом берегу Аракса была возведена крепость Менуахинили, ставшая важным опорным пунктом для дальнейшего продвижения в Закавказье.

При Аргишти I (786-764 гг. до н.э.) - сыне и приемнике Менуа – Урартское государство вступило в решающую схватку с Ассирией за лидерство в Передней Азии, за господство на основных торговых путях, проходивших через Восточное Средиземноморье. Правление Аргишти – это зенит могущества Урартского государства. Совершенная армия позволяла ему с успехом осуществлять все военные начинания. На юге серией последовательных походов и заключением союзов урартский правитель осуществлял планомерный фланговый охват Ассирии. Его войска проникают в Северную Сирию. На юго-востоке урарты, включив в орбиту своего влияния Маннейское царство, спускаются по горным долинам до бассейна Диялы, выходя за границы Вавилона. В итоге Ассирия оказывается охваченной с трех сторон владениями Урарту и его союзников.

Также огромное значение Аргишти придавал продвижению на север, в Закавказье. На этом месте урартские войска доходят до границ Колхиды (Колхи) в Западной Грузии, форсируют Аракс и овладевают обширной территорией на его правобережье вплоть до озера Севан. Здесь строятся города - крепости Эребуни и Аргиштихинили. Военные успехи Урартской державы были тесно связаны с функционированием всей социально-экономической системы урартского общества, что и объясняет его расцвет в VII в. до н.э.

В это же время в Передней Азии назревала решительная военная схватка за гегемонию, и в этих условиях Ассирия наносит свой первый удар. В 743 г. до н.э. обновленная, благодаря Тиглатпаласару III, ассирийская армия побеждает в решительном сражении возглавляемую Урарту коалицию в Северной Сирии около города Арпада. В 735 г до н.э. Тиглатпаласар III совершает поход в центр Урартской державы, в район озера Ван. Ассирийские тексты с восторгом описывают успехи своих войск. Но несмотря на осаду столицы урартов Тушпы, ассирийцы так и не смогли овладеть ее укрепленной цитаделью. В открытом военном противоборстве с Ассирией Урарту всё же потерпело свое первое поражение, но схватка за лидерство была не окончена.

Рис. Урарту в период наибольшей территориальной экспансии в 743 г. до н. э.

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Urartu_743-ru.svg?uselang=ru

Ассирия собирается с силами для второго удара по своему основному сопернику, являющегося одновременно конкурентом.

Рис. Надпись на фундаменте храма в крепости Эребуни на холме Арин-Берд близ Еревана.

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Urartu_Cuneiform_Argishti_1.jpg?uselang=ru

Этот удар был осуществлен во время правления урартского царя Русы I (735-714 гг. до н.э.). Во внешней политике Руса I старался избегать открытой борьбы с Ассирией, но одновременно он поддерживал всевозможные антиассирийские настроения и действия. Вторжение кочевников-киммерийцев в северные области Урарту затрудняло активную политику на юге. Однако вместе с тем Руса I продолжает расширять свои владения в Закавказье к северо-востоку от озера Севан. В этом районе, по всей видимости, Руса I создавал опорную военно-хозяйственную базу для поддержки царства Манна, опасавшегося роста ассирийского могущества. В то же время строится и новый город-крепость Русахинили, вероятно, ставший новой столицей.

Рис. фрагмент бронзового шлема эпохи Сардури II, на котором изображён популярный среди древних обществ мотив «Дерева жизни».

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Urartu_Helmet_Fragment_2~.jpg?uselang=ru

Наблюдая за тем, как Руса I укрепляет Урартскую державу, Ассирия всё же решается нанести своему сопернику военный удар. В 714 году до н.э. ассирийская армия, возглавляемая Саргоном II, направилась в области к востоку от озера Урмия против местных правителей, искусно натравливаемых на Ассирию урартским царем. Руса I счел момент удобным для решающего сражения и попытался со своими войсками зайти в тыл ассирийской группировки. Сражение произошло в горной местности и кончилось поражением урартов. Разрушая всё на своем пути, ассирийцы разорили создаваемый Русой I хозяйственный комплекс. На обратном пути Саргон II во главе тысячи всадников совершил стремительный переход по горам и внезапным ударом захватил урартский культовый центр Мусасир. По всему маршруту похода ассирийцы последовательно пытались нанести максимальный урон противнику, подорвать экономическую мощь Урарту.

Рис. Урарту во время правления Арамы

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Urartu_860_840-ru.svg?uselang=ru

Исходя из точки зрения международных отношений значение похода 714 года весьма велико. Урартская держава потерпела окончательное поражение в борьбе за политическую гегемонию в Передней Азии, уступив место Ассирии. Почти столетнее урартско-ассирийское соперничество закончилось победой Ассирийской военной державы.

Падение Урарту. После своего военного поражения Урарту отказалось от борьбы за лидерство в Передней Азии, однако урартские цари всё же продолжали вести антиассирийскую политику. Однако настоящая угроза Урартскому государству крылась не в Ассирии, а в скифских племенах, проникших в Переднюю Азию вслед за киммерийцами. Удары скифов были тем опасны, что они затрагивали глубокие тылы Урарту, оставшиеся почти недосягаемыми для ассирийцев. Лишенное крупных масс военнопленных, вынужденное уделять особое внимание обороне, Урарту постепенно сдает свои позиции на международной арене.

В начале VI в. до н.э. Урарту попадает в зависимость от Мидии, а к 590 до н.э. полностью прекращает свое существование. Благодаря археологическим раскопкам в Тейшебаини (Кармир-блур), открыта яркая картина гибели последних оплотов Урарту в Закавказье, взятых штурмом разграбленных и сожженных торжествующими победителями. Огромная часть бывших урартских владений досталась Мидии.

Рис. Урарту во время правления Сардури I

http://commons.wikimedia.org/wiki/File:Urartu_840_820-ru.svg?uselang=ru

Ассирия – государство, существовавшее с XXIV в. до н. э. и до VII в. до н. э. Она завоевала большую часть Ближнего Востока, создала новую политическую систему и оказала воздействие на эллинистические и восточные культуры. Военные и научные технологии Ассирии повлияли на развитие древних цивилизаций и использовались ведущими державами Античной эпохи.

В период своего расцвета Ассирия занимала территорию от Восточного побережья Средиземного моря до Каспия. В ее состав входили крупнейшие реки Междуречья: Тигр и Евфрат.

В XXI столетии на месте Древней Ассирии размещены следующие государства:

  • Иран (частично);
  • Турция (частично);
  • Ливан;
  • Ирак;
  • Сирия;
  • Израиль;
  • Саудовская Аравия (частично);
  • Иордания (частично).

Рельеф Ассирии представлен равнинами, пустынями и гористыми местностями. На севере древней страны находились горы Тавра, откуда брала начало река Тигр. Большая часть территории государства располагалась на плато Джезире и Месопотамской низменности, где проходили важные торговые пути.

Условно Ассирия была поделена рекой Большой Заб на 2 земледельческих района, орошаемые при помощи притоков.

Древнейшим городом Ассирии является Ниневия, возникшая в результате слияния множества культур эпохи Неолита. Она стала столицей государства в новоассирийском периоде. Первым столичным городом державы стал Ашшур, разрушенный в VII столетии до н. э.

Статус столицы также имели следующие города:

  • Шубат-Энлиль и Экаллатум (столица с 1807 по 1720 гг. до н. э.);
  • Кар-Тукульти-Нинурта (столица с 1210 по 1207 гг. до н. э.);
  • Кальху (столица с 870 по 707 гг. до н. э.);
  • Дур-Шаррукин (столица с 707 по 690 гг. до н. э);
  • Харран (столица с 612 по 610 гг. до н. э.);
  • Каркемиш (столица с 610 по 605 гг. до н. э.).

Население северной Ассирии состояли преимущественно из амореев-кочевников и аккадцев. На юге страны проживали вавилоняне и древние ассирийцы. В нынешнее время большая часть территории бывшей Ассирии заселена иракскими арабами, туркменами, сирийцами, курдами и турками.

Историческое значение Ассирии и основные достижения

Ассирия – древняя цивилизация, сумевшая организовать первую в мире дисциплинированную регулярную армию. Ее солдаты впервые использовали вооружение, изготовленное из железа.

Это государство достигло успехов в искусстве осады и конструировании дальнобойных орудий. Ассирийские военачальники создали первые прототипы онагров и баллист, применявшихся в римских армиях. Военные реформы позволили государству захватить Переднюю Азию и покорить Египет.

В следующей таблице представлена структура среднестатистического войска Ассирии:

Виды вооружения Технические приспособления Рода войск
Железные мечи Осадные башни Пехота
Боевые топоры Тараны Копьеметатели
Дротики Штурмовые лестницы Конница
Копья Боевые колесницы
Щиты Пращники
Панцири
Праща

Ассирия достигла успехов в таких областях науки, как инженерия, астрономия и медицина. Ассирийские специалисты построили первые водопроводы, каналы и акведуки длиной 3 км. Научные труды хранились в библиотеке города Ниневия.

В них указывались результаты наблюдения ассирийских ученых. После разгрома государства библиотека была частично уничтожена. Рукописи и книги были перемещены в другие города. В середине XIX столетия археологи обнаружили останки библиотеки Ниневии и собрали оставшиеся научные труды.


Ассирия древняя цивилизация. Достижения

Ассирийские творцы смогли воссоздать огромное число предметов изобразительного искусства, литературы и поэзии. В произведениях описывались традиции Месопотамии и Междуречья. Ассирия оказала влияние на развитие культуры, искусства и архитектуры Ирана, Парфии и Персии.

Государственное устройство и правители

Верховные правители Ассирии носили титул Ишшиаккум. Они обладали частичной властью и могли передавать ее по наследству. Ишшиаккум занимался духовной и строительной отраслью страны. Верховные правители являлись главными жрецами, землеустроителями и военными вождями.

Политику Ассирии определял Совет старейшин. Его работники назывались “лимму”. Каждый член Совета старейшин возглавлял казначейства, определявшие развитие государственных институтов Ассирии.

В государстве сложилась система общинного самоуправления. По мере расширения границ державы усиливалась власть Верховного правителя. Постепенно места в Совете Старейшин стали занимать приверженцы Ишшиаккума, что привело к установлению абсолютной монархии.

Первым Ишшиаккумом Ассирии являлся Тудия, последним — Ашшур-убаллит II.

На развитие государства оказали крупное воздействие следующие правители:

Большинство царей Ассирии погребены в городе Ашшуре. При проведении археологических раскопок в местах захоронения были обнаружены драгоценности и личные вещи правителей.

Династии

Первые правителями Ассирии являлись племенными вождями или градоначальниками нома Ашшур. Периоды их правления характеризовались военной демократией с элементами общинного строя. Первую ассирийскую династию основал Пузур-Ашшур I в начале XX в. до н. э. При ней начал ослабевать общинный строй и появились первые органы самоуправления. Династия Пузур-Ашшура I была свергнута амореями.

В XIX столетии до н. э. власть в Ассирии захватывает династия Шамши-Адада I. За период ее правления складывается государственность. Ассирия становится царством, а правители приобретает абсолютную власть. Династия Шамши-Адада I прекратила существование в VIII в. до н. э. в результате междоусобных войн при Тиглатпаласаре III.

Последняя ассирийская династия сформировалась в 721 г. до н. э. после вступления на престол царя Саргона II. К власти Саргониды пришли после переворота.

Они устранили законного наследника Салманасара V и нарушили закон о престолонаследии. Во время правления этой династии Ассирия стала империей, где Ишшиаккум имел абсолютную власть. При династии Саргонидов ассирийское государство распалось из-за многочисленных набегов со стороны Мидии и Вавилонии.

Исторические периоды развития

Историки выделяют 3 исторических периода развития: староассирийский, среднеассирийский и новоассирийский.

Староассирийский период (с XXV-XXIV в. до н. э. до XV в. до н. э.)

Ассирия – древняя цивилизация, образовавшаяся на территории аравийской пустыни. Изначально центром державы был город Ашшур. Он был назван в честь Бога войны Ашшура и являлся столицей одноименного нового государства. Ассирийцы занимались выращиванием злаковых культур и винограда.

Они использовали технологии орошения земли, что способствовало увеличению урожая на засушливой земле. В восточной части страны были развиты отрасли земледелия и скотоводства. Постепенно Ашшур начинал оказывать воздействие на торговые пути Малой Азии и Южной Месопотамии.

Во 2 тысячелетии до н. э. ассирийцы захватили колонию Гасур, где находились крупные залежи металлов. При колонизации Малой Азии ассирийское государство начало импортировать кожу, шерсть и древесину. Взамен Ассирия экспортировала продукцию земледелия и скотоводства. В колонии пребывали ассирийские ремесленники и мастера, развивающие добычу сырья и расходуемых материалов.

В староассирийский период Ассирия являлась государством с рабовладельческим строем. Земли, принадлежащие общине, обрабатывались рабами. Общинная территория подвергалась переделам и передавалась в частную собственность.

Жители, имевшие во владении землю, становились представителями высших слоев населения. Они могли приобретать рабов на долгий срок. В большинстве случаев рабы приобретались путем торговли или во время военных кампаний.

В XX столетии до н. э. экономика Ассирии была частично разрушена из-за образования Хеттского царства, блокировавшего торговые пути в Малой Азии, и государства Мари, захватившего территории реки Евфрата. В этот период Ишшиаккумы организовали первые военные походы.

Ассирия захватила города северной Месопотамии и восстанавливает торговлю с западными державами. В 1781 г. до н. э. она установила протекторат над Мари и оккупировала сирийское поселение Катной.

Ассирия являлась древней цивилизацией, ведущей агрессивную наступательную политику. В староассирийский период она вела войны на восточном, северном и западном направлениях.

Но данное государство поддерживало нейтральные отношения с южными державами Междуречья: Вавилонией и Эшнунной. В результате территориальной экспансии Ассирия завладела территориями Малой Азии и восточного Средиземноморья в XIX и XVIII вв. до н. э.

В последние годы староассирйиского периода Ассирией правил царь Шамши-Адад I. Он укрепил власть Ишшиаккума и частично упразднил функции Совета старейшин. Ассирия была поделена на округа и хальсумы – провинции.


Ассирия во время правления Шамши-Адад I.

Во главе административных единиц стояли наместники, назначенные по приказу правителя. После реорганизации в стране появилась налоговая система и регулярная армия, состоящая из обученных воинов и народного ополчения.

В конце XVI столетия до н. э. Ассирия вступила в войну с Вавилонией, находящейся под управлением Хаммурапи. Союзниками вавилонского правителя стали государство Мари и Митаннийское царство. Находясь в окружении противников, Ассирия потерпела поражение в войне и потеряла оккупированные территории. Экономическая обстановка в стране ухудшилась из-за потери торговых путей в Малой Азии и Сирии.

Среднеассирийский период (с XIV в. до н. э. до X века до н. э.)

В начале среднеассирийского периода Ассирия начала военную кампанию для возвращения земель, утраченных в войне с Вавилонией и Митаннийским царством. Она заключает союз с Египтом, возглавляемым фараоном Тутмосом III. Этот союз способствовал развитию дипломатических отношений между государствами и позволял контролировать северную часть Аравийского полуострова.

Союзники создали транспортные пути через восточное побережья Средиземного моря и организовали совместную торговлю. В начале XIV столетия до н. э. ассирийский правитель Ашшур-убаллит I устраивает переворот в Вавилонии. В результате вавилонский трон занимают ставленники, поддерживающие политику Ассирии.

Во время правления царей Адад-нерари I и Салманасаре I Ассирия осуществила захват западных территорий Митаннийского государства. Ассирийские солдаты взяли в плен 30 000 человек и продолжили наступление на север для оккупации Закавказья.

В XII в. до н. э. казна Ассирии была опустошена из-за непрерывных войн, что привело к упадку государства на международной арене. Восстановить экономику удалось спустя столетие, после прихода к власти Тиглатпаласара I. Экономическому подъему Ассирии способствовали упразднение Хеттского царства и раздробленность Египта.

Ассирия организовала 30 походов на Сирию и Северную Финикию, захватив переправы через реки Тигр и Евфрат. Ассирийские правители заставили жителей оккупированных территорий платить дань, купцы облагались повышенными пошлинами, что позволило устранить дефицит денежных средств в казне.

В этот период была построена крепость Ниневия, предназначенное для охраны царских сокровищ. После упадка древнего Ашшура она стала столицей Ассирии.

В среднеассирийский период население Ассирии продолжало быть рабовладельческим. Появились классы землевладельцев, купцов, жрецов и придворной знати. Земля находилась в собственности общинников, контролировавших системы орошения.

Цари потеряли абсолютную власть и занимались религиозными или военными сферами. Роль Совета старейшин уменьшалась, государственное управление осуществлялось ассирийской знатью, формировавшаяся из крупных общинников.

В конце XI в. до н. э. Ассирия испытывала набеги со стороны кочевых племен арамеев, расселившихся по всей территории страны. В течение 150 лет страна находилась в раздробленном состоянии.

С наступлением нового тысячелетия было открыто железо. Ассирия применяла этот материал для изготовления орудий, щитов и осадных сооружений. Торговля железом и политический кризис в Вавилоне способствовали подъему Ассирии на международной арене. В конце среднеассирийского периода на карте мира появляются новые державы: Мидия, Лидия и Персия.

Новоассирийский период (с IX в. до н. э. до VII в. до н. э.)

В IX столетии до н. э. Ассирия была провозглашена империей. Она возобновила экспансию на территории Ближнего Востока. Захваченные земли полностью разорялись, а местные жители переселялись в отдаленные районы страны. Массовые убийства привели к недостатку человеческих ресурсов. Ассирия испытывала нехватку рабов и чиновников для сбора налоговых поступлений.

Власти Ассирии начали проводить милитаризацию страны, что ухудшило отношения с другими государствами Востока. Жители торговых городов, освобождавшиеся от военной службы, были лишены своих привилегий. Особые права сохранял Вавилон. Этот город в течение долгого времени являлся культурной столицей Ассирии.

Здесь строились крупные храмы, дворцы и архитектурные статуи. Население Вавилона выступало против политики ассирийских правителей и устраивало восстания. В VII столетии до н. э. город был уничтожен по приказу царя Синаххериба. Разорение Вавилона привело к массовым беспорядкам в Ниневии, поэтому город был заново отстроен.

В 1 тысячелетии до н. э. в Ассирии наступил политический кризис, вызванный милитаризацией государства и постоянными войнами. На международной арене появилась держава Урарту, осуществляющая набеги на Сирию и Малую Азию.

Из-за большой коррупции и раздробленности армии Ассирия несла поражения в войне с Урарту. Поэтому с приходом к власти царя Тиглатпаласара была проведена военная реформа. Правитель укомплектовал боеспособную армию из обученных воинов и расформировал ополчение, имевшее низкую эффективность при обороне и наступлении.

Тиглатпаласар увеличил количество легких пехотинцев и создал конные подразделения. Стали применяться панцири и шлема для защиты воинов. После военной реформы армия сопровождалась жрецами и музыкантами, поднимающими боевой дух рекрутов.

Была создана система агентов и разведчиков, собирающих информацию о противнике. Обновленная армия насчитывала 120 000 солдат, разделенных на отряды по 10 – 1000 человек. В ассирийских войсках полностью отсутствовали наемники. В результате военной реформы Тиглатпаласар совершил 2 успешные военные кампании, захватив территорию Урарту.

Гибель Ассирии

В 614 г. до н. э. против Ассирии выступила военная коалиция. В ее состав входили Мидия, Вавилон и кочевые племена скифов. После длительных осад были захвачены города Ашшур и Ниневия. Разгром ассирийцев произошел в 605 г. до н. э. Ассирийская армия потерпела поражения от войск вавилонского царя Навуходоносора.

Причины гибели Ассирийской державы:

  • восстания жителей оккупированных территорий;
  • политическая нестабильность внутри государства;
  • объединение Вавилонии и Мидии;
  • появление железных орудий у других стран.

Ближневосточные державы поделили территорию Ассирии. Ассирийские правители и знать подверглись суду и были казнены.

Культура Ассирии

Ассирия – древняя цивилизация, сочетающая в себе культурные особенности народов Древнего Востока. Ассирийская культура формировалась в результате захвата новых территорий и стран. Особое влияние на нее оказала Вавилония. Ассирия переняла у данного государства элементы письменности. Была создана система библиотек, где хранилось свыше 25 000 книг, рукописей и глиняных табличек.

В архивах Ассирии были собраны древние трактаты по медицине и математике, кулинарные и хозяйственные рецепты, произведения шумеров и юридическая документация. В библиотеках Ассирии работали профессиональные писцы, переписывающие сотни произведений великих деятелей Древнего мира. С помощью этих письменных источников современные историки смогли узнать о повседневной жизни ассирийцев, их обычаях и традициях.

Искусство и архитектура

Ассирия – древняя цивилизация, оказавшее влияние на развитие искусства и архитектуры Ближнего Востока. Ассирийские произведения архитектуры и искусства представлены многочисленными барельефами, сохранившимися до нынешнего времени.

Ассирийцы украшали здания росписями и комплексными орнаментами. Чаще всего зодчие и художники изображали быков с крыльями и человеческими головами, символизировавших ассирийских правителей. Строительные технологии Ассирии использовались при возведении персидских дворцов и замков, считающихся шедеврами искусства и архитектуры.

Религия

Ассирийцы являлись язычниками и верили преимущественно в вавилонских Богов.

Мардук

Особое место в ассирийской мифологии занимал Ашшур, являвшегося аналогом вавилонского Бога войны Мардука.

Божества считались бессмертными и могущественными.

Они обладали недостатками и достоинствами обычных людей и имели уникальное предназначение.

Жители Ассирии верили в Бога, близкого к роду их деятельности. Они отдавали почести и проводили религиозные церемонии.

Широкой популярностью среди ассирийцев пользовались божественные амулеты и обереги, защищавшие от воздействия отрицательной энергии.

Часть населения сохраняла древние верования и суеверия, возникшие до захвата Вавилонии.

Современные потомки ассирийцев являются приверженцами христианства. Они принадлежат к Халдейской католической церкви Востока.

Могучая Ассирия является древней цивилизацией, определившей вектор развития истории человечества. Это государство создало основы фундаментальных наук и оказало влияние на искусство, религию и культуру стран Ближнего Востока и Эллады.

Ассирийские полководцы создали новые тактики ведения войны и сформировали структуру регулярной армии. Несмотря на развитие социальной и духовной сфер, Ассирия являлась милитаризованным государством, ведущим политику экспансии, что привело к частым бунтам и последующему распаду страны.

Оформление статьи: Мила Фридан

Видео про ассирийскую цивилизацию

Становление Ассирии и Нового Вавилона:

План

1 Земельные отношения и характер общины.

2 Рабство и уровень его развития в Ассирии и Хеттском царстве.

3 Семейные отношения.

4 Классовый и сословный характер права по данным судебников.

Источники

3 Хрестоматия по истории Древнего Востока: Учебное пособие, в 2-х частях. Ч. 1 / под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М. : Высшая школа, 1980. 328 с.

4 Хрестоматия по истории по истории древнего мира / под ред. В. В. Струве. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство министерства просвещения РСФСР, 1956. Т. 1. Древний Восток. 361 с.

Список литературы

1 Волков А. В., Непомнящий Н. Н. Хетты. Неизвестная империя Малой Азии. М. : Вече, 2004. 288 с.

2 Гарни О. Р. Хетты. Разрушители Вавилона. М. : Центрополиграф, 2009. 296 с.

3 Герни О. Р. Хетты. М. : Наука, 1987. 233 с.

5 Маккуин Дж. Г. Хетты и их современники в Малой Азии. М. : Наука, 1983. 183 с.

6 Нефедов С. А. Война и общество. Факторный анализ исторического процесса. М. : Издательский дом «Территория будущего», 2008. 752 с.

7 Саггс Х. Вавилон и Ассирия. Быт, религия, культура. М. : Центрполиграф, 2004. 234 с.

8 Садаев Д. Ч. История древней Ассирии. М. : Наука, 1979. 247 с.

Цель занятия – выявить общие и особенные черты в общественном строе древневосточных государств.

При характеристике ассирийской и хеттской общин определите особенности, которые повлияли на социальные отношения внутри них. Охарактеризуйте права общины на землю в этих государствах, влияние внешнеполитических факторов на развитие общин. Отметьте, каковы были условия пользования и владения землей в общинах, существовали ли какие-нибудь ограничения в распоряжении землей, кто имел право быть общинником? Какие статьи из законов могут свидетельствовать о расслоении общины и в каком изучаемом государстве?

Во втором пункте плана занятия, анализируя источники, нужно ответить на следующие вопросы: каковы источники рабства, уровень развития работорговли, положение рабов, категории рабов? Одновременно, сопоставляя положение рабов в хеттском и ассирийском государствах, объясните причины сходства и различий этого положения.

Характеризуя семейные отношения, также сопоставьте ассирийский и хеттский судебники. Определите наиболее суровое законодательство в области семейного права, отметьте, в чем сказались пережитки родового права, каков характер семьи в изучаемых государствах.

В последнем пункте плана выделите в судебниках черты классовой и сословной направленности и правовых установлений. Ответьте на вопрос: Как отразился в судебниках уровень общественного развития изучаемых государств.

Тема 6. Организация Персидской державы при Дарии I

План

1 Приход Дария к власти.

2 Управление покоренными областями.

3 Подати и повинности жителей сатрапий.

4 Политика царя по отношению к привилегированным сословиям Персидской державы.

Источники

1 Практикум по истории древнего мира. Вып. 1. Древний Восток. М., 1989.

2 Практикум по истории древнего мира. Выпуск I. Древний Восток. М., 1981.

3 Хрестоматия по истории Древнего Востока: учебное пособие, В 2-х частях. Ч. 1 / под ред. М. А. Коростовцева, И. С. Кацнельсона, В. И. Кузищина. М. : Высшая школа, 1980. 328 с.

4 Геродот. История. Любое издание.

Список литературы

1 Дандамаев М. А., Глуконин В. Г. Культура и экономика древнего Ирана. М. : Наука, 1980. 419 с.

2 Дандамаев М. А. Политическая история Ахеменидской державы. М. : Наука, 1985. 324 с.

4 Каменев А. И. История государственного и военного управления. Ч. 1. Исторические уроки Древнего Востока и Китая. Балашиха: Изд-во военно-технического университета, 2006. 177 с.

5 Пигулевская Н. В., Якубовский А. Ю., Петрушевский И. П. [и др.]. История Ирана с древнейших времен до конца XVIII века. Л. : Изд-во Ленинградского гос. ун-та, 1958. 391 с.

6 Фрай Р. Наследие Ирана. М. : «Восточная литература» РАН, 2002. 436 с.

Главными источниками по теме являются надпись Дария I на Бехистунской скале и труд греческого историка Геродота «История».

В первом вопросе, основываясь на Бехистунской надписи и монографической литературе, студент должен рассказать о приходе к власти Дария I.

Во втором и третьем пунктах плана раскрывается система управления персидским государственным аппаратом покоренными и зависимыми территориями.

В четвертом вопросе, анализируя документы, расскажите о политике персидского царя к привилегированным сословиям не только персомидийской этнической принадлежности, но и завоеванных областей.

Тема 7. Образование централизованного государства в Китае: империя Цинь

План

1 Экономическая и социально-политическая жизнь Китая в период Чжаньго.

а) Состояние общины и условия для проведения последующих реформ.

б) Краткая характеристика социально-политических учений (даосизм, легизм, конфуцианство, моизм).

в) Реформы Шан Яна.

г) Объединение страны Цинь Шихуаном.

2 Государственное устройство империи Цинь.

а) Внутриполитическая деятельность Цинь Шихуана.

б) Внешняя политика.

в) Проблемы официальной идеологии.

3 Падение империи Цинь.

4 Личность императора и его роль в истории Китая.

Источники

1 Книга правителя области Шан. М. : Ладомир, 1993. 392 с.

2 Конфуций: Лунь Юй. М. : Восточная литература, 2001. 168 с.

3 Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи). Т. 2. М. : Восточная литература, 2003. 567 с.

Список литературы

1 Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. Т. 1. Философия. М. : Восточная литература, 2006. 727 с.

2 Духовная культура Китая. Энциклопедия в 5 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. Т. 4. Историческая мысль и правовая культура. М. : Восточная литература, 2009. 935 с.

3 История Китая / под ред. А. В. Меликсетова. М. : Высшая школа, 2002. 736 с.

4 Малявин В. В. Империя ученых. М.: Европа, 2007. 384 с.

5 Малявин В. В. Китайская цивилизация. М. : Апрель, 2000. 632 с.

6 Никифоров В. Н. Очерк истории Китая. II тысячелетие до н.э. – начало ХХ столетия. М. : Инст. Дальнего Востока РАН, 2002. 448 с.

7 Переломов Л. С. Империя Цинь. М.: Изд-во Восточной литературы, 1962. – 243 с.

8 Переломов Л. С. Конфуций: жизнь, учение, судьба. М. : Наука, 1993. 408 с.

9 Переломов Л. С. Конфуцианство и легизм в политической истории Китая. М. : Наука, 1981. 340 с.

10 Рубин В. А. Идеология и культура древнего Китая. М. : Наука, 1970. 72 с.

11 Сигэки Каидзука. Конфуций. Первый учитель Поднебесной. М. : Центрполиграф, 2007. 269 с.

12 Фань Вань-Лань. Древняя история Китая. М. : Издательство Академии Наук СССР, 1958. 297 с.

В первом вопросе необходимо рассмотреть предпосылки объединения древнекитайского государства, охарактеризовать положение общины в Китае. Необходимо также дать характеристику социально-политических учений (даосизма, конфуцианства, легизма, моизма), которые в значительной степени определили духовное и политическое развитие китайского общества и государства. Также необходимо доказать, что реформы Шан Яна отвечали потребностям поступательного развития китайского общества. В этом же пункте плана следует раскрыть военно-политический процесс объединения страны Цинь Шихуаном.

Во втором пункте плана изучается внешняя и внутренняя полтика Цинь Шихуана. Нужно осветить, какие философские учения повлияли на формирование официальной идеологии империи Цинь.

Третий вопрос необходимо начать с изучения причин падения империи. Более подробно изучается народная война и антицинское восстание, которые привели к гибели империи.

Четвертый вопрос можно выполнить в форме доклада или реферата, акцентируя внимание, прежде всего, на роли Цинь Шихуанди в создании империи Цинь, а также значении этой империи в истории Древнего Китая.

Общественный строй. Всё население делилось на свободных и зависимых.

Зависимые – рабы. Рабы были царские, храмовые, частновладельческие. Источники рабства – воен. плен, за долги, по рождению. Имущество, которое имели рабы, наживалось с разрешения господина, считалось частью собственности господина и переходило к нему после смерти раба. Не ограничивалась власть господина над рабом. Лишь некоторые категории рабов, составлявших меньшинство, пользовались защитой закона. Это рабыни, имевшие детей от своих владельцев. Такие дети считались свободными. Порабощенные за долги не могли находиться в таком состоянии более трех лет.

Свободное население Вавилона делилось на полноправных и неполноправных. Полноправные граждане: * авилумы (человек, сын человека). Они владели землей, несли имущественные и личные повинности в пользу государства.

Неполноправные: * мушкену (находящийся на царской службе).

Жизнь авилума ценилась дороже, имущество мушкену ценилось выше.

^ Государственный строй.

Правитель – Энси («построивший храм»), в случаях, если его власть выходила за рамки города, правителю присваивался титул лугаля ("большого человека").

Форма правления – восточная деспотия, но не в полной мере, т.к. * лугаль был лишен судебной власти, она принадлежала чиновникам. * Обожествлялась только должность, а не человек. Для этого надо было проходить обряд посвящения ежегодно. * Власть Лугаля не распространялась на некоторые административные единицы.

Первый помощник Лугаля – Нубанда.

Вся территория делилась на области, ими управляли чиновники, которых назначал Лугаль. Община – низшая административная единица. Ими управляли старосты.

В Вивалоне были постоянные армии, состоявшие из воинов. За свою службу воины получали наделы.

10.Развитие государственного строя Древней Индии. Государственные институты в империи Маурьев?

Появляются сословия – варны. Первые варны были привилегированными: брахманы - варна, в которую вошли знатные жреческие роды, и кшатрии - варна, в которую вошла военная знать. Этим двум варнам противостояла основная масса свободных общинников, составлявшая третью варну - вайшьев. Участившиеся войны и усиление имущественного и общественного неравенства привели к появлению большого количества людей, не являвшихся членами общин. Этих людей называли шудрами. Они составляли четвертую низшую варну. Если чужаки и принимались в общину, то равных со свободными общинниками прав не получали. Они не допускались к решению общественных дел, не участвовали в племенном собрании.

Для каждой варны была сформулирована своя дхарма, т.е. закон образа жизни.



^ Государственный строй.

Развивалась концепция единоправителя, власть которого будто бы распространялась на огромные территории. Царь стоял во главе гос. аппарата и обладал законодательной властью. Царь сам назначал крупных государственных чиновников, являлся главой фискальной администрации, верховным судьей.

Поскольку при дворе часто устраивались заговоры, особое внимание уделялось охране царя. Большое значение придавалось службе надзора.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад. Паришад занимался проверкой всей системы управления и выполнением приказов царя. Кроме паришада существовал узкий тайный совет, состоящий из нескольких особо доверенных лиц.

Территория государства делилась на провинции, из которых четыре главные провинции обладали особым статусом. Во главе этих провинций находились царевичи. Наряду с делением на главные провинции существовало деление на обычные провинции, области, округа. Высокое положение занимали специальные чиновники по охране границ

Самым крупным и сильным государством того времени была Магадха. Наивысшего могущества это государство достигло в IV - III вв. до н. э. при династии Маурьев , объединившей под своей властью почти всю территорию Индостана. Магадхско-Маурийская эпоха рассматривается как особая веха в развитии древнеиндийской государственности. Это был период крупных политических событий. Создание объединенного индийского государства способствовало общению различных народов, взаимодействию их культур, стиранию узких племенных рамок. В эпоху Маурьев были заложены основы многих государственных институтов, получивших развитие в последующий период. Между тем, империя Маурьев являлась конгломератом племен и народов, стоявших на разных ступенях развития. Несмотря на сильную армию, крепкий аппарат управления, Маурьям не удалось сохранить единство государства. Во II в. до н. э. Индия распалась на множество государственных образований.



Одним из важнейших компонентов социального, общественного и экономического строя в Маурийский период являлась община. В общины объединялась значительная часть населения - свободные землевладельцы.

Самой распространенной формой общины была сельская, хотя в остальных районах империи еще существовали примитивные родовые общины. В течение долгого времени общины были изолированы друг от друга, но постепенно эта ограниченность и замкнутость нарушалась.

Вся система государственного управления была поставлена на службу военному делу и завоевательной политике ассирийских царей. Гражданские должности ассирийских чиновников тесно сплетаются с военными постами. Все нити управления страной сходятся к царскому дворцу, где постоянно пребывают важнейшие государственные чиновники, ведающие отдельными отраслями управления.

Обширная территория государства, превосходившего по своим размерам все предшествовавшие ему государственные объединения на древнем Востоке, требовала очень сложного и громоздкого аппарата государственного управления. Сохранившийся список чиновников эпохи Асархаддона (VII в. до н.э.) содержит перечень 150 должностей. Наряду с военным ведомством существовало и финансовое ведомство, ведавшее сбором податей с населения. Провинции, присоединённые к Ассирийскому государству, должны были уплачивать определённую дань. Области, населённые кочевниками, обычно уплачивали дань натурой в размере одной головы с 20 голов скота. Города и области с оседлым населением платили дань золотом и серебром, как это видно из сохранившихся податных списков. Налоги с крестьян взимались натурой. Как правило, в виде налога бралась одна десятая часть урожая, четвёртая часть фуража и некоторое количество скота. С прибывающих кораблей брали особую пошлину. Такие же пошлины взимались у городских ворот с ввозимых товаров.

От налогов освобождались только представители аристократии и некоторые города, в которых пользовались большим влиянием крупные жреческие коллегии. Так, мы знаем, что Вавилон, Борсиппа, Сиппар, Ниппур, Ашшур и Харран были освобождены от налога в пользу царя, обладая особыми правами самоуправления. Обычно ассирийские цари после своего вступления на престол особыми указами подтверждали эти права крупнейших городов. Так было при Саргоне и Асархаддоне. Поэтому после воцарения Ашшурбанипала жители Вавилона обратились к нему с особой петицией, в которой напоминали ему, что «лишь только наши владыки-цари вступали на престол, они тотчас же принимали меры к тому, чтобы подтвердить наше право на самоуправление и обеспечить наше благосостояние». Дарственные грамоты, дававшиеся аристократам, нередко содержат приписки, освобождавшие данного аристократа от повинностей. Эти приписки формулировались обычно следующим образом: «Не следует брать податей зерном. Повинностей в своём городе он не несёт». Если упоминается земельный участок, то обычно пишется: «Свободный участок, освобождённый от поставки фуража и зерна». Налоги и пошлины взимались с населения на основании статистических списков, которые составлялись во время периодических переписей населения и имущества. В сохранившихся списках из районов Харрана указываются имена людей, их родственные взаимоотношения, их имущество, в частности количество принадлежавшей им земли, и, наконец, имя того чиновника, которому они обязаны были уплачивать налоги.

Сохранившийся свод законов, относящийся к XIV в. до н.э., говорит о кодификации древнего обычного права, сохранившего целый ряд пережитков глубокой старины, как, например, остатки кровной мести или судебное испытание виновности человека при помощи воды (своего рода «ордалии»). Однако древние формы обычного права и общинного суда всё больше уступали своё место регулярной царской юрисдикции, находившейся в руках судебных чиновников, решавших дела единолично.

На развитие судебного дела указывает далее и установленная законом судебная процедура. Судопроизводство состояло из установления факта и состава преступления, допроса свидетелей, показания которых должны были подкрепляться особой клятвой «божественным быком, сыном солнечного бога», судебных испытаний и вынесения судебного приговора. Высший суд обычно заседал в царском дворце. Как видно из сохранившихся документов, ассирийские суды, деятельность которых имела своей целью укрепление существующего классового строя, налагали различные наказания на виновных, причём в ряде случаев эти наказания отличались большой жестокостью. Наряду со штрафами, принудительными работами, телесными наказаниями применялись и жестокие калечения виновного. Виновному отрезали губы, нос, уши, пальцы. В некоторых случаях осуждённого сажали на кол или обливали ему голову горячим асфальтом. Существовали и тюрьмы, которые описываются в документах, сохранившихся до нашего времени.

По мере роста Ассирийского государства возникала потребность в более тщательном управлении как собственно ассирийскими областями, так и завоёванными странами. Смешение субарейских, ассирийских и арамейских племён в один ассирийский народ привело к разрыву старых племенных и родовых связей, что потребовало нового административного деления страны. В далёких странах, завоёванных силой ассирийского оружия, часто возникали восстания. Поэтому при Тиглатпаласаре III старые большие области были заменены новыми, меньшими по размерам округами, во главе которых были поставлены особые чиновники (бел-пахати). Название этих чиновников было заимствовано из Вавилонии. Весьма возможно, что и вся новая система небольших административных округов также была заимствована из Вавилонии, где плотность населения всегда требовала организации мелких округов. Торговые города, пользовавшиеся привилегиями, управлялись особыми градоначальниками. Однако вся система управления в целом была в значительной мере централизована. Для управления обширным государством царь пользовался особыми «чиновниками для поручений» (бел-пикитти), при помощи которых все нити управления огромным государством сосредоточивались в руках деспота, находившегося в царском дворце.

В новоассирийскую эпоху, когда окончательно сформировалась Ассирийская держава, управление обширным государством требовало ещё более строгой централизации. Ведение постоянных захватнических войн, подавление восстаний среди покорённых народов и среди широких масс жестоко эксплуатируемых рабов и бедняков требовали сосредоточения верховной власти в руках деспота и освящения его авторитета при помощи религии. Царь считался верховным первосвященником и сам совершал религиозные обряды. Даже знатные лица, допущенные на приём к царю, должны были падать к ногам царя и «целовать перед ним землю» или его ноги. Однако принцип деспотизма не получил в Ассирии такого чёткого выражения, как в Египте в эпохи расцвета египетской государственности, когда было сформулировано учение о божественности фараона. Ассирийский царь даже в эпоху наивысшего развития государства должен был иногда прибегать к советам жрецов. Перед началом крупного похода или при назначении высокого чиновника на ответственную должность ассирийские цари спрашивали «волю богов» (оракул), которую им «передавали» жрецы, что давало возможность правящему классу рабовладельческой аристократии оказывать значительное влияние на политику правительства.