Иван Ильин: Поющее сердце. Жизненный и творческий путь И

Выдающийся советский архитектор-градостроитель Лев Александрович Ильин (1880-1942) родился в г. Тамбове 13(25) июня 1880 года. Отец, Александр Александрович Ильин, был художником-любителем и оказал большое влияние на первоначальное эстетическое, художественное развитие своего сына. В 1897 году Л. А. Ильин приехал в Петербург и поступил в Институт гражданских инженеров. Одновременно с занятиями в институте начал архитектурную практику - работал помощником городского архитектора в родном Тамбове. По окончании института в 1902 году некоторое время, для завершения художественного образования, учился в Академии художеств, в мастерской профессора Л. Н. Бенуа.

В первые же годы самостоятельной работы Л. А. Ильин показал себя активным и талантливым архитектором. Он становится членом Петербургского общества архитекторов и Общества гражданских инженеров. На протяжении долгих лет - с 1902 года и до самой революции - ведет большую общественную работу в этих обществах: участвует в работе конкурсных жюри, избирается в состав правления Общества гражданских инженеров. Все предреволюционные годы Л. А. Ильин принимает активное участие в многочисленных конкурсах, и постоянно его проекты отмечаются премиями *. В 1908 году Петербургское общество архитекторов включает Л. А. Ильина в состав своего комитета по подготовке выставки русской архитектуры на VIII Международном конгрессе зодчих, к работе которого Л. А. Ильин принимает участие. В этом же году Ильин становится от Общества гражданских инженеров членом оргкомитета Международной строительно-художественной выставки, которая организуется в Петербурге. В 1910 году Л. А. Ильин избирается в состав подготовительного комитета, который готовит созыв IV съезда русских зодчих (январь 1911 г., Петербург).

Среди предреволюционных работ Л. А. Ильина особого внимания заслуживают - громадный комплекс зданий больницы имени Петра Великого (ныне имени Мечникова) и архитектура ряда городских мостов - Михайловского (ныне Садового), Пантелеймоновского (ныне мост имени Пестеля), оба у Марсова поля, Народного моста на Мойке у Невского проспекта и Введенского моста у Витебского вокзала.

После Великой Октябрьской социалистической революции Ильин принимает участие в создании Музея города (ныне Музей истории Ленинграда), основанного в 1918 году по декрету, подписанному А. В. Луначарским. Л. А. Ильин был первым директором музея с 1918 по 1935 год. Одновременно он принимал участие в работе Ученого комитета градостроительства при Научном бюро градостроительства Отдела коммунального хозяйства Петроградского Совета (1921-1923). Задачей научного бюро было составление первых предложений по урегулированию плана Петрограда.

В 1925 году Ильин становится главным архитектором Ленинграда и остается на этом посту до 1938 года. Под его руководством разрабатывался первый советский генеральный план развития Ленинграда *, по которому и проводилось фактическое преобразование города на протяжении всех предвоенных лет. Перспективные предложения первого варианта генплана (1933) используются в современном генеральном плане развития города, утвержденном Советом Министров в июле 1966 года, и осуществляются в сегодняшней строительной практике Ленинграда.

* Над генеральным планом города работали: В. А. Витман, Л. М. Тверской, Е. И. Катонин, Б. В. Данилов, Е. К. Реймерс, А. И. Дмитриев и другие.

По проектам, разработанным Л. А. Ильиным, проводилась реконструкция и превращение в бульварную эспланаду Большого проспекта Васильевского острова и Московского проспекта, озеленение и благоустройство Литовского проспекта, был создан партерный сквер на стрелке Васильевского острова у здания бывш. Биржи, выполнено оформление стрелки Елагина острова. Л. А. Ильин серьезно занимался и проблемами жилищного строительства: разрабатывал новые принципы застройки социалистических жилых кварталов, спроектировал и построил жилой дом № 79 на Московском проспекте, который ныне взят под государственную охрану как памятник советской архитектуры.

Будучи крупнейшим градостроителем, Ильин вложил немало сил и творческого труда в преобразование ряда городов нашей страны: Петрозаводска, Иванова, Ярославля, Баку и др. Генеральный план развития Баку, утвержденный в 1937 году, стал основой для кардинального преобразования столицы Советского Азербайджана.

Много сил и времени отдавал Ильин и общественной работе. Он был в числе организаторов Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. В 1932 году был избран членом центрального правления союза и его ленинградского отделения.

Л. А. Ильин оставил большое теоретическое наследие - все годы Советской власти он много писал по различным проблемам архитектуры и градостроительства. Его перу принадлежит много важных статей по истории русской и советской архитектуры, по ведущим проблемам градостроения, планировки, роста и формирования городов. Л. А. Ильин был членом-корреспондентом Всесоюзной Академии архитектуры, профессором, доктором архитектуры. Свой труд ученого и пропагандиста Ильин продолжал и в тяжелые годы блокады в осажденном Ленинграде. Он создал уникальную рукопись «Прогулки по Ленинграду», посвященную анализу классической архитектуры Петербурга - Ленинграда.

Лев Александрович Ильин погиб 11 декабря 1942 года во время артиллерийского обстрела, совершая последнюю из своих замечательных прогулок по Ленинграду.

П Л А Н.

Введение.

1. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина.

2. О принятии сердцем, как форме истинной религиозности (по работе И.А. Ильина “Аксиомы религиозного опыта”).

Заключение.

Сноски и примечания.

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Издавна жизнь человека тесно переплеталась с религиозными верованиями, в результате чего накапливался особый религиозный опыт. Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной системе и о богосоответствии своего опыта.

Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять, углублять и образовывать свой духовный опыт иначе сила естественных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов, интересов и компромиссов ослабеет, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно, из поколения в поколение, приведут его к немощи и разложению. Именно это и происходит с современным человечеством: у него остались догматы, учения и обряды, но религиозный опыт его утрачивает свою жизнь, подлинность и искренность, силу своего огня и света; а эта немощь лишает его идейной и жизненной силы и делает его растерянным в борьбе с восставшим и воинствующим безбожием. Современное человечество богато “православными “,“католиками” и “протестантами”, им христианство чуждо и непонятно. А те люди, которые называют себя христианами - христиане лишь по имени, они лишены религиозного опыта и даже не осознают его сущности. И эта своеобразная безрелигиозность религиозно - сопричисленных людей все меньше тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного религиозного кризиса. И чтобы выйти из этого кризиса, необходимо вернуться сначала умственным взорам, а потом цельной душой к живым пленникам сущей религиозности и пережить, в меру своих сил, вместе с ними их опыты, чтобы затем сравнить его со скудным опытом наших дней и сделать соответствующие выводы. Они веровали иначе потому, что иначе любили, иначе созерцали, иначе видели, по иному молились, иначе вкладывались волей, не так мыслили и не так строили свою жизнь. Их верование прежде всего было цельно: целостно охватывало их существо, и целостно определяло их действия. А целостность веры есть аксиома подлинного религиозного опыта.

Я считаю, что эта проблема на сегодняшний день актуальна, ведь жизнь человека потерявшего веру теряет всякий смысл. И сейчас предпринимаются попытки решения этой проблемы. Такие философы как И. Смирнов, В. Ю. Верещагин, Н. П. Полторацкий в своих работах обращаются к наследию Ивана Александровича Ильина, пытаются воскресить его идеи, взгляды и убеждения. Но несмотря на все это, степень разработки данной проблемы крайне низка. Этот вопрос мало освещен в работах современных философов, а об авторе, т. е. И. А Ильине, о человеке, который является по сути последним защитником чистоты православия, отстаивавшего право народа на самобытное национальное сознание. На сегодняшний день просто забывают.

Поэтому основная цель моей работы - философски обсудить проблему православия религии, как одной из основных черт русского национального характера, выделенную И.А. Ильиным. Задачи, которые я перед собой ставлю:

1. Жизненный и творческий путь И. А. Ильина

Иван Александрович Ильин выдающийся русский философ, правовед, Литературный критик, православный мыслитель родился 28 марта 1883 года в потомственной дворянской семье. Отец Ильина - Александр Иванович, губернский секретарь, присяжный поверенный округа Московской судебной палаты; дед - Иван Иванович полковник, служил начальником кремлевского дворца. Мать Ильина - Екатерина Юльевна, урожденная Швейкерог. Дед по матери - Юлиус Швейкерг был коллежским советником. Таковы русская и немецкая ветви рода Ильина.

С детства на формирование личности исследователя и мыслителя оказывали воздействие нравственная среда и духовная атмосфера, царившие в его семье. Впоследствии, в тяжелые минуты жизни, Ильин нередко обращался как бы ища совета, к памяти своего глубоко почитаемого деда и всегда получал требуемую духовную поддержку. С детской поры закладывались в сознании ребенка, вызревая с годами в убежденность и жизненную позицию, представления об основах духовности. Росло понимание, что овладение свободой - дело сугубо личное, результат раскрепощения собственной души и движение навстречу любви. Постепенно складывалось и крепкое сознание, что духовность есть ключ к истинному счастью.

Ильин родился в Москве, вырос в этом городе, с юности впитывал его дивные природные, исторические и религиозные ароматы. Глубоко воспринял он неиследуемые и неописанные влияния национальной истории, религиозных сокровищ древней русской столицы. Навсегда он и остался москвичом, русским человеком, чья судьба неотъемлема от Москвы.

Учился Иван Александрович легко и успешно. В 1901 году окончив с золотой медалью знаменитую Первую московскую гимназию, он поступает в университет на юридический факультет. В этот период Ильина интересуют философские и государственные вопросы. Он пытается разобраться в философии Канта, в его взглядах на таинственную, а потому особенно притягательную “вещь в себе” . В 1906 году Иван Александрович оканчивает высшее учебное заведение России с получением кандидатской степени и остается при кафедре энциклопедии права и истории философии права для подготовки к профессорскому званию. За три года он написал 6 работ: “О научении Фихте Старшего” издания 1794 года; “Учение Шеллинга об Абсолютном” ; “Идеи конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля” ; “Идеи общей воли у Жан Жака Руссо” ; “Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fydei” ; “Проблема метода в современной юриспруденции”.

В 1909 году И. А. Ильин сдал магистерские экзамены, прочитал две испытательные лекции - и только после этого был утвержден в звании приват - доцента юридического факультета. С этого года начинается его преподавательская деятельность. Затем Ильин проводит два года в научной командировке за границей. В основном она прошла в знаменитых университетах Германии - в Гейдельберге, Фрайбурге, Берлине. Побывал он и в Париже, в цитадели французского просвещения Сорбоне. Вернувшись в 1912 году на родину, Иван Александрович погружается в активную педагогическую деятельность и не оставляет ее вплоть до своего изгнания в 1922 году.

1918 год знаменателен для Ильина публичной защитой магистерской диссертации “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека”, по итогам которой соискателю единогласно Ученым советом были присуждены сразу обе степени - магистра и доктора государственных наук. Научный и общественный авторитет Ильина ширился и все увереннее заявлял о себе. Но его научная работа, общение со студентами выходили из общего процесса ломки и переустройства общества в условиях свершившийся революции; власть не нуждалась в таком правоведе. Их не устраивали не только научные воззрения философа и юриста - неприемлемы были его идеологические взгляды и политическая позиция. Иван Александрович Ильин был убежденным и активным противником большевиков, это и послужило основанием для неоднократных репрессивных мер против ученого. За четыре с половиной года его брали под стражу шесть раз. Последний арест - приговор по 58 - й статье УК РСФСР к расстрелу, но в последний момент смертная казнь была заменена пожизненным изгнанием из Отечества.

Так, в октябре 1922 года Ильин оказался в Германии. Началась первая половина его эмигрантской жизни. Иван Александрович стал одним из основателей Русского научного института в Берлине (1923 г.), где работал профессором до июня 1934 года, а в 1923 - 24 г.г там же исполнял обязанности декана юридического факультета. В 1924 году его избирают членом - корреспондентом Славянского института при Лондонском университете. Одновременно И. А. Ильин выступал с многочисленными публичными лекциями по всей Европе - Франция, Бельгия, Чехословакия, Австрия, Югославия, Латвия, Эстония и другие страны.

Ширился круг научно - познавательных интересов. Стараясь осмыслить происходящее с родной Россией, Ильин ищет истину не только в изучении реальных исторических процессов, подвергая скурпелезному анализу экономические, государственные системы прошлого, но не менее настойчиво стремится проникнуть в природу философии, экономику, истоки и механизмы морали. Ученый исходил из того, “что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству к вымиранию”, был в основе своей не просто “политический и не только хозяйственный, а духовный”.

В эти годы И. А. Ильин пишет свои лучшие произведения, посвященные широчайшему кругу вопросов из области философии, права, истории, литературы. Однако и в Германии история брала свое. К власти пришли нацисты. Ильина изгоняют из Русского института, запрещают ему всякие публичные выступления, не допускают издания его статей и книг, конфисковывают печатные работы. Помимо духовного насилия нацисты прибегли и к другим инквизиторским средствам: семью ученого фактически обрекают на голодную смерть. Усиливаются преследования, доносы нагнетают атмосферу злобности и подозрительности. Вновь замаячила вероятность арестов, реальной угрозой стала тюрьма или концлагерь.

Летом 1938 года с помощью друзей И. А. Ильин покидает Германию и направляется в Швейцарию, где он и проводит последние шестнадцать лет, читая публичные лекции и работая над реализацией своих научных замыслов. Умер И. А. Ильин в пригороде Цюриха - Цоликоне 21 декабря 1954 года в возрасте 71 года.

Таковы скучные строчки биографии великого философа, патриота, всю свою жизнь посвятившего одной единственной любви - России, её возрождению. “Теперь мне 65 лет, - писал И. А. Ильин, - я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. Часть их я напечатал по-немецки., но с тем, чтобы претворить написанное по - русски. Ныне пишу только по - русски. Пишу и откладываю - одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам. Эмиграция этими исканиями не интересуется, а русских издателей у меня нет. И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России”.

Градостроитель.

Биография

Родился в Тамбовской губернии.

В 1890 году, следуя семейной традиции, поступил учиться в Александровский кадетский корпус в Петербурге.

В 1903 году для продолжения обучения поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств (мастерская Л. Н. Бенуа). Начал работу в архитектурном ателье В. А. Косякова, затем работал самостоятельно. В 1907 году стал членом Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга при Обществе архитекторов-художников.

С 1903 году начал писать и публиковать статьи в специализированных журналах по архитектуре.

В марте 1908 году создал проект перестройки Пантелеймоновского моста через р. Фонтанку. С этого времени работа Л. А. Ильина строится по принципу ансамблевого подхода к строительству в центре города.

В 1912-1913 гг. спроектировал и построил собственный дом, отталкиваясь от образца ампирной русской усадьбы, на Песочной набережной .

С декабря 1918 года до 1928 года - директор Музея Города , располагавшегося в Аничковом дворце. Председатель Совета общества «Старый Петербург» (создано в 1921 году), по инициативе которого в 1923 году в Петрограде был создан Музей отживающего культа , обеспечивший принятие на хранение ценностей из закрываемых в городе церквей .

В 1925 году стал главным архитектором города, до 1938 года руководил разработкой Генплана развития города. В конце 1930 года был осуждён на 2 года лишения свободы по делу о столкновении поезда и трамвая на Международном проспекте . В 1938 году отстранён от работы, ошельмован в печати и на партийных собраниях.

В 1929-1937 гг. жил и работал, в основном, в г.Баку .

После начала войны. в июле-ноябре 1941 года оставался в блокадном городе, работал над книгой «Прогулки по Ленинграду». Умер во время блокады Ленинграда . 11 декабря погиб на улице во время бомбардировки Ленинграда немецкой авиацией. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

Жена - художник, архитектор, искусствовед Полина Владимировна Ковальская (1892 - 6 февраля 1940).

Ленинград

  • Больница Петра Великого (1907-1916 гг.; совместно с А. И. Клейном и А В.Розенбергом)
  • Пропилеи Смольного (1922-1923 гг.; конкурс);
  • Стрелка Елагина острова (осуществлено);
  • Дом Советов (1936 г.; конкурс);
  • Общегородской центр Ленинграда - площадь у Дома Советов (1939-1940 гг.; соавтор; конкурс).
  • Дом жилой на Московском просп., д. 79

Другие города. Проекты и постройки

  • Сталинабад - планировка (1931-1938 гг.; руководитель; соавторы: Баранов Н. В. , Гайкович В. А.)
  • Ярославль - планировка (1935-1938 гг.; руководитель; соавторы: Баранов Н. В. , Гайкович В. А. ; осуществлён частично)
  • Баку - планировка (1936-1938 гг.; руководитель; соавторы: Баранов Н. В. , Гайкович В. А.)
  • Дом специалистов в Баку (1935 г.)
  • Нагорный парк в Баку (1936 г.; осуществлён)
  • Памятник В. И. Ленину в Петрозаводске (скульптор Манизер М. Г.)
  • Памятник С. М. Кирову в Баку
  • Памятник С. М. Кирову в Петрозаводске (скульптор Манизер М. Г.)
  • Здание Военной школы императора Александра II в Петергофе (1914). На 2014 год является одним из корпусов

Статьи Л. А. Ильина в печати

  • Архитектура СССР
  • Архитектура Ленинграда

Источники архивные

  • Государственный музей истории Ленинграда (ГМИЛ, ныне ГМИСПб). Рукопись Гайковича В. А.

Источники

  • Л. А. Ильин . Прогулки по Ленинграду. СПб: Государственный музей истории Санкт-Петербурга. 2012.
  • Ежегодник Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. Выпуск 1-2 (XV-XVI). - Ленинград, 1940. - С. 108-113, 191.
  • Бусырева Е. П., Чеканова О. А. Лев Ильин // Зодчие Санкт-Петербурга. ХХ век. - СПб.: Лениздат, 2000. - С. 192-217.
  • Ленинградский дом Советов. Архитектурные конкурсы 1930-х годов. СПб.: ГМИСПб. 2006 г.
  • Бусырева Е. П. Лев Ильин. - СПб.: ГМИСПб. - 2008.

Напишите отзыв о статье "Ильин, Лев Александрович"

Примечания

Отрывок, характеризующий Ильин, Лев Александрович

– В знак повиновенья прошу вас раздеться. – Пьер снял фрак, жилет и левый сапог по указанию ритора. Масон открыл рубашку на его левой груди, и, нагнувшись, поднял его штанину на левой ноге выше колена. Пьер поспешно хотел снять и правый сапог и засучить панталоны, чтобы избавить от этого труда незнакомого ему человека, но масон сказал ему, что этого не нужно – и подал ему туфлю на левую ногу. С детской улыбкой стыдливости, сомнения и насмешки над самим собою, которая против его воли выступала на лицо, Пьер стоял, опустив руки и расставив ноги, перед братом ритором, ожидая его новых приказаний.
– И наконец, в знак чистосердечия, я прошу вас открыть мне главное ваше пристрастие, – сказал он.
– Мое пристрастие! У меня их было так много, – сказал Пьер.
– То пристрастие, которое более всех других заставляло вас колебаться на пути добродетели, – сказал масон.
Пьер помолчал, отыскивая.
«Вино? Объедение? Праздность? Леность? Горячность? Злоба? Женщины?» Перебирал он свои пороки, мысленно взвешивая их и не зная которому отдать преимущество.
– Женщины, – сказал тихим, чуть слышным голосом Пьер. Масон не шевелился и не говорил долго после этого ответа. Наконец он подвинулся к Пьеру, взял лежавший на столе платок и опять завязал ему глаза.
– Последний раз говорю вам: обратите всё ваше внимание на самого себя, наложите цепи на свои чувства и ищите блаженства не в страстях, а в своем сердце. Источник блаженства не вне, а внутри нас…
Пьер уже чувствовал в себе этот освежающий источник блаженства, теперь радостью и умилением переполнявший его душу.

Скоро после этого в темную храмину пришел за Пьером уже не прежний ритор, а поручитель Вилларский, которого он узнал по голосу. На новые вопросы о твердости его намерения, Пьер отвечал: «Да, да, согласен», – и с сияющею детскою улыбкой, с открытой, жирной грудью, неровно и робко шагая одной разутой и одной обутой ногой, пошел вперед с приставленной Вилларским к его обнаженной груди шпагой. Из комнаты его повели по коридорам, поворачивая взад и вперед, и наконец привели к дверям ложи. Вилларский кашлянул, ему ответили масонскими стуками молотков, дверь отворилась перед ними. Чей то басистый голос (глаза Пьера всё были завязаны) сделал ему вопросы о том, кто он, где, когда родился? и т. п. Потом его опять повели куда то, не развязывая ему глаз, и во время ходьбы его говорили ему аллегории о трудах его путешествия, о священной дружбе, о предвечном Строителе мира, о мужестве, с которым он должен переносить труды и опасности. Во время этого путешествия Пьер заметил, что его называли то ищущим, то страждущим, то требующим, и различно стучали при этом молотками и шпагами. В то время как его подводили к какому то предмету, он заметил, что произошло замешательство и смятение между его руководителями. Он слышал, как шопотом заспорили между собой окружающие люди и как один настаивал на том, чтобы он был проведен по какому то ковру. После этого взяли его правую руку, положили на что то, а левою велели ему приставить циркуль к левой груди, и заставили его, повторяя слова, которые читал другой, прочесть клятву верности законам ордена. Потом потушили свечи, зажгли спирт, как это слышал по запаху Пьер, и сказали, что он увидит малый свет. С него сняли повязку, и Пьер как во сне увидал, в слабом свете спиртового огня, несколько людей, которые в таких же фартуках, как и ритор, стояли против него и держали шпаги, направленные в его грудь. Между ними стоял человек в белой окровавленной рубашке. Увидав это, Пьер грудью надвинулся вперед на шпаги, желая, чтобы они вонзились в него. Но шпаги отстранились от него и ему тотчас же опять надели повязку. – Теперь ты видел малый свет, – сказал ему чей то голос. Потом опять зажгли свечи, сказали, что ему надо видеть полный свет, и опять сняли повязку и более десяти голосов вдруг сказали: sic transit gloria mundi. [так проходит мирская слава.]
Пьер понемногу стал приходить в себя и оглядывать комнату, где он был, и находившихся в ней людей. Вокруг длинного стола, покрытого черным, сидело человек двенадцать, всё в тех же одеяниях, как и те, которых он прежде видел. Некоторых Пьер знал по петербургскому обществу. На председательском месте сидел незнакомый молодой человек, в особом кресте на шее. По правую руку сидел итальянец аббат, которого Пьер видел два года тому назад у Анны Павловны. Еще был тут один весьма важный сановник и один швейцарец гувернер, живший прежде у Курагиных. Все торжественно молчали, слушая слова председателя, державшего в руке молоток. В стене была вделана горящая звезда; с одной стороны стола был небольшой ковер с различными изображениями, с другой было что то в роде алтаря с Евангелием и черепом. Кругом стола было 7 больших, в роде церковных, подсвечников. Двое из братьев подвели Пьера к алтарю, поставили ему ноги в прямоугольное положение и приказали ему лечь, говоря, что он повергается к вратам храма.
– Он прежде должен получить лопату, – сказал шопотом один из братьев.
– А! полноте пожалуйста, – сказал другой.
Пьер, растерянными, близорукими глазами, не повинуясь, оглянулся вокруг себя, и вдруг на него нашло сомнение. «Где я? Что я делаю? Не смеются ли надо мной? Не будет ли мне стыдно вспоминать это?» Но сомнение это продолжалось только одно мгновение. Пьер оглянулся на серьезные лица окружавших его людей, вспомнил всё, что он уже прошел, и понял, что нельзя остановиться на половине дороги. Он ужаснулся своему сомнению и, стараясь вызвать в себе прежнее чувство умиления, повергся к вратам храма. И действительно чувство умиления, еще сильнейшего, чем прежде, нашло на него. Когда он пролежал несколько времени, ему велели встать и надели на него такой же белый кожаный фартук, какие были на других, дали ему в руки лопату и три пары перчаток, и тогда великий мастер обратился к нему. Он сказал ему, чтобы он старался ничем не запятнать белизну этого фартука, представляющего крепость и непорочность; потом о невыясненной лопате сказал, чтобы он трудился ею очищать свое сердце от пороков и снисходительно заглаживать ею сердце ближнего. Потом про первые перчатки мужские сказал, что значения их он не может знать, но должен хранить их, про другие перчатки мужские сказал, что он должен надевать их в собраниях и наконец про третьи женские перчатки сказал: «Любезный брат, и сии женские перчатки вам определены суть. Отдайте их той женщине, которую вы будете почитать больше всех. Сим даром уверите в непорочности сердца вашего ту, которую изберете вы себе в достойную каменьщицу». И помолчав несколько времени, прибавил: – «Но соблюди, любезный брат, да не украшают перчатки сии рук нечистых». В то время как великий мастер произносил эти последние слова, Пьеру показалось, что председатель смутился. Пьер смутился еще больше, покраснел до слез, как краснеют дети, беспокойно стал оглядываться и произошло неловкое молчание.

Лев Александрович Ильин (25 июня 1880, Тамбовская губерния - 11 декабря 1942, Ленинград) - русский и советский архитектор, градостроитель.

Биография

Родился в Тамбовской губернии.

В 1890 году, следуя семейной традиции, поступил учиться в Александровский кадетский корпус в Петербурге.

В 1897-1902 учился годах в Институте гражданских инженеров.

В 1903 году для продолжения обучения поступил в Высшее художественное училище Императорской Академии художеств (мастерская Л. Н. Бенуа). Начал работу в архитектурном ателье В. А. Косякова, затем работал самостоятельно. В 1907 году стал членом Комиссии по изучению и описанию Старого Петербурга при Обществе архитекторов-художников.

С 1903 году начал писать и публиковать статьи в специализированных журналах по архитектуре.

В марте 1908 году создал проект перестройки Пантелеймоновского моста через р. Фонтанку. С этого времени работа Л. А. Ильина строится по принципу ансамблевого подхода к строительству в центре города.

С 1909 года - член комитета Музея Старого Петербурга.

В 1912-1913 гг. спроектировал и построил собственный дом, отталкиваясь от образца ампирной русской усадьбы, на Песочной набережной.

С декабря 1918 года до 1928 года - директор Музея Города, располагавшегося в Аничковом дворце. Председатель Совета общества «Старый Петербург» (создано в 1921 году), по инициативе которого в 1923 году в Петрограде был создан Музей отживающего культа, обеспечивший принятие на хранение ценностей из закрываемых в городе церквей.

В 1925 году стал главным архитектором города, до 1938 года руководил разработкой Генплана развития города. В конце 1930 года был осуждён на 2 года лишения свободы по делу о столкновении поезда и трамвая на Международном проспекте. В 1938 году отстранён от работы, ошельмован в печати и на партийных собраниях.

Работал над проектом генерального плана Баку в 1930-1936 гг., а также Петрозаводска, Иванова, Ярославля и др

Член-корреспондент Академии архитектуры СССР (1941 г.). Профессор (1941 г.). Архитектор Гипрогора.

После начала войны. в июле-ноябре 1941 года оставался в блокадном городе, работал над книгой «Прогулки по Ленинграду». Умер во время блокады Ленинграда. 11 декабря погиб на улице во время бомбардировки Ленинграда немецкой авиацией. Похоронен на Литераторских мостках Волкова кладбища в Ленинграде.

Жена - художник, архитектор, искусствовед Полина Владимировна Ковальская (1892 - 6 февраля 1940).

Ленинград

  • Больница Петра Великого (1907-1916 гг.; совместно с А. И. Клейном и А В.Розенбергом)
  • Пропилеи Смольного (1922-1923 гг.; конкурс);
  • Стрелка Елагина острова (осуществлено);
  • Дом Советов (1936 г.; конкурс);
  • Общегородской центр Ленинграда - площадь у Дома Советов (1939-1940 гг.; соавтор; конкурс).
  • Дом жилой на Московском просп., д. 79

Другие города. Проекты и постройки

  • Сталинабад - планировка (1931-1938 гг.; руководитель; соавторы: Баранов Н. В., Гайкович В. А.)
  • Ярославль - планировка (1935-1938 гг.; руководитель; соавторы: Баранов Н. В., Гайкович В. А.; осуществлён частично)
  • Баку - планировка (1936-1938 гг.; руководитель; соавторы: Баранов Н. В., Гайкович В. А.)
  • Дом специалистов в Баку (1935 г.)
  • Нагорный парк в Баку (1936 г.; осуществлён)
  • Памятник В. И. Ленину в Петрозаводске (скульптор Манизер М. Г.)
  • Памятник С. М. Кирову в Баку
  • Памятник С. М. Кирову в Петрозаводске (скульптор Манизер М. Г.)
  • Здание Военной школы императора Александра II в Петергофе (1914). На 2014 год является одним из корпусов Военно-морского института радиолектроники

Статьи Л. А. Ильина в печати

  • Архитектура СССР
  • Архитектура Ленинграда

Источники архивные

  • Государственный музей истории Ленинграда (ГМИЛ, ныне ГМИСПб). Рукопись Гайковича В. А.

Источники

  • Л. А. Ильин. Прогулки по Ленинграду. СПб: Государственный музей истории Санкт-Петербурга. 2012.
  • Ежегодник Ленинградского отделения Союза советских архитекторов. Выпуск 1-2 (XV-XVI). - Ленинград, 1940. - С. 108-113, 191.
  • Бусырева Е. П., Чеканова О. А. Лев Ильин // Зодчие Санкт-Петербурга. ХХ век. - СПб.: Лениздат, 2000. - С. 192-217.
  • Ленинградский дом Советов. Архитектурные конкурсы 1930-х годов. СПб.: ГМИСПб. 2006 г.
  • Бусырева Е. П. Лев Ильин. - СПб.: ГМИСПб. - 2008.

20 мая 2005 года в 16.00 в Инженерном доме Петропавловской крепости открывается выставка, посвященная творчеству Льва Александровича Ильина - известного архитектора, историка архитектуры, создателя и директора Музея Города (существовавшего в 1918-1928 гг. и ставшего одним из предшественников Государственного музея истории Санкт-Петербурга). Неоценим вклад Л.А.Ильина в дело сохранения богатейшего наследия петербургской культуры, в изучение и формирование уникальной историко-архитектурной среды города на Неве. На юбилейной выставке представлено около 50 работ архитектора из фондов Государственного музея истории Санкт-Петербурга: архитектурная графика 1907-1936 гг. и рисунки 1902-1925 и 1941-1942 гг.

Выставка приурочена ко Дню рождения Санкт-Петербурга и Международному дню музеев.

Л.А.Ильин родился в селе Подоскляй Тамбовской губернии. В 1890 г. поступил в петербургский Александровский кадетский корпус. В 1897-1902 гг. учился в Институте гражданских инженеров, а в 1903-1904 гг. - в мастерской Л.Н.Бенуа в Академии художеств. С 1904 по 1917 г. занимал должность архитектора Ксенинского института. В 1918-1928 гг. возглавлял Музей Города, в собрание которого вошли коллекции Музея старого Петербурга, ряда муниципальных музеев и выставок, а также национализированные ценности и произведения искусства. Музей Города являлся крупным научным и просветительским центром Петрограда-Ленинграда 1920-х гг., сотрудники которого занимались изучением урбанистической культуры в целом, в том числе исследованием и сохранением культурно-исторического наследия Петербурга.

Самостоятельную творческую деятельность Л.А.Ильин начал еще в студенческие годы. По его проектам в Петербурге был построен ряд жилых и общественных зданий, осуществлена реконструкция четырех мостов. Проекты архитектурного оформления Михайловского, Пантелеймоновского и Введенского мостов экспонируются на выставке. Также представлен проект первой значительной постройки зодчего - больницы Петра Великого на Охте (1907-1916, совместно с А.И.Клейном и А В.Розенбергом). Строительство Охтинского больничного городка, выполненного в стилистике петровского барокко, было осуществлено в 1914-1920-х гг.

Л.А Ильин неоднократно принимал участие в архитектурных конкурсах. В экспозиции демонстрируются конкурсные проекты Дворца рабочих у Нарвских ворот (1919), парадного въезда в Смольный (1923), Дома Советов в Ленинграде (1936, совместно с В.М.Ивановым, А.И.Лапировым). Ни один из них не был осуществлен.

Ильин - один из основоположников теории и практики советского градостроительства. Уже в 1911-1917 гг. им были выполнены планировка городка Лысьвенского завода на Урале, проекты поселка Ладожского водопровода и курорта Лиран на Черноморском побережье Кавказа.

В 1923 г. по инициативе Ильина при Музее Города в Петрограде была организована Комиссия по планировке города на Неве. В те годы Музей Города, проводил не только большую исследовательскую и экспозиционно-выставочную работу, но и был единственной организацией, осуществлявшей контроль за планированием и созданием нового городского пространства Петрограда-Ленинграда. С 1925 по 1938 гг. Ильин, занимая должность главного архитектора Ленинграда, руководил разработкой Генерального плана развития города. Совместно с П.Н.Твардовским он выполнил проект застройки Международного (Московского) проспекта, который должен был стать главной магистралью Ленинграда (проект частично был осуществлен в 1935-1941 гг.). В 1924-1926 гг. по проектам архитектора осуществлялась реконструкция района, прилегающего к проспекту Стачек, создано архитектурное оформление стрелки Елагина острова и сквер на Биржевой площади, а в 1927-1932 гг. - выполнена перепланировка Большого проспекта Васильевского острова (совместно с В.В.Даниловым и Р.Ф.Катцером). Интересен проект двухъярусной разгрузочной набережной Робеспьера (1924-1925). Многие из градостроительных проектов, созданных Ильиным в 1920-1930-х гг., представлены на выставке.

Лев Александрович стал одним из основателей Государственного института проектирования городов (1929), автором перспективных планов застройки Баку, Ярославля и других городов СССР. С 1940 г. возглавил Институт градостроительства Академии архитектуры СССР, с 1941 г. являлся членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР. В годы Великой Отечественной войны руководил работой по обмеру архитектурных памятников Ленинграда. Работал над рукописью историко-художественного очерка "Прогулки по Ленинграду", посвященного классической архитектуре города на Неве; создал серию иллюстраций к будущей книге: выполненные с натуры городские пейзажи и исторические композиции. Несколько листов этой графической серии, ставшей последней творческой работой мастера, представлены на выставке. В их числе рисунки "Петр I на берегу Невы", "Встреча 1836 года", "Александр I и крепость", "Чернышев мост", "Зимняя канавка", "Мойка у дома 12" и др.

11 декабря 1942 года Л.А.Ильин погиб во время артиллерийского обстрела на Невском проспекте и был похоронен на Волковом кладбище.