Экспедиция в джунгли Амазонии (Эквадор). Пропавшая экспедиция английского полковника Перси Фосетта

Однажды в джунглях Амазонии Перси Фосетт обнаружил гигантскую 19-метровую анаконду (он измерил ее после того, как застрелил). Ему вообще встречались удивительные создания: то огромные ядовитые пауки, то собака, очень похожая на кошку, то собака с двумя носами. Встречались, конечно, и туземцы, которые ходили голыми и ели покойников. Но самое интересное – он постоянно натыкался на свидетельства, что где-то недалеко есть чудесный старинный заброшенный город, руины великой цивилизации. В XVIII в. его в красках описывали португальские путешественники, что-то о нем слышали и индейцы. Фосетт называл его Z, но многие по старинке употребляли топоним Эльдорадо (который не нравился Фосетту – он подчеркивал, что занимается серьезной исследовательской работой, а не гоняется за фантазиями конкистадоров). Z, казалось, находился от Фосетта на расстоянии вытянутой руки, но все время приходилось возвращаться в Британию – то провизия оказывалась на исходе, то он сваливался с какой-нибудь экзотической лихорадкой.

С 1906 по 1924-й он совершил семь экспедиций в Амазонию. В Британии многие высмеивали его доклады, а многие благоговейно им внимали. После разговоров с ним Артур Конан Дойл придумал «Затерянный мир» (а несколько десятилетий спустя Фосетт стал одним из прототипов Индианы Джонса). В 1925-м он снарядил восьмую, последнюю экспедицию на Амазонку, взяв с собой 21-летнего сына и его приятеля. Все трое исчезли. Искали их много лет (и много путешественников погибло, пытаясь пройти по их стопам), но не нашли в результате ни костей, ни свидетельств, что участники экспедиции каким-то образом выжили.

Такое изобилие невиданных зверей

Рассказам и теориям Фосетта находятся подтверждения в XXI в.: недавно археолог Майкл Хекенбергер наткнулся на район Кухикугу, где 1000 лет назад находилось два десятка городов и деревень. Не исключено, что это и есть тот самый город Z. В 2006-м появились фотографии обнаруженной в Боливии собаки с раздвоенным носом (вернее, с сильно удаленными друг от друга ноздрями; породу назвали двуносая андская тигровая гончая, предположительно она происходит от наваррских легавых, завезенных в Южную Америку конкистадорами). Впрочем, как сообщал Грэнн, исследование Амазонии (в частности, поиск исполинских анаконд и пауков) и поныне затруднено в том числе из-за отдельных индейских племен, у которых появилась дурная привычка брать в плен белых путешественников и требовать большой выкуп, угрожая в случае неуплаты заживо скормить их пираньям.

Следы пропавшей экспедиции (и, разумеется, город Z) ищут до сих пор. В середине 2000-х в Бразилию поехал журналист Дэвид Грэнн. Он хорошо подготовился – долго рылся в архивах и нашел вроде как настоящие координаты (предыдущие поисковые экспедиции ориентировались на ложные, специально сфальсифицированные Фосеттом, боявшимся, что кто-то доберется до Z раньше, чем он). Пообщался с внучкой Фосетта, услышал от нее историю про золотое кольцо с печаткой, принадлежавшее путешественнику и случайно обнаруженное в 1979 г. у бразильского старьевщика (внучка не удержалась и показала кольцо экстрасенсу – та сказала, что «оно омыто кровью»). Вот с этими данными Грэнн и отправился путешествовать по Амазонке, чтобы написать статью для The New Yorker, а потом расширить ее до книги «Затерянный город Z: история смертельной одержимости в Амазонии», где подробно пересказывалась вся история фосеттовских экспедиций.

В 2008-м, еще до того, как книга была опубликована, права на экранизацию купил Брэд Питт с расчетом сыграть Фосетта. Он отправил текст сценаристу и режиссеру Джеймсу Грею, который сначала подумал, что Питт ошибся адресом. Ничто в греевской фильмографии, ни «Маленькая Одесса», ни «Любовники», ни «Ярды», даже отдаленно не напоминало историко-приключенческие картины про Амазонку и Эльдорадо. Но он пожал плечами и написал сценарий. Убрал анаконду и пауков (котопес все-таки остался), свел к минимуму конан-дойловскую и индиано-джонсовскую составляющую, которую раздул бы любой другой голливудский кинодраматург, и превратил биографию Фосетта в поэтическую, романтическую, старомодную в лучшем смысле этого слова драму.

Фотогалерея

Питт мог бы сыграть главную роль, он более или менее подходил даже по возрасту (первую экспедицию Фосетт снарядил, когда ему было под 40), но уступил британцу Чарли Ханнэму. И, если честно, это довольно неожиданно – увидеть в молодом человеке из фильмов «Тихоокеанский рубеж» и «Багровый пик» по-настоящему хорошего актера, который безо всяких заметных усилий держит картину. Жена (Сиена Миллер) от руки переписывает для Фосетта стихотворение Киплинга «Первооткрыватель», чтобы он перечитывал его в дороге. Стихотворение редко переводилось на русский, хотя оно очень важное для Киплинга, а для фильма это вообще камертон; в нем есть ключевые строки о голосе, который заставляет путешественника, вроде бы осевшего в мирной долине, идти дальше, за холмы и горы, искать то, что потеряно и скрыто (Фосетт и сам, вторя Киплингу, писал об этом голосе, звучащем у него внутри). При желании «Первооткрывателя» легко заменить другим шедевром викторианского романтизма – «Улиссом» Теннисона с его знаменитой последней строкой «Бороться и искать, найти и не сдаваться». Вот это Ханнэм и играет – сразу всех британских идеальных героев конца XIX – начала ХХ в., упертых офицеров, готовых к испытаниям и даже к смерти, любящих свою страну и зачарованных дальними дикими берегами, белыми пятнами на карте (тогда их было еще предостаточно). Героизм и тоску по приключениям, страстное желание попасть в terra incognita, пройти там, где в буквальном смысле не ступала нога человека (по крайней мере, белого), жажду не золота, но славы в самом благородном смысле этого слова (и тут вспоминается уже набоковский Мартын Эдельвейс, герой «Подвига», название которого сам автор перевел на английский как Glory; Мартын, как и его ровесник Набоков, несомненно, зачитывался историями об английском путешественнике). Это носится в воздухе: сначала жена рвется с Фосеттом в экспедицию, а потом и выросший сын (Том Холланд) умоляет взять его с собой.

В одном из самых трогательных эпизодов «Затерянного города Z» Фосетт, прервавший экспедиции на время Первой мировой войны, встречает в окопе русскую гадалку (Елена Соловей). Трудно понять, как она попала на передовую. Он со снисходительной улыбкой протягивает ей руку, она ее касается и вдруг говорит: «Из ит э форест?» Она обещает Фосетту, что он не умрет, пока не найдет в лесу то, что ищет, а он начинает плакать. И, конечно, она права: он не умрет, пока не увидит огни вдали за рекой.

Не так давно экспедиция в лесах амазонки наткнулась на странный цветок. Он испускал смутно знакомый запах и немного шевелился. Когда же один из экспедиторов решил сунуть туда свой палец, то понял, что цветок и есть самая настоящая вакцина от стресса. Цветок оказался нежный и приятный на ощупь

10 самых необычных цветов мира…

Каждый день мы привыкли видеть цветы, ставшие для нас банальными, но не смотря на это безумно красивыми: ромашки, тюльпаны, розы, одуванчики, фиалки и т.д. Тем временем в разных уголках нашей планеты произрастают настолько необычные по своей природе, внешнему виду и приспособленности цветы, что просто не перестаёшь удивляться растительному и животному миру!

9. Аморфофаллус титанический

Добавьте описание Аморфофаллус титанический – крупнейший тропический цветок, и очень дурно пахнущий. Его название “аморфофаллус” в переводе с греческого означает “бесформенный фаллос”. Этот цветок имеет одно из крупнейших соцветий в мире – может достигать в высоту 2,5 м и в ширину 1,5 м. Цветение длится всего 2 дня. Изначально аморфофаллус произрастал в Индонезии, на острове Суматра. Впоследствии этот цветок был истреблен иноземцами. В настоящее время этот цветок очень редок, его можно увидеть в основном в ботанических садах мира.

8. Вольфия

Добавьте описание Вольфия напротив, самое маленькое цветковое растение на Земле. Их размер колеблется от 0,5 до 0,8 мм. Обитают эти маленькие цветочки на поверхности вод. Была названа в честь немецкого ботаника и энтомолога Йохана Ф. Вольфа.

7. Психотрия возвышенная

Добавьте описание Этот цветок по праву носит статус самого пикантного цветка в мире. В народе его называют “горячие губки” за его ярко-красные соцветия. Психотрия – цветок тропический, любящий влагу и тепло. Поэтому родиной его являются тропические леса Центральной и Южной Америки.

6. Орхидея Калания

Добавьте описание

Эта удивительная орхидея внешне напоминаюет летящую уточку. Поэтому её так и называют “летящая уточка”. Природа наделила их таким внешним видом для того, чтобы привлекать насекомых, именуемых пилильщиками. Им верхняя часть цветка напоминает самку. Таким образом, прилетая к цветку они на себе переносят пыльцу и опыляют цветок. Орхидея Калания очень мала и достигает в высоту всего 50 см, а сам цветок – 2 см. На стебле имеется по 2-4 цветка. Произрастает она в Восточной и Южной Австралии, в основном под эвкалиптовыми деревьями.

5. Сексуальная орхидея

Добавьте описание

Ещё одна орхидея, которая заслуживает звание “необычной” является “сексуальная” орхидея. Её цветок напоминает брюшко определённого вида осы. Более того, она выделяет феромоны как и у самки осы. Цветение начинается в брачный период ос. Самцы слетаются на такие цветки и пытаются с ним спариться. Таким образом они переносят попавшую на них пыльцу с растения на растение. Растут сексуальные орхидеи в Австралии.

4. Гиднора африканская

Добавьте описание

3. Пассифлора

Добавьте описание

Пассифлора, или Страстоцвет – род семейства Страстоцветные. Имеется около 500 видов. Цветок в диаметре достигает 10 см. Растёт в основном в Латинской Америке.

2. Росянка

Добавьте описание

Росянка – плотоядное растение. Благодаря выделяемым капелькам слизи они ловят насекомых, которыми и питаются. Произрастают на болотах, песчаниках и в горах.

Непентес Аттенборо

Первое место занимает цветок Непентес Аттенборо. Необычный цветок был обнаружен в 2000 году, на о. Палаван тремя учёными Стюартом Макферсоном, ботаником Элистером Робинсоном и филиппинским ученым Фолькером Хайнрихом, отправившимся сюда на экспедицию за этим цветком. Впервые они услышали о нём от миссионеров, побывавших на острове ранее. На горе Виктория учёные обнаружили огромные “кувшины” этих цветов. Это оказались цветы-хищники, которые “питаются” грызунами. Как смогли сохраниться эти цветы до нашего времени – неизвестно. Сейчас идёт изучение их в лаборатории Макферсона.

какао

напиток из лесов Амазонки

Альтернативные описания

В ацтекской легенде: дерево, которое уцелело после уничтожения сада

Напиток из плодов шоколадного дерева

Напиток из семян тропического дерева

Питательный напиток

Пищевой продукт, оказывающий сильное стимулирующее воздействие на нервную систему

Порошок, используемый в кулинарии

Роман Ж. Амаду

Тропическое дерево, из семян которого делают шоколад

Эти бобы во времена Монтесумы служили деньгами

Японец из оперетты Ю. С. Милютина «Цирк зажигает огни»

Этим словом называют и дерево рода теоброма, и продукт из его семян

Сырье для «Аленки»

Шоколад на корню

Роман бразильского писателя Ж. Амаду

Порошок из семян теобромы

Шоколадное дерево

Ингредиент шоколада

Бобы, шоколад

Напиток в столовой

Шоколадное сырье

Напиток в школе

Напиток как в школе

Шоколадный напиток

Дерево для губной помады

Напиток из бобовых семян

Детсадовский напиток

Бобы Монтесумы

«напиток - о-о-о!» в песне

Сырье для шоколада

Напиток

Напиток из семян дерева

Шоколадные бобы

Шоколад

Шоколад минус сахар

Бобы для шоколада

Статья экспорта Ганы

Самый шоколадный напиток

Шоколадный напиток «Несквик»

«шоколад» на разлив

Питательный коричневый напиток

Шоколад из тропической Америки

Родич кофе

«шоколад» в жидком состоянии

Роман Жоржи Амаду

Вид вечнозеленых деревьев из рода Теоброма

«несквик» как напиток

Хорошо известный детям напиток

«форастеро», «Националь»

Шоколадное растение

Какой напиток способен защитить от обгорания на солнце?

Горячий напиток

«сжиженный» шоколад

Основа шоколада

Род горячего напитка

Любимый напиток ацтеков

Утренний напиток

«будет тебе и … с чаем»

Шоколадное дерево

Тонизирующий напиток из порошка шоколадного дерева

Питательный напиток

Вечнозелёное дерево рода теоброма

Напиток

Роман Ж. Амаду

Шоколад на корню

«Будет тебе и … с чаем»

«Напиток о-о-о!» в песне

«Несквик» как напиток

«Сжиженный» шоколад

«Форастеро», «Националь»

«Шоколад» в жидком состоянии

«Шоколад» на разлив

Бобы для шоколада и «Несквика»

Несклон. дерево шоколадник, Тheobromа Сасао, и бобчатый плод его, из которого готовят напиток какао и шоколад. Какаовый, к дереву, плоду или напитку какао относящ. Какаовник, шоколадник, дерево Тheobromа сасао

Сырье для «Аленки»

Тропическое дерево для «Несквика»

Шоколадн. напиток

Шоколадное дерево для «Несквика»

Шоколадный напиток «Несквик»

Сырьё для шоколада

«несквик»

«Несквик»

Тропич. дерево для «Несквика»

«Чао-…» (шутливый аналог «Пока!»)

>Потерявшийся турист рассказал, что обезьяны спасли его в лесах Амазонки

В одном из лесов Боливии впервые за много лет потерялся человек. Своим возвращением в цивилизацию спустя 9 дней он обязан шаманам, рейнджерам и обезьянам.

25-летний Майкул Коросео Акунья из Чили отбился от своей группы в Национальном парке Мадиди, около бассейна реки Амазонки на территории Боливии.

Представитель администрации утверждает, что это единственный подобный случай с 1981 года, сообщает National Geographic.

Он потерялся вскоре после того, как группа вошла в лес.

После недели безрезультатных поисков все решили, что молодой человек погиб. Ядовитые насекомые и змеи, рептилии, хищники, голод и обезвоживание - самостоятельно выжить в лесу Амазонки не подготовленному человеку почти не реально. Помимо рейнджеров в поисках принимали участие и шаманы, которые «связались с Душой» Майкула, и сообщили, что парень все еще жив.

Коросео объявился всего в паре километров от лагеря на девятый день после исчезновения. Он был дезориентирован и обессилен от жажды и голода. Все его тело покрывали множественные укусы и порезы. Но жизни туриста ничего не угрожало.

Рассказывая о своем приключении, Майкул рассказал как в лесу его посещали очень странные мысли и он вел себя не совсем адекватно. В результате Коросео, вопреки здравому смыслу, выбросил не только мобильный телефон, но также фонарик и обувь.

Он долго не мог найти воду и еду, пока не встретил группу обезьян.

Турист примкнул к животным, которые сбрасывали ему на землю фрукты с деревьев и делились с ним водой. Обезьяны также показали Майкулу место для укрытия.

Шаманы верят, что Акунья сам виноват в том, что странным образом отбился от группы.

В лесах проживают индейцы кечуа, которые верят, что среди деревьев живет множество духов - как добрых, так и злых. Перед посещением леса следует совершить ритуальную церемонию в честь богини Земли Пачамаме, и тогда входящему в джунгли ничего не грозит.

Фото и описаниеЛе-Бо (в переводе с провансальского диалекта "высокая скала") – еще одна коммуна Прованса,…

О городе ЕкатеринбургеГород Екатеринбург, носивший большую часть советского периода истории России – с 1924 до…

Порядок набораДля вызова абонента внутри своего кодаМеждугородная и международная связь Проверить информацию. Необходимо проверить точность…

История пропавшей экспедиции началась в 2007 году, когда группа ученых отправилась в отдалённые места Амазонки. Исследователи задались целью посетить междуречье Журуэны и Аринуса, где они хотели изучить жизнь индейских племён. Но спустя некоторое время, радиосвязь с исследователями прерывается, и затем становиться понятно, что группа терпит бедствие. На поиски пропавших ученых, отправляются поисковые отряды.

В результате поисков удается найти сотрудника Бразильского института истории и этнографии Ж. Риберо. Его состояние было ужасным, сильное истощение, психологический шок, искалеченная правая рука, где отсутствовали четыре пальца.
Также был обнаружен труп индейца проводника, сопровождавшего экспедицию. Тело проводника было страшно искалечено, отрубленные руки, нет левой ноги. Следы остальных участников экспедиции обнаружить не удалось, члены экспедиции исчезли буквально без следа.

Доктор Жозе Риберо , давая интервью в одном из бразильских изданий, решает приоткрыть жуткую тайну пропавшей экспедиции.
ученые-исследователи, ведомые проводниками пробираясь сквозь джунгли Амазонки, встречают на своем пути группу из белокожих людей, которые однако не разговаривают на местном наречии.

По внешним признакам , встреченных можно отнести к европейской расе, к тому же они хорошо владеют английским языком и португальским. Все вместе они отправляются в лагерь незнакомцев, запрятанный в джунглях, при этом к путешественникам относятся несколько пренебрежительно.

По примерным подсчетам, в лагере проживают 150-200 аборигенов, живущих в двух длинных домах-бараках, изготовленных из материала напоминающего пластмасс,большинство из жителей лагеря составляют мужчины. Переговариваясь между собой, члены экспедиции удивлялись, что в лагере живут только молодые жители, практически все они одного роста, и имеют внешнюю схожесть друг с другом.

Взаимоотношения между аборигенами, и членами экспедиции, делались все более натянутыми, и была отмечена еще одна особенность местных жителей. Расспрашивая экспедиционеров, кто они, и откуда пришли, каковы цели путешествия, они крайне мало разговаривали друг с другом. Позже пришло понимание, что аборигены общаются между собой телепатически. Но некоторые из них, как успел заметить Риберо, обладали сотовыми телефонами.

Между собой, путешественники прозвали людей в лагере “скаутами”. По мере того как члены экспедиции знакомились с лагерем скаутов, недоумение все больше нарастало. В одном из зданий лагеря, шла трансляция фильмов, в другом помещении аборигены вели изучение каких-то микросхем. В помещениях находились компьютеры, за которыми работали “скауты”. А между тем отношение к вновь прибывшем, становилось все более пренебрежительным.

Впечатлили и повадки “скаутов”, которые ловили жуков и других насекомых, тут же их употребляя в пищу, одни из них поймали змею, и начали ее тут же есть, разрывая зубами. И что интересно, они буквально чувствовали где находятся насекомые. Спустя некоторое время, появились люди одетые в темные комбинезоны, с накинутыми на голову капюшонами, и малого роста. При их появление все “скауты” тут же присмирели, сделавшись тихими и покорными, при этом “старшие”, не произнесли ни слова.

Старшие куда-то ушли из лагеря, и после их ухода началось то, чего Риберо не может забыть уже несколько лет. Гибель его товарищей, происходила у него на глазах. С приходом сумерек, аборигены полностью потеряли над собой контроль. Несколько “скаутов” схватили двух женщин из экспедиции, и потащили их в здание, Риберо и другие мужчины, попытались остановить готовящиеся насилие.

Но не тут-то было , они они не смогли даже приблизится к зданию, видимо их остановили на телепатическом уровне, запретив приближаться к зданию. Как говорит доктор Риберо, жители лагеря отлично владеют гипнозом, с помощью которого, участников экспедиции удерживали на месте, не давая бежать, хотя лагерь ни как не охранялся.

Поначалу , жители лагеря ощупывали членов экспедиции, затем они начинают кусать людей, но люди не оказывают сопротивления. А тем временем, скауты начинают пиршество каннибалов, уже раздирая людей, и вырывая плоть друг у друга. Было жутко видеть, как люди которых поедали заживо, начиная с рук и ног, не кричали от боли. Напротив, они блаженно улыбались, явно испытывая чувство эйфории.

То же самое произошло и самим доктором Риберо, его схватили несколько женщин из лагеря, и принудительно вступили с ним в половую связь. При этом у доктора стали откусывать пальцы на руке, но что странно, он совершенно не испытывал чувство боли. Более того, он испытывал необыкновенное наслаждение, и второй палец он протянул каннибалам добровольно. Затем снова появились старшие лагеря, но к этому времени доктор лишился четырех пальцев.

С появлением старших, каннибализм был мгновенно остановлен, однако в живых остались только доктор, и кто-то из индейцев проводников. Что происходило дальше, потерявший сознание доктор Риберо не помнит. Очнулся он в другом месте джунглей, где его и нашла поисковая группа в ужасном состоянии. Доктор ни чего не вспомнил о месте, где они обнаружили лагерь каннибалов. И согласился на то, что его введут в состояние регрессивного гипноза, но это было тщетно, его память о событиях была кем-то основательно подчищена.

С чем же встретилась экспедиция в джунглях Амазонки.

Это объясняют версией, что на Земле, в ее скрытых от множества глаз местах, инопланетяне устроили свои базы-лаборатории. Где занимаются различного рода опытами по выводу людей нового поколения. Именно в этих лагерях, чужие проводят эксперименты со своим генетическим материалом и человеком. Иногда в результате экспериментов появляются жуткие монстры.

Основываясь на рассказах очевидцев, побывавших в лабораториях инопланетян, или на их базах, обладают ярко выраженными, паранормальными способностями. Нередко очевидцы, которых похищали, а затем вернули, вспоминают о военнослужащих, и других людях, которые явно сотрудничают с представителями инопланетян. Которые самостоятельно, или по предварительному заказу, доставляют в лаборатории людей для исследований.

В старших , или командирах, о которых упоминал доктор Риберо, многие признают “серых инопланетян”, которые впоследствии возглавят управление земным правительством. Ниже в иерархии буду стоять гибриды, затем мутанты, далее идут люди контактеры, со вживленными внеземными имплантами.

Остатки человечества займут самую нижнюю ступень эволюции, вновь организованного сообщества. Расположенные в специальных местах резервации, люди будут представлять собой материал для генетических исследований. Сейчас гибриды достигают большего сходства с людьми, и постепенно идет процедура замены. Когда вместо людей, на ключевых управляющих местах, начинают работать гибриды инопланетян.

Таким образом, процесс замены людей, на гибриды происходит плавно, и незаметно для большинства жителей Земли. Когда этап замены будет завершён, остатки человечества поставят перед фактом, но захвата Земли, и превращения людей в рабов будет уже не избежать.
Бразильская экспедиция , вероятно случайным образом набрела на один из адаптационных лагерей, где содержались гибриды-мутанты. Где под руководством “серых пришельцев” , проходили процесс адаптации к земным условиям.

Как отмечает интернет-издание, после публикации интервью, связь с доктором Риберо теряется. Его местоположение не удается установить, он буквально исчезает. Как считают журналисты, тут не обошлось без влияния . Представители которого, объявили доктора в лукавстве, и назвали его психически неадекватным, не сумевшим оправиться после результатов экспедиции. Назвав все описанное им, вымыслом и ложью.

Как обстоит вопрос с гибридами в действительности, неизвестно. Но захват Земли уже идет, гибриды пришельцев живут среди нас, ждать осталось недолго , близится День Х …….

Группа археологов во главе с Марти Пярсиненом из Хельсинкского университета, работающая в бразильском штате Акри, объявила об открытии неизвестной цивилизации. Не каждый день услышишь такое - целая новая цивилизация! Впрочем, в общем контексте археологического исследования Амазонии эта новость звучит не так сенсационно, как может показаться.

Немного черепков

Группа Пярсинена раскапывала знаменитые геоглифы - геометрические узоры на земле, сформированные рвами и траншеями. Эти узоры настолько огромны, что разглядеть их можно только с воздуха. Среди находок археологов - множество глиняных черепков. Поскольку эти черепки - единственные артефакты, оставшиеся нам от древней культуры Амазонии (камня там нет), классифицировать тамошние цивилизации приходится по типам керамики. Черепки, найденные Пярсиненом, не похожи ни на какие из прежде найденных, и этого вполне достаточно, чтобы заявлять об обнаружении неизвестной цивилизации.

Штука в том, что подобные открытия в Амазонии случаются не так уж редко. Вся история амазонских цивилизаций - это история борьбы с лесом. Человеку стоило неимоверных усилий расчистить участок в лесу и приспособить его под свои нужды, но как только люди покидали этот участок - лес поглощал его за считанные годы. Именно так случилось с геоглифами. Они представляли собой огороженные площадки (то ли укрепления, то ли ритуальные комплексы), их создавали приблизительно с I по XIII век нашей эры. Когда же люди их покинули (некоторые - после прибытия европейцев, некоторые - еще до того), участки очень быстро заросли лесом.

Геоглифы обнаружили лишь в 1970-е годы, когда амазонскую сельву стали вырубать в промышленных масштабах, так что целые гектары земли показались из-под покрова леса и гигантские геометрические узоры бросились в глаза людям, которые летали над этими просторами на самолетах. За прошедшие тридцать с лишним лет по всему бассейну Амазонии, в особенности в западной его части (в том числе в штате Акри), нашли сотни геоглифов, а общее их количество, предположительно, исчисляется тысячами. Сколько еще неизвестных видов керамики скрыто лесом, можно только гадать.

Обезлесение Амазонии продолжается: на месте вырубок сельвы в штате Акри все появляются и появляются новые пастбища, Бразилия все укрепляет и укрепляет свой статус одного из крупнейших производителей говядины в мире, а экологи все критикуют и критикуют власти и бизнесменов за истребление уникальной амазонской экосистемы. Открытие следов древних цивилизаций - побочный эффект этого процесса, и оно породило неожиданные для всех последствия: теорию, что амазонские леса совсем не такие дикие и нетронутые, как принято о них думать.

Кочевники

Амазонская земля неплодородна: пока на ней растет лес, он, так сказать, сам себя удобряет, но стоит лес свести - дожди буквально за пару лет вымывают из почвы перегной и минералы, и на ней перестает что-либо расти. Но если оставить участок, то лес поглощает его, и через несколько лет там снова можно пару лет заниматься сельским хозяйством. Ранние европейские описания свидетельствуют, что в XVII-XVIII веках амазонские индейцы занимались подсечно-огневым земледелием: участок леса вырубается и поджигается, потом на нем несколько лет живет сельскохозяйственная община, а когда почва истощается, община перебирается на другой участок, потом на третий и так далее. Следующее поколение может вновь сечь и поджигать первый участок - лес там уже восстановил почву.

Это, по сути, кочевая цивилизация. Она почти не оставляет следов, в которых могли бы покопаться археологи. То, что древние амазонские индейцы строили нечто, сохранившееся до наших дней в виде геоглифов, и интенсивно пользовались глиняными сосудами, - большое везение. Геоглифы - это, скорее всего, не следы постоянных поселений: там нет человеческих останков, а первый признак оседлости - это кладбище.

«Черная земля»

Впрочем, исследования последних двух десятилетий свидетельствуют, что в древности цивилизованная жизнь Амазонии не ограничивалась этими полукочевыми племенами. По всему бассейну великой реки в огромных количествах обнаружены сравнительно небольшие (в среднем по 20 гектаров) участки чрезвычайно плодородной почвы, так называемой «черной земли» (по-португальски - terra preta). На этих участках неизменно находят древнюю керамику - то есть некогда тут жили люди.

«Черная земля» - удивительный феномен. Это как раз такая почва, про которую говорят: воткни в нее палку - и она зацветет. «Черная земля» чрезвычайно богата золой, перегноем, азотом, фосфором и другими минералами, в ней кишит микрожизнь. Толщина этого чрезвычайно плодородного слоя земли достигает двух метров, он не вымывается дождями и способен к довольно быстрой регенерации (до сантиметра в год).

Самое поразительное, что «черная земля» - феномен вовсе не природный. Ее создали люди. Веками, тысячелетиями они удобряли почву, не пускали на нее лес - и выращивали завидные урожаи, которые могли кормить весьма внушительное - до миллиона человек на весь бассейн Амазонки - население.

Древняя Амазония

В 1542 году полсотни испанских конкистадоров во главе с Франсиско де Орельяной прошли на бригантине по всему течению Амазонки. Капеллан отряда, монах-доминиканец Гаспар де Карвахаль, оставил красочное описание этой экспедиции, в котором утверждал, что на каждому шагу путешественникам попадались туземные поселения и даже города, дороги и прочие атрибуты высокоразвитой и многолюдной цивилизации. Почти никто не поверил россказням де Орельяны и брата Гаспара: очевидно, они преувеличивали богатство страны, чтобы покрасоваться, а также выудить денег на новую экспедицию.

Меньше чем полвека спустя Амазония была уже почти безлюдна: многих индейцев испанцы истребили или угнали в рабство, а для большинства из них роковой стала встреча с прежде неведомыми болезнями вроде оспы, к которым у них, в отличие от европейцев, не было иммунитета.

Обнаружение геоглифов, выяснение происхождения «черной земли» и другие археологические открытия второй половины ХХ века реабилитировали де Орельяну и брата Гаспара, по крайней мере частично. Великая женщина и археолог Бетти Меггерс нашла в нижнем течении Амазонки захоронения в великолепных глиняных урнах - это довершило картину сложно организованной культуры, процветавшей в Амазонии в первые полторы тысячи лет нашей эры.

Культура эта, предположительно, состояла из нескольких городских центров, связанных дорогами, и множества поселений помельче. Каждое такое поселение, как правило, представляло собой кольцо деревянных домов, образующее просторную площадь, в центре которой стоял общинный дом - такая форма деревень по сей день сохранилась у индейских племен в бассейне Амазонки, каким-то чудом доживших до нашего времени. А там, где ныне мы видим геоглифы, были, видимо, некие ритуальные площадки.

Эта культура, как уже было сказано, оставила сравнительно немного археологических следов - достаточно, чтобы судить о ее размахе, но недостаточно, чтобы судить о характере. Находки группы Пярсинена (они были сделаны не в «черной земле» и этим также интересны) среди геоглифов штата Акри ценны уже тем, что дополняют наши знания о масштабах древней цивилизации, хотя о назначении геоглифов не сообщают ничего нового.

Есть, впрочем, одна особенно смелая интерпретация последних открытий в Амазонии. Согласно ей, самый главный след, оставленный древней цивилизацией, - это… сама амазонская сельва. Многие столетия подсечно-огневого земледелия, искусственного отбора плодовых деревьев, животных и даже рыбы, создание «черной земли» - все это сделало самый знаменитый лес планеты творением рук человеческих едва ли не в той же степени, что и дикой природы. Так что Амазонию можно назвать не только лесом, но и садом. Правда, последние пятьсот лет этот сад пребывает в запустении. Надо признать, весьма живописном.