Влагоотделитель для компрессора.Влагоотделитель для компрессора.Для подготовки сжатого воздуха применяют влагоотделитель для компрессора. При отсутствие влагоотделителя есть вероятность получения дефекта лакокрасочного покрытия. Думаю эта статья поможет правильно разобраться новичку в принципе работы влагоотделителя для компрессора. Разработано несколько систем отделение влаги, и при их последовательном использовании качество воздуха будет на порядок выше. Первая система циклонного типа. Воздух с компрессора попадая во влагоотделитель завихряясь попадает на стенки влагоотделителя и блокиратора располженного ниже, так происходит отделение влаги с маслом от чистого воздуха. Стекая конденсат попадает в поплавковый конденсатоотводчик, попасть обратно в систему очистки воздуха конденсат не может благодаря действию блокиратора. Слив скопленного конденсата производят в нижней части влагоотделителя для компрессора.
По этому принципу сделано много самодельных влагоотделителей для компрессора. Самый примитивный - берется ресивер например баллон из под пропана, устанавливаем вертикально, краником вниз, ввариваем горизонтально входной штуцер в верхней части ресивера. Причем варить нужно не по центру баллона а со смещением к одной из стенок ресивера чтобы сжатый воздух завихрялся вдоль стенок. Выходной патрубок в виде трубы вваривается сверху по центру причем длина трубы внутри 2/3 длины ресивера. Для большего эффекта внутрь набивается стружка с токарного станка (лучше нержавейка), на выходе ставиться сеточка. Для воплощения такой идеи влагоотделитель для компрессора необходим разборный. Достаточно баллон отрезать поперек с помощью болгарки и наварить болтовые фланцы, а с помощью паронитовой прокладки герметично скрепляем две части влагоотделителя.
Распространена и другая система влагоотделителя для компрессора, система поглащения влаги с помощью силикагеля. Силикагель засыпается в разборную емкость, объем емкости под него может быть не большим, а для удобства таким, чтобы силикагель легко помещался на сковородку при выпаривание из него влаги. По вопросу приобретения силикагеля - это сейчас не проблема, продается в любом магазине, где есть товары для животных в качестве наполнителя для кошачьих туалетов. При его дефиците использовался рис, правда при намокание он начинает тухнуть и требует к себе очень частого внимания. Для полного эффекта, сжатый воздух должен проходить через весь слой силикагеля, то есть вход и выход для воздуха ставиться в противоположных сторонах. На фото применен корпус от обычного фильтра для воды со сменными картриджами, туда и засыпаем силикагель. Есть еще и такой вариант влагоотделителя для компрессора - с силикагелем. Берется фильтр от пневматической системы импортных грузовиков, похож на масленый для движка, но раза в три больше. В нем уже содержится силикагель, остается произвести доработку, для его крепления в нашу пневматическую систему (понадобятся токарно-фрезерные работы). Такой фильтр будет удобен в замене, что-то типа сменного картриджа. Сменил и не парься, занимайся дальше покраской. (с)
Компрессор пневмосистемы грузовых автомобилей не только нагнетает воздух, но также является источником опасной для системы влаги и масла. Осушение воздуха и отделение масла осуществляется специальным узлом — влагомаслоотделителем, об устройстве и принципе работы которого пойдет речь в данной статье.
Общее устройство тормозной системы грузовых автомобилей
В современных грузовых автомобилях отечественного и иностранного производства используется тормозная система с пневматическим приводом, которая одновременно выступает источником сжатого воздуха для ряда других систем и механизмов. Применение пневмосистемы обусловлено ее высокой надежностью, эффективностью и универсальностью, и в будущем она вряд ли уступит место системам, работающим на иных принципах.
Устройство пневмосистемы всех грузовиков примерно одинаково, она включает в себя компрессор, трубопроводы, ресивер (или ресиверы), несколько клапанов и исполнительные механизмы. Также в состав системы входит несколько устройств, которые обеспечивают ее нормальное функционирование в любых условиях, а также защиту входящих в ее состав агрегатов от ряда негативных факторов. Одно из таких устройств — , который компенсирует некоторые особенности работы компрессора и обеспечивает удаление из системы влаги и масла, наличие которых может серьезно навредить работе клапанов и других агрегатов.
Назначение и место влагомаслоотделителя в пневматической системе
Основу пневматической тормозной системы составляет компрессор, который обеспечивает нагнетание воздуха под давлением, достаточным для работы всех механизмов. Однако у компрессора есть одна особенность: во время его работы в воздух попадает масло, используемое для смазки поршня и других деталей. Предотвратить попадание микроскопических капелек масла в воздух невозможно, так как без смазки компрессор просто не сможет работать.
Еще одной проблемой является сам воздух, который забирается компрессором из атмосферы. Атмосферный воздух всегда содержит в себе влагу, причем степень влажности может быть весьма значительной — попадая в систему, эта влага конденсируется, капельки осаждаются на поверхностях трубопроводов, клапанов и механизмов, что приводит к коррозии и иным негативным последствиям.
Поэтому в пневматической системе должно быть предусмотрено устройство, обеспечивающее очистку нагнетаемого воздуха от капелек масла и влаги. Эта задача решается влагомаслоотделителем, который устанавливается сразу после компрессора. Проходя через данный агрегат, воздух осушается и очищается от масла, и только после этого поступает в ресиверы и далее к исполнительным механизмам.
Нужно отметить, что после прохождения влагомаслоотделителя воздух все еще содержит небольшое количество масла и влаги, поэтому представляет некоторую угрозу системе. Дополнительная очистка производится с помощью ресиверов: при выходе из трубопровода в ресивер воздух расширяется, его температура падает, влага конденсируется и оседает на стенки бака, забирая с собой микроскопические капельки масла. С течением времени на дне ресивера скапливается масло и конденсат, который периодически удаляется с помощью специально предусмотренного клапана.
По такому принципу работают пневматические системы всех грузовых автомобилей, и в них используется ограниченное количество типов и моделей влагомаслоотделителей, имеющих принципиально одинаковое устройство.
Типы и устройство влагомаслоотделителей
Все используемые сегодня устройства для отделения влаги и масла из сжатого воздуха имеют один принцип действия, поэтому конструируются по единым принципам, и отличаются только наличием или отсутствием дополнительных деталей.
В настоящее время применение находят два основных типа влагомаслоотделителей:
Со встроенным регулятором давления воздуха (РДВ);
. Без регулятора давления.
Влагомаслоотделители с РДВ и без него имеют различный механизм очищения от конденсата и масла. Кроме того, устройства со встроенным РДВ делают ненужным отдельный регулятор, поэтому обеспечивают более высокую надежность работы всей пневматической системы.
Окрасочные работы в гараже или на воздухе упрощаются, если использовать краскопульт, работающий с помощью компрессора. Метод обладает одним существенным недостатком: воздух, нагнетаемый компрессором, имеет довольно высокую влажность, что отрицательно скажется на качестве окрашивания. За удаление влаги из потока воздуха отвечает специальный влагоотделитель для компрессора. Стоит ли покупать его или можно сделать самостоятельно? Давайте разберёмся!
Устройство фильтра-влагоотделителя и принцип его работы
Влагоотделители действуют по одному из трёх принципов:
- С использованием центробежных сил.
- С применением веществ, адсорбирующих влагу.
- Удаление конденсата при его охлаждении.
Действие влагоотделителя заключается в том, чтобы понизить до оптимальных значений влажность воздуха, попадающего в компрессор. Проще всего это выполнить, используя принцип обычного циклона, когда поток воздуха, при его вращении вокруг центральной оси отбрасывается к стенкам рабочего резервуара. Более влажный воздух имеет повышенную плотность, а потому, конденсируясь на стенках резервуара, стекает в виде капель на дно ёмкости, откуда периодически удаляется обычным конденсатоотводчиком. Задача – создать такую скорость воздушного потока, чтобы он носил ярко выраженный турбулентный характер, а всё остальное доделают законы физики.
Для снижения влажности воздуха можно применить и вещества, обладающие свойствами активного впитывания влаги. Наиболее распространённое из них – силикагель. Он представляет собой гранулы высушенной гелей кремниевой кислоты, в которые добавляются различные красители и стабилизаторы. Силикагель производится согласно техническим требованиям ГОСТ 3956, и различается по размерам гранул, процентному содержанию воды, размерам рабочей поверхности и диаметрам пор в гранулах, где и выполняется адсорбирование влаги. Активность силикагеля распространяется на диапазон температур от 20 до 250ºС. Влагоотделитель для компрессора, использующий силикагель, можно встретить в фильтрах аквалангов и тяжёлых грузовиках импортного производства. Устройство имеет блочную систему: при замене адсорбента необходимо извлечь использованные гранулы из фильтра, и заполнить пространство свежим силикагелем.
Наименее функционален третий способ, когда поток воздуха поступает в компрессор через холодильную камеру. Основная проблема заключается в надёжной герметизации холодильной камеры, которую необходимо снабдить конденсатотводчиком. При пайке/сварке следует учитывать максимальное давление воздуха, который будет попадать в холодильную камеру. Из всех типов фильтров-влагоотделителей для компрессора допустимое давление здесь будет наименьшим, что соответственно скажется на производительности окраски.
Влагоотделитель для компрессора промышленного производства стоит недёшево. Например, цена компактного фильтра-влагоотделителя торговой марки Калибр (рассчитанного на избыточное давление воздуха до 8…10 ат) составляет 1600…1800 руб. А для многофункциональной станции Hans (Германия) с регулятором давления и лубрикатором (номинальное давление – до 10 ат) цена вопроса – уже 7500 руб.
Существуют и комбинированные конструкции. Например, влагоотделитель может быть легко получен из фильтров грубой очистки фирм SATA (Германия) или WALCOM (Италия). Для этого в имеющуюся схему узла встраивают дефлектор (обычный, автомобильный, имеет слишком большие размеры), а в нижней части устройства необходимо заменить сплошное дно кольцевым, куда вварить конденсатоотводчик поплавкового или соплового типа.
Влагоотделитель для компрессора своими руками
Самодельный влагоотделитель циклонного типа
Если возможность раздобыть фильтр грубой очистки от грузовиков DAF или Iveco (такие фильтры адаптируются легче всего) отсутствует, то ничего невозможного нет в изготовлении рассматриваемого устройства своими руками.
Для циклонного влагоотделителя потребуются старый баллон от сжиженного газа (или корпус огнетушителя), штуцер-переходник и две металлические трубки. Вначале на дне баллона выполняется отверстие под конденсатоотводчик (но можно обойтись и без этого, если в дне нижней части баллона или корпуса приварить обычный кран). Выходной штуцер вваривается в верхнюю часть баллона.
По периметру корпуса привариваются три ножки под углом в 120º. Ножки снабжаются пятами для устойчивого расположения влагоотделителя. После этого корпус можно окрасить. Входной патрубок вваривается таким образом, чтобы между ним и краном для спуска конденсата было расстояние не менее 120…150 мм.
К верхнему штуцеру можно приспособить сетчатый стальной фильтр. Для этого верхний штуцер выполняется составным: сначала между ним и корпусом приваривается толстостенная шайба с сеткой, а уже к ней – верхний штуцер. Впрочем, такая перестраховка нужна только в том случае, когда воздух в помещении, где выполняется окрашивание, загрязнён мелкодисперсной пылью.
Самодельный влагоотделитель адсорбционного типа
Для того чтобы изготовить такого типа влагоотделитель для компрессора, необходимо воспользоваться масляным или водяным фильтром от любого автомобиля. Корпус и размещение штуцеров, а также расположение спускного устройства для конденсата не меняются. Во входное отверстие фильтра устанавливается стальная трубка (желательно со встроенным фильтром), а второе отверстие заглушается при помощи резьбовой пробки, которую садят на герметик.
Кольцевое пространство между внутренней стенкой корпуса и наружным диаметром фильтра заполняется адсорбентом. Для того, чтобы поглощение влаги происходило постепенно, используются резиновые уплотнительные кольца, при помощи которых все пространство корпуса может быть разделено на 3 зоны. Потребуется два уплотнительных кольца. Но, если влагоотделитель для компрессора по своему назначению не будет использоваться часто, можно засыпать силикагелем и весь кольцевой зазор.
Остаётся собрать устройство и присоединить его к корпусу. Расчёт количества силикагеля выполняется из практического соотношения 1 кг адсорбента на 800…850 л/мин воздуха. Силикагель – регенерируемое вещество: для этого его достаточно оставить в духовке на несколько часов. Удобнее силикагель с цветовым индикатором: когда все поры в веществе забиты влагой, его цвет меняется, что является основанием для его замены.
Для подготовки сжатого воздуха применяют влагоотделитель для компрессора. При отсутствие влагоотделителя есть вероятность получения дефекта лакокрасочного покрытия. Думаю эта статья поможет правильно разобраться новичку в принципе работы влагоотделителя для компрессора. Разработано несколько систем отделение влаги, и при их последовательном использовании качество воздуха будет на порядок выше. Первая система циклонного типа. Воздух с компрессора попадая во влагоотделитель завихряясь попадает на стенки влагоотделителя и блокиратора располженного ниже, так происходит отделение влаги с маслом от чистого воздуха. Стекая конденсат попадает в поплавковый конденсатоотводчик, попасть обратно в систему очистки воздуха конденсат не может благодаря действию блокиратора. Слив скопленного конденсата производят в нижней части влагоотделителя для компрессора.
По этому принципу сделано много самодельных влагоотделителей для компрессора. Самый примитивный - берется ресивер например баллон из под пропана, устанавливаем вертикально, краником вниз, ввариваем горизонтально входной штуцер в верхней части ресивера. Причем варить нужно не по центру баллона а со смещением к одной из стенок ресивера чтобы сжатый воздух завихрялся вдоль стенок. Выходной патрубок в виде трубы вваривается сверху по центру причем длина трубы внутри 2/3 длины ресивера. Для большего эффекта внутрь набивается стружка с токарного станка (лучше нержавейка), на выходе ставиться сеточка. Для воплощения такой идеи влагоотделитель для компрессора необходим разборный. Достаточно баллон отрезать поперек с помощью болгарки и наварить болтовые фланцы, а с помощью паронитовой прокладки герметично скрепляем две части влагоотделителя.
Распространена и другая система влагоотделителя для компрессора, система поглащения влаги с помощью силикагеля. Силикагель засыпается в разборную емкость, объем емкости под него может быть не большим, а для удобства таким, чтобы силикагель легко помещался на сковородку при выпаривание из него влаги. По вопросу приобретения силикагеля - это сейчас не проблема, продается в любом магазине, где есть товары для животных в качестве наполнителя для кошачьих туалетов. При его дефиците использовался рис, правда при намокание он начинает тухнуть и требует к себе очень частого внимания. Для полного эффекта, сжатый воздух должен проходить через весь слой силикагеля, то есть вход и выход для воздуха ставиться в противоположных сторонах. На фото применен корпус от обычного фильтра для воды со сменными картриджами, туда и засыпаем силикагель. Есть еще и такой вариант влагоотделителя для компрессора - с силикагелем. Берется фильтр от пневматической системы импортных грузовиков, похож на масленый для движка, но раза в три больше. В нем уже содержится силикагель, остается произвести доработку, для его крепления в нашу пневматическую систему (понадобятся токарно-фрезерные работы). Такой фильтр будет удобен в замене, что-то типа сменного картриджа. Сменил и не парься, занимайся дальше покраской .
Третья система холодильного типа смысл его заключается в установке морозильника от любого работающего холодильника в магистраль прохождения сжатого воздуха(ресивер). Проблема состоит в герметизации морозильника в ресивере - без пайки не обойтись. Да не надо забывать и о спускном кране для конденсата. Эта система осушения воздуха является одна из лучших для избавления воздуха от влаги.
1. Входящий воздух должен иметь как можно более низкую температуру. Постарайтесь обеспечить подвод воздуха ко входу компрессора с улицы. В зимних условиях это понизит концентрацию влаги в 4-5 раз.
2. Храните воздух в ресивере компрессора при максимально возможном для данного типа компрессора давлении. Не допускайте скапливания избыточного количества воды в ресивере.
3. Постарайтесь установить стационарный компрессор в хорошо вентилируемом, прохладном помещении. Если ресивер тем не менее нагревается выше 30-40 С, используйте дополнительный ресивер, включенный последовательно, пусть небольшой, но установленный на улице. Или же поставьте охладитель воздуха. В этом качестве можно использовать радиаторы промышленных холодильников.
4. Небольшие переносные компрессоры непосредственно перед началом работы есть смысл выносить на улицу, по крайней мере зимой. Это позволяет, с одной стороны, сжимать холодный воздух с низким абсолютным содержанием влаги, а с другой - ускоряет процесс конденсации влаги в ресивере.
5. Фильтры-влагоотделители размещайте в точках сети, имеющих максимальное давление и минимальную температуру. Например, при использовании редуктора для понижения давления фильтр должен быть включен до редуктора, а не после. В противном случае эффективность отделения влаги падает в 3-4 раза.
6. Регулярно проверяйте состояние фильтрующих элементов керамических влагоотделителей, не снабженных индикатором, вовремя очищайте замаслившиеся элементы.
7. Не допускайте повышенного расхода воздуха из-за утечек в шлангах и соединениях. Количество влаги, образовавшейся в магистрали, в конечном счете прямо пропорционально количеству воздуха, сжатого компрессором.
8. Если по каким-то причинам понизить количество влаги невозможно, используйте влагоотделитель, непосредственно присоединенный к пульверизатору. Это, по крайней мере, убережет вас от грубых дефектов, создаваемых крупными каплями воды.
9. Использование пульверизаторов с минимальным расходом воздуха понижает общее количество сконденсированной влаги. Для наименьшего охлаждения воздушно-красочной струи желателен распылитель, способный работать при пониженном до 2 бар давлении.
10. Не рекомендуется красить детали, температура которых существенно ниже температуры воздуха в покрасочной камере.
11. Постарайтесь все-таки изыскать возможность покупки фирменных фильтров или рефрижератора: летом, при высокой температуре окружающего воздуха, бороться с влажностью самодельными средствами очень трудно.
Задача влагоотделителя как важного устройства, помогающего в работе автомобильным малярам - выполнять роль осушителя для чрезмерно влажного воздуха , проходящего через краскопульт или компрессор. Зачем это нужно делать? Без масловлагоотделителя наносимая на элементы кузова машины краска быстро начнёт осыпаться , а сам кузов ржаветь. Использование этого аппарата - гарантия того, что лакокрасочное покрытие (ЛКП) вашего автомобиля прослужит достаточно долго.
Заводской или самодельный влагомаслоотделитель?
Если вы не занимаетесь профессионально покраской машин, вряд ли испытываете необходимость приобретать влагоотделитель, разработанный и собранный каким-либо крупным производителем. Мощность аппарата и количество краски, которое он способен пропускать через себя в промышленных масштабах, очень сильно влияют на цену, которую готов платить далеко не каждый автовладелец.
Что же тогда делать, если срочно нужно покрасить, например, крыло автомобиля или перекрасить его полностью, а денежных средств для того, чтобы обратиться в автомалярную мастерскую, сейчас нет ? Можно попробовать сделать влагоотделитель своими руками, как предложено в видео.
Ниже мы расскажем, как собрать эффективный, работающий, надёжный влагоотделитель.
Есть три способа, с помощью которых избыточная влага убирается из воздуха , попадающего в покрасочный компрессор:
- специальные фильтры;
- применение центробежной силы;
- воздействие низких температур.
Разновидности влагоотделителей, создаваемых своими руками
В связи со способами, указанными выше, которые применяются для удаления лишней влажности из пропускаемого через влагомаслоотделитель воздуха , квалифицированные маляры различают такие виды этих устройств:
- с холодильным способом отделения влаги;
- с силикагелем, поглощающим избыточную влажность;
- с циклонным способом.
Ни один из описанных видов влагоотделителей не имеет неоспоримых преимуществ перед другими. У каждого есть определённые недостатки. Чтобы сделать правильный выбор, перед началом изготовления масловлагоотделителя своими руками следует внимательно рассмотреть и проанализировать схемы типов аппаратов и чётко знать свои цели, для выполнения которых нужен этот прибор.
Перед тем как начать собирать устройство, вам понадобится небольшой комплект инструментов , которые значительно облегчат вам процесс работы:
- набор отвёрток;
- набор ключей;
- материал для изоляции;
- сварочный аппарат;
- молоток;
- дрель;
- клей.
Самодельный аппарат с циклонным способом очистки
Принцип, по которому действуют такие влагоотделители: как только воздух попадает в камеру устройства, под действием центробежной силы он начинает стремительно вращаться. Тяжёлые частицы (масло, конденсат или песок), находящиеся в этот момент в воздухе, подвергаются влиянию центробежной силы, и их отбрасывает на стенки камеры. В это же самое время воздух, очищенный от примесей и избыточной влаги, проходит через отверстие, расположенное в нижней части камеры, и направляется в компрессор.
Чтобы изготовить такое устройство, нужно найти:
- газовый баллон, который использовался ранее для хранения пропана;
- сварочный аппарат;
- штуцер;
- 2 трубки из металла небольшого размера и длины.
Порядок проведения работ
Выполнять работы нужно в такой последовательности:
- баллон нужно установить краном вниз;
- один из штуцеров с помощью сварки прикрепляется к верху баллона, через него будет подаваться воздух на вход;
- отмеряем 2/3 высоты корпуса баллона и сварочным аппаратом крепим второй штуцер, который будет работать на выход;
- если вы хотите добиться от влагоотделителя, сделанного своими руками, лучшей эффективности, разрежьте корпус баллона пополам, насыпьте внутрь деревянные опилки или стружку, а в нижней части устройства поставьте сетку, которая будет выполнять роль фильтра. После этого аккуратно приварите друг к другу две половинки будущего аппарата и проверьте его на герметичность.
Теперь циклонный масловлагоотделитель готов к использованию.
Для изготовления такого типа осушителя вам понадобится использованный водяной фильтр, а лучше масляный, и силикагель. Главная трудность при создании своими руками этого аппарата состоит в том, чтобы правильно разместить слой силикагеля.
Порядок работы:
- разберите на составные части использованный фильтр для автомобильного масла;
- рроверьте состояние патрубка, через который ранее подавалось масло в фильтр. Если он находится в удовлетворительном состоянии, его вполне можно сделать местом входа воздуха в камеру влагоотделителя;
- осмотрите фильтр на предмет дополнительных отверстий, которые могут нарушить герметичность изделия, и уберите их силиконовым герметиком или болтами с прокладками;
- повторите действия пункта 1 в обратном порядке;
- засыпьте силикагель в свободные места, чтобы полностью заполнить их;
- закрепите верхнюю крышку фильтра с помощью болта;
- если вам это необходимо, приварите кронштейны для крепления вашего влагоотделителя в удобном для вас месте.
Самодельное устройство с холодильным способом очистки
Принцип действия такого влагоотделителя основан на знании того, что влага обладает способностью конденсироваться из-за воздействия низкой температуры. Благодаря качественному удалению избыточной влажности воздуха, подаваемого в компрессор, такие аппараты очень популярны в среде профессиональных автомаляров. Подобный влагомаслоотделитель вы можете сделать своими руками: достаточно всего лишь пропускать воздушную смесь через холодильное оборудование или морозильную камеру.
Сложности при изготовлении агрегата такого типа таковы:
- нужно решить, как будет выводиться конденсат из влагоотделителя. Для этого к камере морозильника можно приварить специальный штуцер;
- необходимо позаботиться о полной герметизации вашего устройства.
Важные рекомендации, которые помогут сделать самодельный влагоотделитель для компрессора
На основе написанного выше вы можете предположить, что сделать надёжный масловлагоотделитель своими руками, - несложное дело, которое не займёт много времени и усилий. Это так. В то же время следует очень постараться, чтобы устройство получилось качественным и выполняло возложенные на него функции, иначе ЛКП вашей машины долго не проживёт. Для этого нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- проверьте ваш агрегат на соответствие техническим характеристикам компрессора. Может получиться так, что ваш самодельный аппарат не сможет выдержать мощности краскопульта;
- используйте качественные материалы для сварки;
- проверьте штуцеры и патрубки на предмет беспроблемного прохождения через них воздушной смеси;
- применяйте качественные герметики и проведите тест на герметичность вашего изделия.