Из чего состоит и как работает кондиционер в автомобиле? Схема работы и устройства автокондиционера

Удивительно, но кондиционер живёт в нашем комфортном мире намного дольше, чем многие думают. Ещё компания Packard изобрела кондиционер в далёком 1939 году, а в 1940 году первый автомобиль компании начал предлагать своим клиентам установленный заводом кондиционер. Конечно, это система скорее была похожа на термостат, но это было лучше, чем не иметь вообще ничего. Идея прижилась, и уже к 1969 году более половины всех новых автомобилей были проданы с встроенным кондиционером. Это не включая послепродажных установок кондиционеров отдельно, которые чаще всего были установлены в течение первого года жары, когда новый владелец пожалел о своём скупом "существе" при покупке зимой .

Однако, история кондиционеров не так плоска и безропотна - в конце концов, было установлено, что хладагент, который использовался в течение многих десятилетий в автомобильных кондиционерах, известный как R-12 или CFC-12 в научном мире или своей торговой маркой - "фреон ", наносит ущерб озоновому слою (являясь хлорфторуглеродом). Вскоре такой хладагент был запрещен для использования в ряде стран, и появились альтернативы под названием R-134a или HFC-134a, которые стали обязательными для всех автомобилей, произведённых после 1996 года. Сегодняшний же автомобиль использует почти абсолютно безопасные типы хладагента как для человека, так и для остальной природы.

А вот история устройства и принципа работы кондиционера менялась довольно незначительно. Так, основной принцип его работы остался практически неизменным: кондиционер работает также, охлаждая и удаляя влагу из воздуха. Есть три основных части системы - компрессор , конденсатор и испаритель - все они главные "герои" достижения цели охлаждения воздуха, но существует также несколько других частей, чтобы сохранить работу системы гладкой. Давайте рассмотрим каждую из них и узнаем таким образом, как работает кондиционер в автомобиле!

Все автомобильные системы кондиционирования воздуха являются по своей сути почти замкнутой герметичной системой трубопроводов с двумя чётко выделенными отделами работы: стороной высокого давления, которую в среде профессионалов называют напорной магистралью , и стороной низкого давления - обратной магистралью . Мы начнём со стороны высокого давления, поскольку именно она приводит прохладный воздух в салон.

Компрессор кондиционера

Компрессор приводится в действие ремнём от коленчатого вала двигателя . Когда хладагент всасывается в компрессор, он находится под нормальным (почти атмосферным) давлением и в газообразной форме. Но после того, как хладагент оказывается внутри насоса компрессора, компрессор начинается соответствовать своему названию - приводит в действие насос, который сжимает хладагент и заставляет его поступать в конденсатор. При этом, процесс сжатия сопровождается сильным нагревом хладагента. Следует отметить, что компрессор не может работать с жидким фреоном, поступающим в него и в этом случае значительно повышается его износ, потому на ряде автомобилей на пути течения фреона перед компрессором устанавливается ещё и ресивер-коллектор - устройство, обеспечивающее довыпаривание хладагента перед его поступлением в компрессор.

Но и этого бывает недостаточно - дело в том, что если в компрессор поступит определённое количество жидкого хладагента, то компрессор его попросту не сможет сжать, как сжимает газообразный хладагент, в результате чего получается гидроудар, который выводит работу компрессора из строя. Потому непременным спутником работы кондиционера является датчик температуры окружающего воздуха, и при определённом значении (как правило от 0 до -5 градусов по Цельсию - зависит от производителя) кондиционер попросту не включится, так как это может привести к тому, что фреон не весь испариться из-за низкой температуры.

Вам, вероятно, всё ещё довольно непонятна работа кондиционера - не волнуйтесь, так как система кондиционирования является замкнутой структурой, то начать с чего-то, что сразу внесёт ясность, не представляется возможным. А потому читайте далее - по мере изучения отдельных компонентов Вам будет проясняться общий принцип работы кондиционера.

Конденсатор


Конденсатор - его в простонародье чаще называют просто радиатором кондиционера, и он служит для той же цели, что и радиатор двигателя в Вашем автомобиле: выводить тепло из системы в окружающую среду за счет протекания по тонким трубкам, которые продуваются отдельным вентилятором и потоком воздуха в том случае, если Ваш автомобиль находится в движении. Хладагент поступает в конденсатор в виде жидкости из компрессора. Процесс создания давления газа и перемещение его в конденсатор по своей физической природе создаёт тепло, и хладагент, протекая внутри извилистых труб конденсатора, охлаждаясь, таким образом, становится почти готов для охлаждения автомобиля.

Ресивер-осушитель



Но сначала хладагент должен быть нацелен на ресивер-осушитель. На выходе из конденсатора жидкость проходит через небольшой резервуар, также установленный в линии трубок. Этот резервуар содержит осушители - небольшие гранулы, которые притягивают воду. Вы видели пакеты осушителей в обувных коробках? Они там делают то же самое: вытягивают воду из воздуха, чтобы сохранить новые туфли свежими для Ваших ног. В ресивере-осушителе удаляется лишняя вода, которая проникла в систему. Если бы вода оставалась, то из неё образовывались бы кристаллы льда, что может привести к повреждению системы кондиционирования воздуха. Кроме того, в ресивере-осушителе оседают также небольшие крупинки мусора, который может образовываться при прохождении фреона через компрессор и, особенно, конденсатор.

Этих трёх агрегатов достаточно в отделе работы кондиционера под высоким давлением, так что давайте перейдем к стороне низкого давления системы.

Впрочем, низким давление на этой стороне работы кондиционера назвать сложно - рабочая температура в зависимости от модели машины может варьироваться от 3 до 4 атмосфер (для сравнения, рабочее давление в обычно автомобиле 2 - 2,3 атмосфера. Итак, из чего же состоит сторона низкого давления работы кондиционера и как всё это работает?

Тепловой расширительный клапан (вентиль) (ТРВ)


Это именно тот этап, когда система работы кондиционера изменяется со стороны высокого давления в сторону низкого давления. Если попробуете на ощупь эту часть системы, то Вы почувствуете изменение температуры в трубках от горячего к холодному.

Жидкий хладагент под высоким давлением поступает в ТРВ из ресивера-осушителя через расширительный клапан, который позволяет ему перейти обратно в газообразное состояние. Такое расширение уменьшает давление хладагента, и в газообразном состоянии он переходит в испаритель (об испарителе немного ниже). Ещё одно замечательное свойство хладагента - он один лучших веществ, которые при переходе из жидкого состояния в газообразное (при кипении, проще говоря) сильно охлаждаются. Клапан включает в себя датчик давления хладагента и регулирует поток хладагента таким образом, чтобы система работала стабильно: чтобы хладагент поступал в испаритель в таком количестве и при такой температуре, которых достаточно, чтобы температура в испарителе не опустилась ниже 0 градусов и не образовалась изморозь, но и не поднималась слишком высоко, иначе это бы свело на нет всю работу по охлаждению воздуха в салоне автомобиля. Движущиеся части ТРВ могут быстро изнашиваться, а иногда и требуют замены.

Испаритель



Испаритель - это то место в структуре работы кондиционера автомобиля, где происходит волшебство. В то время как все остальные части системы расположены в моторном отсеке, испаритель помещается в салоне, как правило, немного выше места для ног на стороне пассажира в районе бардачка машины. Испаритель также похож на радиатор - он состоит из катушек, трубок и рёбер, но его работа заключается в поглощении тепла, а не рассеивании его.

Хладагент поступает в испаритель в виде холодного сжатого газа - в идеале его температура близка к нулю градусов Цельсия. Хладагент не замерзает при этой температуре - напротив, он имеет очень низкую температуру кипения. Тепла в салоне автомобиля достаточно, чтобы заставить хладагент в испарителе выкипеть. Вентилятор, в свою очередь, направляет поток воздуха через испаритель (мы ведь помним, что испаритель - это своеобразный радиатор!) в салон машины через дефлекторы. Воздух, проходя сквозь ребристую поверхность ледяного испарителя, также охлаждается и поступает в салон автомобиля в виде прохладного "кусочка рая".

После прохождения через испаритель в газообразном состоянии хладагент снова поступает в компрессор, где он находится под давлением и переходит в жидкое состояние, и весь процесс начинается заново.

Кроме того, все мы видели, что при работе кондиционера в автомобиле, снизу на асфальт или землю капает вода, и её иногда бывает довольно много - настолько, что при стоянке автомобиля в течение 5-10 минут может даже образоваться ручеёк. Это "выходки" того же испарителя, который также, будучи в охлаждённом состоянии принимает на себя влажность из воздуха, который задувается вентилятором в салон автомобиля, таким образом, несколько осушая этот воздух, что позволяет Вам чувствовать ещё большую прохладу. Вода из воздуха конденсируется на испарителе подобно утренней росе на траве, наряду с грязью и пылью и всем остальным, потому такой воздух проходит через воздушный фильтр.

Общий принцип работы кондиционера в автомобиле



Конечно, это не все составляющие работы кондиционера - есть ещё ряд датчиков, которые регулируют работу различных элементов кондиционера на различных этапах при различных условиях (например, когда мы стоим в пробке, давление в напорной магистрали может достигать критических отметок и система попросту не даёт трубкам лопнуть от такого давления).

Компрессоры автомобильных кондиционеров

Компрессор автомобильного кондиционера является главным узлом всей климатической системы. От правильности его работы зависит эффективность и производительность работы всей системы кондиционирования.

Именно внутри компрессора происходит разделение системы на две зоны: зоны низкого и зоны высокого давления. Зона низкого давления называется зоной всасывания. Зона высокого давления – зоной нагнетания.

Типы автомобильных компрессоров

Чаще всего встречаются компрессоры с поршневым и роторно-лопастным принципом работы. Реже применяются устройства со спиральным нагнетателем. В отдельную группу можно выделить нагнетательные системы поршневого типа, имеющие вращающийся наклонный диск. Еще их называют аксиально-поршневые нагнетатели.

Компрессоры с наклонным диском дают возможность менять объем рабочих камер в зависимости от режима работы системы кондиционирования. Такая конструкция предполагает, что регулирование режима работы происходит не за счет включения или выключения электромагнитной муфты, а за счет изменения рабочего объема камер сжатия в автомобильном компрессоре.

В кондиционерах, где применяется система поршневого нагнетания хладагента, количество поршней может колебаться от одного до нескольких. В современных кондиционерах установлены компрессоры с несколькими поршнями.

Поршни могут компоноваться по отношению друг к другу одним из следующих образов:

  • в ряд;
  • соосно;
  • V-образно;
  • смотреть в разные стороны.

Их оси могут располагаться перпендикулярно друг другу или под определенным углом.

В компрессорах с лопастным нагнетанием хладагента внутри цилиндра вращается ротор с лопастями. За счет особой формы лопастей происходит движение хладагента.

Принцип работы компрессора автомобильного кондиционера

Сразу нужно заметить, что при работе компрессора идет отбор мощности от двигателя в пределах 1.5-15 л.с. И должно быть понятно, что применение климатической установки приводит к некоторому увеличению расхода топлива.

Компрессор всасывает в себя хладагент, который находится в газообразном состоянии и под низким давлением. Если бы хладагент находился в состоянии жидкости, компрессор просто не смог бы работать. Во-первых, произошел бы гидравлический удар, способный разрушить конструкцию компрессора. Во-вторых, жидкость не может сжиматься, а именно на сжатии основана работа компрессора.

На некоторых марках автомобилей перед компрессором автомобильного кондиционера устанавливается емкость (ресивер), в которой происходит окончательный процесс превращения жидкого хладагента в газ.

В компрессоре давление хладагента повышается и при этом происходит повышение его температуры. Под действием давления хладагент сжимается с одновременным повышением температуры и далее поступает в конденсатор, где происходит обратный процесс расширения и понижения температуры.

Одним из основных факторов, который влияет на работу компрессора, является скорость вращения приводного вала, скорость которого зависит от режима работы двигателя. Частота вращения приводного вала компрессора может доходить до 6000 об/мин.

Отбор мощности от двигателя происходит посредством ременной передачи через электромагнитную муфту. Муфта является промежуточным звеном, между валом двигателя и приводным валом компрессора. Если включать кондиционер не требуется, муфта не передает вращательного движения. Но как только в салоне автомобиля нажимается кнопка запуска кондиционера, электрический импульс поступает на муфту и движение с вала двигателя передается на приводной вал компрессора.

Компрессор автомобильного кондиционера может быть оснащен клапанами различных типов. Есть клапаны (клапан), которые отвечают за пропускание хладагента внутрь компрессора. Однако существует и предохранительный клапан, который включается, если внутри компрессора давление повышается выше нормативного.

В многопоршневых системах компрессоров впускные клапаны могут быть установлены для каждого поршня отдельно. Но чаще всего используется один впускной клапан пластинчатого типа. Часто именно неправильно работающий клапан является причиной неправильно работающего компрессора.

И откуда в жаркий летний день берется освежающая прохлада, необходимо подробно рассмотреть основные принципы устройства кондиционирующих систем . Для этого стоит припомнить школьные уроки физики, на которых речь шла о поглощении жидкостью тепла, и простой опыт: на руку наливался одеколон или спирт, которые в процессе создавали приятный холодок. Именно этот незатейливый принцип и используется в современных кондиционерах .

Из чего же состоит стандартная сплит-система? Как правило, внутри нее находится замкнутый контур, по которому движется жидкость - . Перетекая внутри контура, хладагент в одном месте поглощает тепло, для того чтобы выделить его в другом. Этот процесс протекает в специальных трубках - , которые изготавливаются из меди и содержат поперечные перегородки из алюминия. Для более быстрого протекания процессов в теплообменники нагнетают воздух, делая это при помощи специальных вентиляторов.

Исходя из названия процессов, протекающих в теплообменнике, один из них принято называть , а другой - . Когда кондиционер работает «на тепло» в качестве выступает внутренний испаритель (часть кондиционера, находящаяся в помещении), а при работе «на холод» - все происходит наоборот. Таков принцип работы кондиционера , но в чем суть?

Холод сам по себе не является законченным продуктом, а лишь производным от переноса тепла с помощью хладагента. Этот процесс в литературе именуется « ». Благодаря ему производительность кондиционера получается в три раза выше , чем его энергопотребление. На первый взгляд это может вызвать недоумение: КПД 300% - неужели такое возможно? Что такое хладагент и как его можно перенести из помещения, в котором температура около 20 градусов, наружу, где температура в два раза выше?

Оказывается все гораздо проще, чем это можно себе предположить. Перенос температуры напрямую зависит от давления, причем происходит он не линейно, а монотонно. Таким образом, в процессе транспортировки величина давления становится выше, чем температура фазового перехода. Закипевший хладагент меняет свое состояние из жидкого в парообразное и начинает поглощать из окружающего воздуха тепло, при этом в теплообменнике создается необходимое давление, при котором температура фазового перехода становится ниже окружающей. В обратном процессе хладагент отдает свое тепло воздуху, и температура перехода повышается.

Еще одной важной деталью в работе кондиционера является замкнутый контур , для создания которого необходимо хотя бы два элемента: - для повышения давления и дроссельное устройство - для его понижения. Первый из них устанавливается непосредственно перед конденсатором, а второй перед .

В целом, насчитывается пять элементов, обязательных в кондиционерах любого типа: замкнутый контур, наружный и внутренний теплообменник, компрессор и дросселирующее устройство. Они являются основной составляющей как самой простой, так и самой сложной сплит-системой.

В наше время для полнофункциональной работы кондиционера в контур добавляют четырехходовой вентиль, благодаря которому он может вырабатывать как тепло, так и холод. Такая сплит-система получила название «кондиционер с реверсивным циклом », дополнительной функцией которого стал перенос тепла из помещения на улицу и обратно.



  • 3. Компрессор — сжимает фреон и поддерживает его движение по холодильному контуру. Компрессор бывает поршневого или спирального (scroll) типа. Поршневые компрессоры дешевле, но менее надежны, чем спиральные, особенно в условиях низких температур наружного воздуха.
  • 5. Четырехходовой клапан — устанавливается в реверсивных (тепло - холод) кондиционерах. В режиме обогрева этот клапан изменяет направление движения фреона. При этом внутренний и наружный блок как бы меняются местами: внутренний блок работает на обогрев, а наружный — на охлаждение.
  • 4. Плата управления — как правило, устанавливается только на инверторных кондиционерах. В не инверторных моделях всю электронику стараются размещать во внутреннем блоке, поскольку
  • большие перепады температуры и влажности снижают надежность электронных компонентов.
  • 1. Вентилятор — создает поток воздуха, обдувающего конденсатор.
  • В недорогих моделях имеет только одну скорость вращения.
  • Такой кондиционер может стабильно работать в небольшом диапазоне температур наружного воздуха. В моделях более высокого класса, рассчитанных на широкий температурный диапазон, а также во всех полупромышленных кондиционерах, вентилятор имеет 2 - 3 фиксированных скорости вращения или же плавную регулировку.
  • 2. Конденсатор — радиатор, в котором происходит охлаждение и конденсация фреона. Продуваемый через конденсатор воздух, соответственно, нагревается.
  • 7. Фильтр фреоновой системы — устанавливается перед входом компрессора и защищает его от медной крошки и других мелких частиц, которые могут попасть в систему при монтаже кондиционера. Разумеется, если монтаж выполнен с нарушением технологии и в систему попало большое количество мусора, то фильтр не поможет.
  • 6. Штуцерные соединения — к ним подключаются медные трубы, соединяющие наружный и внутренний блоки.
  • 8. Защитная быстросъемная крышка — закрывает штуцерные соединения и клеммник, используемый для подключения электрических кабелей. В некоторых моделях защитная крышка закрывает только клеммник, а штуцерные соединения остаются снаружи.

Внутренний блок кондиционера



  • 1. Передняя панель — представляет собой пластиковую решетку, через которую внутрь блока поступает воздух. Панель легко снимается для обслуживания кондиционера (чистки фильтров и т. п.)
  • 2. Фильтр грубой очистки — представляет собой пластиковую сетку и предназначен для задержки крупной пыли, шерсти животных и т. п. Для нормальной работы кондиционера фильтр необходимо чистить не реже двух раз в месяц.
  • 5. Испаритель — радиатор, в котором происходит нагрев холодного фреона и его испарение. Продуваемый через радиатор воздух, соответственно, охлаждается.
  • 6. Горизонтальные жалюзи — регулируют направление воздушного потока по вертикали. Эти жалюзи имеют электропривод и их положение может регулироваться с пульта дистанционного управления. Кроме этого, жалюзи могут автоматически совершать колебательные движения для равномерного распределения воздушного потока по помещению.
  • 7. Индикаторная панель — на передней панели кондиционера установлены индикаторы (светодиоды), показывающие режим работы кондиционера и сигнализирующие о возможных неисправностях.
  • 3. Фильтр тонкой очистки — бывает различных типов: угольный (удаляет неприятные
  • запахи), электростатический (задерживает мелкую пыль) и т. п. Наличие или отсутствие фильтров тонкой очистки никакого влияния на работу кондиционера не оказывает.
  • 4. Вентилятор — имеет 3 - 4 скорости вращения.
  • 8. Вертикальные жалюзи — служат для регулировки направления воздушного потока по горизонтали. В бытовых кондиционерах положение этих жалюзи можно регулировать только вручную. Возможность регулировки с пульта ДУ есть только в некоторых моделях кондиционеров премиум-класса.
  • Поддон для конденсата (на рисунке не показан) — расположен под испарителем и служит для сбора конденсата (воды, образующейся на поверхности холодного испарителя). Из поддона вода выводится наружу через дренажный шланг.
  • Плата управления
  • (на рисунке не показана) — обычно располагается с правой стороны внутреннего блока. На этой плате размещен блок электроники с центральным микропроцессором.
  • Штуцерные соединения
  • (на рисунке не показаны) —
  • расположены в нижней задней части внутреннего блока. К ним подключаются медные трубы, соединяющие наружный и внутренний блоки.

Принцип работы кондиционера

25 апреля 2017

Современный автомобиль перестал быть просто средством передвижения, и причина этому явлению – высокие требования владельцев к личному автотранспорту. Производители стремятся сделать машины комфортнее, быстрее и лучше, однако некоторые составляющие остаются бессменными спутниками. Речь идёт о кондиционере – устройстве для регулирования уровня холода или тепла в салоне автомобиля. Чтобы понять преимущества оборудования, стоит понимать принцип работы кондиционера. Но перед этим важно разобраться в устройстве кондиционера.

Устройство автомобильного кондиционера

Охлаждающее устройство представляет большое значение для автовладельца и всех его пассажиров, поскольку способно не только радовать вас прохладой в жаркие дни лета, но также согревать зимой, отапливая салон автомобиля перед поездкой. Более того, дополнительная функция кондиционера в автомобиле – очистка воздуха. Оборудование чаще всего взаимодействует с системами отопления и вентиляцией. Основной задачей автокондиционера остаётся создание микроклимата, оптимального для комфортного пребывания в салоне водителя и пассажиров.

За функции очистки воздуха отвечают фильтры:

  • электростатический;
  • катехиновый;
  • фотокаталитический;
  • угольный.

Благодаря фильтрующим способностям оборудования воздух в салоне не имеет вредных для здоровья человека примесей, пыли. Антибактериальный эффект наряду с возможностью устранения неприятных запахов – дополнительные аргументы в пользу установки автомобильного кондиционера.

Основную функцию кондиционера выполняет компрессор, от которого зависит эффективность работы системы охлаждения или обогрева . В некоторых случаях агрегат дополняется ресивером-коллектором, призванным защищать компрессор за счёт выпаривания хладагента. Если вспомогательный компонент системы кондиционирования отсутствует, требуется горячее пространство под капотом авто. Так удаётся обеспечивать подходящий уровень испарения охлаждающего вещества в трубках обратного контура, а также в испарителе.


В зимнее время года температура подкапотного пространства существенно снижается, а потому требуется дополнительная установка температурного датчика. Благодаря небольшой детали система узнаёт температуру окружающей среды, вследствие чего кондиционер не включается (при температуре ниже -5 °С).

Автомобильный кондиционер представляет собой полностью герметичную систему, которая заполнена газом-хладагентом, компрессорным маслом. С помощью масла осуществляется эффективная смазка трущихся между собой деталей оборудования. Так удается снизить износ подвижных деталей компрессора, а также достигается уплотнение зазоров. Помимо всего, маслу отводится ещё одна полезная функция – отведение части тепла, выделяемого в процессе трения, а также удаление мелких частиц из оборудования. На протяжении циркуляции в системе кондиционирования происходит смешивание масла с холодильным газом. Оборудование представлено комплексом следующих составляющих:

  • компрессором;
  • конденсором;
  • испарителем;
  • вентилятором;
  • предохранительный клапаном;
  • ресивером-осушителем;
  • расширительным клапаном;
  • испаряющим вентилятором.


Благодаря техническому взаимодействию всех компонентов системы охлаждения достигается высокий уровень комфорта в салоне автомобиля.

Принципиально автомобильный кондиционер по большей части совпадает с бытовым аналогом. В основе принципа работы оборудования заложена простая физическая закономерность – при испарении вещества тепловая энергия поглощается, тогда как при конденсации происходит выделение тепла. Нажимая на кнопку включения устройства, происходит срабатывание электромагнитной муфты, вследствие чего прижимной диск примагничивается к шкиву. Последний элемент начинает двигаться посредством ремня. Система функционирует вхолостую.

Фреон сжимается компрессором, проходит в конденсор, где производится охлаждение потоком воздуха, идущим от вентилятора. Как только фреон охлаждён, газ конденсируется и поступает к осушителю для последующей фильтрации. Будучи очищенным, фреон проходит через терморегулирующий вентиль, отвечающий за контроль и регулирование уровня перегрева пара.

Система устанавливается на трубопроводе, по которому охлаждающий газ транспортируется к испарителю. Когда испаритель заполняется хладагентом, происходит выделение пара, температура которого достигает точки кипения воды. Фреон поступает в испаритель, будучи в газообразном состоянии, тогда как температурный показатель существенно снижается. Происходит охлаждение испарителя ледяным газом, благодаря чему вентилирующее устройство направляет холодный воздух в салон автомобиля. Хладагент циркулирует по системе, служа источником необходимой для водителя и пассажиров прохлады. Таким образом, жидкость испаряется, а затем поступает в компрессор, и процедура снова повторяется.


Обогрев салона кондиционером

Превращаясь в жидкость, хладагент отдаёт тепловую энергию. Фреон превращается в конденсат, находясь в теплообменнике внутреннего блока, тогда как испарение производится в наружном. Обогрев салона автомобиля кондиционером считается финансово выгодным, поскольку объём тепловой энергии, выдаваемой устройством, в несколько раз превышает потребляемую мощность.

Правильная эксплуатация автомобильного кондиционера

Чтобы довольствоваться прохладой в салоне личного транспорта предельно долго, не помешает знать, как правильно пользоваться кондиционером. Все устройства подобного действия разделены на ручные и автоматические, а потому управление достигается мануальной настройкой или регулируется климат-контролем.

В случае с ручным управлением угол подачи воздуха, температурный режим в салоне, включение и выключение регулируются не автоматически, тогда как функция климат-контроль выполняет основные операции без ведома человека.

Увеличить срок службы автомобильного кондиционера удастся, если вы будете прислушиваться к предписаниям производителя. Не пренебрегайте пунктами инструкции, прилагающейся производителем!

Перед включением кондиционера рекомендуется проветривание салона машины. Эта мера желательна для уравновешивания температур в салоне автомобиля и на улице. Холодный поток, направленный в жарком салоне автомобиля на стёкла, может послужить причиной образования микротрещин. В дальнейшем характеристики стёкол только ухудшатся. Резкие перепады температур придутся вредными для организма и здоровья.


Также не стоит включать устройство на максимальные обороты, что послужит причиной резкого температурного перепада. Если в вашем автомобиле находится ребенок – воздержитесь от частого применения кондиционера, и решайте, нужен ли кондиционер в автомобиле вообще. Следует помнить о том, что оптимальная температура окружающей среды, безопасная и комфортная для жизнедеятельности человека, колеблется в пределах 20-23 градусов Цельсия.

В каждом автомобиле, оснащённом кондиционером, предусмотрены 2 режима функционирования – для притока воздуха снаружи автомобиля и отвода из салона на улицу. Первый вариант надо применять для отопления стёкол, тогда как второй режим подойдёт для прогревания воздуха в салоне машины.

Не забывайте о чистоте воздуха . С течением времени фильтрующие элементы системы охлаждения засоряются, загрязняются пылью, и чем больше грязи находится в фильтрах, тем хуже качество воздуха в салоне авто. Очищайте радиатор устройства, регулярно меняйте салонный фильтр, и тогда бактерии и пыль не будут вам страшны.

Возможные неприятные сюрпризы

Система кондиционирования спроектирована полностью герметичной, однако может иметь место диффузия газа, из-за чего потребуется дозаправка агрегата. Зачастую периодичность дозаправки системы составляет около 1 раза в 5 лет. При заправке оборудования требуется добавлять рефрижераторное масло.

Если вы не наблюдаете необходимый уровень охлаждения, хотя все элементы системы функционируют надлежащим образом, то, скорее всего, требуется замена ресивера-осушителя. Справиться с этой задачей можно самостоятельно, поскольку полная разборка устройства не требуется. Удалите старый компонент кондиционера и установите новый ресивер-осушитель для дальнейшей работы оборудования.

Значение кондиционера в салоне автомобиля существенно возрастает с приближением лета. Однако и в зимнюю пору устройство справляется со своими задачами. Покупка автомобиля с кондиционером или дооборудование машины охлаждающим устройством целесообразна в большинстве случаев.

В автомобиле, а уж тем более ремонт автомобильного кондиционера предполагают, как минимум, отличное знание его устройства. Подключить автоматическую заправочную станцию к автокондиционеру может любой. Однако, никакая автоматика не подскажет, почему кондиционер в машине не работает, несмотря на то, что его заправили. Чтобы понимать, что может сломаться в автомобильном кондиционере, для начала надо понять, как он устроен. Мы не будем вдаваться в сложные технические описания, а расскажем об этом по-простому.

Принцип работы автокондиционера основан на поочередном переходе вещества (фреона) в жидкое и газообразное состояние. (Фреон по своим физическим свойствам напоминает обычный пропан из зажигалки, только он не горит.) При этом в одном месте происходит выделение тепла, а в другом — поглощение. Надо заметить, что фреон в автомобильном кондиционере, как и в любом другом, не расходуется, а лишь перемещается по кругу. Так что фраза «у меня в кондиционере закончился фреон» абсолютно безграмотна. В кондиционере ничего не тратится. Кроме энергии, затраченной на сжатие фреона, разумеется.

Любой автомобильный кондиционер состоит из нескольких трубок, шлангов, компрессора, конденсатора, испарителя, ТРВ, осушителя. Все это собрано в одну систему и заполнено фреоном и маслом. Несмотря на общую схожесть, автокондиционеры бывают 2-х типов, с ТРВ и без него. Мы расскажем об обоих типах устройства.

Тип первый. Автомобильный кондиционер с ТРВ.

Главной деталью, можно сказать, сердцем системы является компрессор кондиционера.


Если выразиться простым языком, это мощный герметичный насос, который, как и другое навесное оборудование, крепится к двигателю машины. Включившись, компрессор начинает засасывать в себя газообразный фреон, находящийся под давлением около 2-3 бар, и сильно сжимает его. Раз в 10. При сжатии газообразный фреон сильно нагревается. Нагретый сжатый фреон выталкивается из компрессора и через резиновый армированный шланг поступает в конденсатор (он же — радиатор кондиционера). Вход и выход компрессора соединен с остальными частями кондиционера с помощью гибких шлангов не случайно. Дело в том, что компрессор установлен на подвижном двигателе машины, а все остальные узлы закреплены неподвижно на кузове. Если соединить все это металлическими трубками, они сразу же сломаются.

Итак, повторимся, сжатый нагретый газ поступает в радиатор кондиционера (конденсатор). Он стоит всегда перед радиатором охлаждения двигателя, на некоторых машинах типа Honda Civic, конденсатор может стоять сбоку от основного радиатора. В конденсаторе фреон охлаждается набегающим потоком воздуха и переходит в жидкое состояние. Тепло при этом передается окружающей среде. При конденсации фреона падает и его давление. Если на входе в радиатор кондиционера давление фреона может достигать 20-30 бар, то на выходе оно обычно не превышает 10-15 бар. Вариации давления зависят от температуры на улице. Чем жарче, тем давления больше. Дальше жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель. Проще говоря, это фильтр, заполненный шариками силикагеля. Ресивер-осушитель может быть игтегрирован в радиатор кондиционера (в этом случае мешочек с силикагелем заменяемый), или же может стоять на трубке, после выхода из радиатора. Пройдя через ресивер-осушитель, очищенный фреон течет по тонкой трубке в сторону салона. На некоторых автомобилях либо на ресивере-осушителе, либо на самой трубке может располагаться смотровое окошко, где жидкий фреон можно увидеть воочию. Если в окошке бежит мелкая пена — фреона недостаточно. Если прозрачная жидкость — все ОК.

В салоне машины, перед радиатором печки, находится испаритель. Это тоже радиатор, небольшой по размеру и полностью алюминиевый. Прямо перед входом в испаритель стоит небольшое устройство, называющееся ТРВ, или терморегулирующий вентиль. Это устройство имеет внутри небольшое проходное отверстие, около миллиметра в диаметре. Отверстие способно менять свое сечение под воздействием температуры.

Жидкий фреон «упирается» в ТРВ и через его маленькую дырочку начинает распыляться внутрь испарителя. Поскольку система круговая, а компрессор высасывает газ с другой стороны испарителя, в испарителе создается зона разрежения. Попадая в нее, жидкий фреон начинает бурно кипеть и испаряться. При кипении его температура понижается почти до минус 30 градусов Цельсия. Вы легко представите себе, что происходит, если разобьете зажигалку или проколете баллончик с дезодорантом. Испаритель становится ледяным, а холод с него сдувается в салон. Устройство ТРВ «чувствует» температуру и, при необходимости, либо «поддает» побольше фреончика в испаритель, либо наоборот, уменьшает поток.
Приняв излишнее тепло из салона и превратившись в газ, фреон уже по толстой трубке возвращается обратно в компрессор. Цикл повторяется.

Кроме фреона, в системе в количестве 200-300 граммов присутствует рефрижераторное масло. Оно смешано с фреоном и служит для смазки механизма и сальника компрессора и регулирующего органа ТРВ.

Системой управляет несколько датчиков. Либо один, в котором совмещены все функции.

Датчик низкого давления не позволяет включиться компрессору, если давление в системе упало ниже 2 бар. Это защитная функция. Если фреон из кондиционера утечет, то, включившись «на сухую», компрессор вскоре заклинит. Ведь масло для его смазки переносится потоком фреона.

Датчик среднего давления. Если кондиционеру «жарко» и давление в радиаторе кондиционера или после него поднимается выше 15-17 бар, датчик включает дополнительный вентилятор, расположенный перед радиатором кондиционера. Вентилятор охлаждает радиатор и давление падает до нормы.

Наконец, если кондиционеру «жарко», и включение вентилятора не помогает сбросить давление (например, если у вашего автомобиля радиаторы забиты грязью и тополиным пухом), при достижении критической отметки 30 бар датчик аварийного давления отключает компрессор. Если его не отключить, может либо взорваться напорный шланг, либо испортиться сам компрессор, либо заглохнуть двигатель, если он маломощный. На случай неисправности аварийного датчика на многих компрессорах стоит еще и аварийный клапан, как на скороварке. Он просто сплевывает часть фреона. Нередко некоторые производители оснащают свои компрессоры и датчиком перегрева. Он отключает компрессор, если его корпус слишком сильно нагревается.

Еще один датчик стоит на испарителе в салоне. Это обычная термопара, как в холодильнике. Задача датчика испарителя — отключить компрессор в том случае, если испаритель уже достаточно холодный. Если бы этого датчика не было, на испарителе намерзала бы ледяная шуба, что перекрывало бы проход через него воздуха.

Тип второй. Автомобильный кондиционер с расширительной трубкой.

Автокондиционер такого типа — слегка упрощенная версия. На наш скромный взгляд, система с расширительной трубкой, несмотря на свою простоту, эффективнее и надежнее системы с ТРВ.

Здесь тот же компрессор, тот же радиатор (конденсатор), тот же испаритель. Только нет ТРВ. Вместо него в тонкой магистрали, по которой течет жидкий фреон, вставлена расширительная трубка (мы часто называем ее «дроссель»). Дроссель — это тоненькая трубочка с сечением меньше миллиметра, в пластмассовом корпусе, с защитными металлическими сетками с двух сторон. Проходя через такое препятствие, фреон также попадает в зону разрежения и начинает кипеть. Обычно трубка до дросселя теплая, а сразу после него — ледяная. Узнать, в каком месте трубки установлен дроссель, можно по внешнему признаку. Чтобы дроссель не проскочил под действием давления в испаритель, алюминиевая трубка обжата снаружи. В эту обжимку и упирается дроссель.

Недостаток такой системы — дроссель может пропустить в испаритель немного лишнего фреона. Если фреон не успеет весь испариться и часть его в жидком состоянии, не дай Бог, попадет в компрессор, это грозит для последнего гидроударом и выходом из строя. Поэтому в системе автокондиционера с дросселем ресивер-осушитель перенесен на сторону всоса, уже после испарителя. Ресивер здесь стоит всегда вертикально, имеет увеличенный размер (где-то с литровую банку) и называется аккумулятор-доиспаритель. Капли жидкого фреона, попадая в него, успевают в нем испариться и угрозы для компресора больше нет. Внутри аккумулятора также есть мешочек с силикагелем.