Религия и ритуал. Религиозные ритуалы, обычаи и обряды разных стран Почему роль обрядов в разных религиях различна

Мировые культы и ритуалы. Могущество и сила древних Матюхина Юлия Алексеевна

Религиозные обряды и ритуалы

Религиозные обряды и ритуалы

На заре человечества все народы были язычниками: верили в силы духов природы, поклонялись им, приносили в жертву животных и даже людей. Первые религиозные ритуалы появились уже в каменном веке, когда жрецы или волхвы отправляли культы, руководили процессом жертвоприношений и молитв. Позднее буддийские брахманы совершали религиозные ритуалы на землях Индостана, а еще через несколько веков появились первые христиане и мусульмане, и религиозные ритуалы приобрели совершенно новое значение – они содержали в себе символ поклонения единому Богу. С тех пор на протяжении многих веков менялись люди, названия государств, сменился даже климат на нашей планете, а религиозные ритуалы – одно из самых консервативных явлений на земле – отправляются по-прежнему. Вместо древних волхвов, колдунов и жрецов проведением церковных ритуалов занимаются священники, а вместо языческих капищ местом проведения ритуалов служат храмы, мечети, соборы.

Главная цель религиозного ритуала – донести молитвы до единого Бога, вера в Которого помогает жить многим поколениям людей на Земле. Ритуальные предметы – иконы, свечи, кадила, кресты – помогают в совершении обрядов и поэтому имеют такое огромное сакральное значение.

Ритуалы современного индуизма

Ритуалы индуизма значительно менялись на протяжении веков, как и сама религия. Основой индуизма является вера в связь человека с тайными силами. Ритуалы этой религии были в тесной связи с миром звезд, с периодами полнолуния и новолуния, с изменениями в природе. Как и в других древних религиях, в индуизме существовало множество обрядов, имеющих цель установить более тесную связь человека с силами природы. Особенности древних индуистских обрядов записаны в произведениях древней литературы – Ведах и Упанишадах, насчитывающих более 2,5 тыс. лет. Согласно Ведам древний жрец, арий, приносил в жертву животное, чтобы задобрить божество. Жертвоприношение совершалось при помощи священного для индусов огня.

В наше время индуистскому божеству, пудже, приносятся дары в виде венков из цветов и фруктов, палочек благовония, вкусных блюд. Около изображения божества проводятся службы, устраиваются ритуальные песни и танцы.

Уже почти 3 тыс. лет обряды совершаются жрецами-брахманами, их роль в индийском обществе довольно велика. Даже распространенные у индуистов домашние ритуалы проводятся при желательном участии жреца, называемого пурохита. До сих пор в Индии сохранилась каста неприкасаемых, которые не имеют право ходить в храмы и приглашать домой жрецов. В последние годы усилилось движение неприкасаемых за свои права, в первую очередь за разрешение участвовать в религиозной жизни. Многие индусы из касты неприкасаемых совершают обряды согласно древним Ведам, когда еще не было жесткого деления на касты и, соответственно, запретов на совершение ритуалов.

Буддизм и его ритуалы в современном мире

Буддизм, в отличие от большинства других религий, никогда не имел церковной организации и централизованного управления. Буддисты едины в одном: они хранят три основные ценности – Будду, дхарму и сангху. При этом Будда – особое существо, достигшее вершин возможной жизни на земле; дхарма – закон, открытый Буддой и объясняющий все происходящее вокруг; сангха – община равных.

В настоящее время во многих странах Азии и на территории России (Калмыкия, регионы около Монголии) проповедуется буддизм, правда, в очень разных формах и проявлениях. Так, самые экзотические светские ритуалы проходят в Японии, а в остальных странах Азии буддизм распространен в многочисленных монастырях.

В 1956 г., в год празднования 2500-летия буддизма, министр юстиции Индии Б. Р. Амбедкар призвал индийцев касты неприкасаемых проповедовать буддизм, не признающий касты в принципе. За один день в буддизм обратились более 500 человек, а министр после смерти был объявлен бодхисаттвой. Многие люди стали проповедовать буддизм в последующие годы, и правительство Индии выделило денежные суммы на развитие институтов буддологии.

В Бирме в конце ХХ в. существовало около 25 тыс. монастырей и храмов. Очень часто буддийскими монахами становятся на время, например на 2–3 месяца. Вступив в сангху, монахи четко выполняют все обряды (в основном медитации), совершают все духовные практики. Считается, что таким образом человек зарабатывает себе особую заслугу, лунью, которая поможет позднее произвести счастливую реинкарнацию. Более 80 % населения Бирмы – отправляющие культы буддисты.

Тибет славится своими монастырями с тайными ритуалами и традициями. До середины ХХ в. каждая семья в Тибете отправляла одного (а иногда и двух) сыновей в монахи, монахом в тибетском обществе являлся каждый седьмой житель.

В Китае до наших дней сохранилось несколько буддийских монастырей уникального направления – ритуалы в них сочетают буддийскую медитацию с шаманскими обрядами.

Все буддисты бреют головы налысо, носят специальные одежды и чаще всего соблюдают законы целибата.

Пасха

Великий христианский праздник, имеющий корни в языческом прошлом нашего народа, является одним из самых любимых праздников в году. Всю пасхальную неделю христиане готовят особые блюда, красят яйца, ходят в гости и принимают гостей, восславляя воскрешение Иисуса Христа.

Древние славяне, как и многие другие народы мира, много веков назад почитали куриное яйцо как священный предмет, часто делая его фетишем и принося в дар божествам. Яйцо хранит в себе вечную загадку продолжения жизни.

С приходом на Русь христианства крашеное красной краской яйцо как символ новой жизни, знак солнца, становится главным атрибутом Пасхи, великого весеннего праздника. Миллионы людей во всем мире обмениваются крашеными яйцами, не задумываясь о таинственной символике яйца, а относя эту традицию к поздним христианским.

У восточных славян неотъемлемым атрибутом Пасхи являются куличи, представляющие собой символ древних хлебов, приносимых в дар языческим богам. Еще задолго до принятия христианства славяне выпекали в Древних печах высокие хлеба из грубой муки и кислого молока, украшали их фруктами и относили на капище во время важнейших ритуалов. Позднее эта традиция дароприношения была воспринята и переработана христианской церковью, и теперь все верующие освящают куличи в храмах, как и другие пасхальные блюда.

На примере великой Пасхи четко прослеживается процесс превращения древних языческих культов в культы христианские. Этот процесс затронул и другие русские праздники: Святки, Ивана Купала, Ильин день, Родительский день и многие другие. Христианская церковь, лишь слегка видоизменив древние культовые обычаи, возвела на их месте свои собственные ритуалы, вполне понятные верующим, так как они построены на традиционных русских верованиях.

Из книги Зороастрийцы. Верования и обычаи автора Бойс Мэри

Из книги Новые религиозные организации России деструктивного и оккультного характера автора Миссионерский Отдел Московского Патриархата РПЦ

автора Бакленд Рэймонд

Деструктивные религиозные организации и некоторые религиозные группы матрицы "Экология духа, оккультизм и

Из книги Новейшая книга фактов. Том 2 [Мифология. Религия] автора Кондрашов Анатолий Павлович

Из книги Майя. Быт, религия, культура автора Уитлок Ральф

Обязаны ли граждане США выполнять религиозные обряды? В 1832 году конгресс США принял закон, обязывающий каждого американца один день в году поститься и молиться. Первые же несколько лет показали, что почти никто этот закон не соблюдает. Его не отменили, но поститься и

Из книги Япония до буддизма [Острова, заселенные богами (litres)] автора Киддер Джейн Э.

Религиозные обряды Как и в средневековой Европе, где все праздники были религиозными торжествами или днями святых, у майя все празднества, как и почти все остальные стороны жизни, прочно ассоциировались с религией. Ярмарки, фиесты, гулянья и религиозные церемонии были

Из книги Викинги [Быт, религия, культура (litres)] автора Симпсон Жаклин

Из книги Цыгане. Тайны жизни и традиции автора Бакленд Рэймонд

Из книги Богословско-политический трактат автора Спиноза Бенедикт Барух

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том II (апрель – июнь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Из книги Ислам и Веды [Опыт сравнительного изучения суфийской и вайшнавской религиозных традиций] автора Айтжанова Асель Казбековна

Поучение 1-е. Преп. Василий исповедник, епископ Парийский (Все религиозные обряды должны быть проникнуты духом веры и любви к Богу) I. Преп. Василий был епископом города Пария, в Малой Азии, почему и называется Парийским. Жил в VIII веке при иконоборце Льве Исаврянине и много

Из книги Культы, религии, традиции в Китае автора Васильев Леонид Сергеевич

Вера приобретает религиозный характер, становится элементом религии в том случае, если она включается в систему религиозных действий и отношений, иначе говоря, включается в религиозную культовую систему. Основным элементом религии, придающий ей своеобразие, то есть отличающим от других форм общественного сознания и социальных институтов, является культовая система. Следовательно, специфика религии проявляется не в особом характере верования, или в каком-то особом предмете, или объекте верования, а в том, что эти представления, понятия, образы включаются в культовую систему, приобретают в ней символический характер и в качестве таковых функционируют в социальном взаимодействии.

Из этого следует, что между религиозным сознанием и религиозными действиями существует органическая взаимосвязь. Религиозный культ есть ничто иное, как социальная форма объективации религиозного сознания, реализация религиозной веры в действиях социальной группы или отдельных индивидов. Те или иные взгляды и представления, образующие мировоззренческие конструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. И это придает им духовно-практический характер.

Культовая система, прежде всего, представляет собой совокупность определенных обрядов.

Обряд – это совокупность стереотипных действий устанавливаемых обычаем или традицией той или иной социальной общности, символизирующих те или иные идеи, нормы, идеалы и представления. Обряд выполняет в обществе важные социальные функции. Одной из главных социальных функций обряда являются аккумуляция и передача опыта как индивидами друг другу, так и от поколения к поколению. В обряде аккумулируется и приобретает наглядность опыт социальной деятельности многих поколений, как бы концентрируется человеческая деятельность и общение. В общей системе социального взаимодействия обряд фиксирует наиболее важные, узловые моменты в жизнедеятельности социальной группы. Специфика религиозных обрядов состоит в их идейном содержании, то есть в том, какие именно образы, представления, идеи, ценности они воплощают в символической форме. Каждая религиозная организация в процессе своего формирования и развития вырабатывает свою специфическую систему культовых действий.

Ритуал - «совокупность обрядов, сопровождающих религиозный акт» или «выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего-либо; церемониал. И словарное определение, и другие источники показывают, что ритуал является частным случаем более широкого понятия - обычай, однако отношение понятий «ритуал» и «обряд» в разных источниках определяется по-разному:

    понятия считаются тождественными;

    ритуал считается частным случаем обряда;

    ритуал является совокупностью обрядов.

5. Знак, символ, умилостивительные действия, молитвы, типы молитв.

В качестве важнейшего признака обряда исследователи этой социальной формы называют его символический характер. В философской литературе существует традиция рассматривать символ как особую разновидность знаков – «иконический знак», обладающий частичным сходством с обозначаемым предметом. Знак и символ имеют аналогичную структуру , включающую в себя: 1) материальную форму, 2) замещаемый (обозначаемый) предмет, 3) значение или смысл. Основное функциональное свойство этих социальных форм также аналогично. Они предназначены репрезентировать (представлять во вне) отличное от их форм содержание. Вместе с тем у знака и символа имеются существенные различия. Знаки – это искусственные образования. Их материальная форма в значительной степени произвольна и не влияет существенно на функционирование. Знак не воспроизводит объект, а лишь его замещает. Напротив, форма символа обладает частичным сходством с обозначаемым предметом. Она играет важную роль в раскрытии содержания , так как сама по себе информирует о содержании, оказывает влияние на воспринимающего. И этот факт значительно меняет функциональное свойство символов. Знаковые системы лишь обозначают предмет. Обозначение знаком носит внешний, формальный характер. Оно есть процесс внешнего выражения оформленного смысла. В символе же обозначение в значительной степени носит содержательный характер. Это образное обозначение, в известной мере воспроизводящее символизируемое содержание. Следовательно, на уровне символа происходит качественно новый процесс, который уже нельзя характеризовать просто как обозначение, а следует назвать символизацией. Символизацию можно определить как способность сознания посредством определенных чувственно воспринимаемых объектов образно репрезентировать (представлять во вне) другие объекты или явления действительности . С этих позиций, по нашему мнению, и обряд можно рассматривать как разновидность символа.

Эволюция религиозных обрядов шла по линии их спиритуализации, одухотворения. Вершиной такого пути является молитва – вербальное (словесное) обращение человека к объекту своей веры. Этнографы утверждают, что молитва как специфический религиозный обряд сложилась на основе языческих заговоров и заклинаний, как элемент вербальной магии (магии слова). В качестве вербального компонента она первоначально входила в обряд жертвоприношения. Впоследствии молитва отделилась от жертвоприношения и стала важнейшим компонентом культа многих религий. Различают два типа молитвы . Психологической основой первого типа является своеобразная «сделка с Богом» , выпрашивание у него тех или иных благ, и соответственно, обещание выполнить все божественные предписания. Целью молитвы второго типа является само «общение с Богом», сближение и растворение верующего в Боге. Молитвы бывают коллективные и индивидуальные . Совершение молитв происходит во время богослужений в храмах, молитвенных домах, на кладбищах и т. д. Они совершаются организованно. В процессе этих молитв участники богослужения испытывают воздействие друг на друга как психологическое, так и контролирующее. Участие в коллективной молитве может происходить по различным мотивам, в том числе и не по религиозным. Человек может присоединиться к такой молитве в процессе богослужения, как говорится, «за компанию», чтобы не показаться «белой вороной» или просто потому, что пришел в храм, в молитвенный дом, на какое-то торжественное мероприятие, типа освящения вновь построенного здания, сооружения. Индивидуальная, уединенная молитва, как правило, происходит только на основе религиозной мотивации. Поэтому многие социологи считают ее важным признаком подлинной религиозности.

Рассмотрим историю развития религиозных верований. Зачатки религиозных воззрений мы видим уже у древних народов. Отметим основные виды первобытных религиозных воззрений. При этом сразу отметим, что в реальности все они составляют единое целое, расчленение взглядов первобытных людей на виды является условным.

Это тотемизм: вера людей в родство с каким-либо видом животных или растений. Обычно у каждого рода был свой тотем. Люди часто изготовляли маски и другую одежду, подчёркивающую сходство с тотемом. Тотем часто торжественно поедался. Считалось, что даёт силу людям племени.

Анимизм - вера в существование духов, одухотворение сил и явлений природы. Это также и вера в загробное существование души человека. С анимизмом тесно связана практика захоронений. Людей не просто закапывали или сжигали. Похороны устраивали так, чтобы обеспечить человеку удобное существование в загробном мире.

Фетишизм - практика поклонений определённым вещам, присвоение им сверхъестественных свойств. Фетишем мог стать любой предмет. Часто его изготавливали. Достаточно часто в качестве фетиша использовались куклы.

Магия - комплекс ритуалов, направленных на достижение каких-либо материальных целей. Магия неотделима от тотемизма и анимизма. К магии относят также практики рисования магических изображений.

Система табу. Слово табу означает запрет. У первобытных людей, в каждом роде существовала своя система запретов. Некоторые из запретов кажутся вполне естественными, смысл других часто нелегко понять.

Ещё раз отметим, что в мировоззрении первобытных людей неразрывно сплелись и суеверия и глубокое интуитивное проникновение в суть вещей. Учёные используют термин синкретизм (неразрывность) при описании мировоззрения первобытных людей. Не всё, что мы считаем суевериями первобытных людей, на самом деле таковыми является. В чём-то они глубже нас чувствуют неразрывную связь с природой.

Отметим также, что древние предки нашего народа (в отличие от многих других народов) имели безрелигиозное мировоззрение. Они не обладали такой могущественной техникой, какой владеем мы. Однако, их миропонимание было во многом глубже нашего. Они умели жить в гармонии с природой, не разрушая её.

В целом система зачаточных религиозных (точнее частично религиозных) воззрений придавала первобытному роду некоторую упорядоченность, она делала общество управляемым. Как мы увидим, этой же цели служат и более развитые религии.

Все последующие, более развитые религиозные верования несут на себе отпечатки этих примитивных видов религиозных верований. Это можно проследить и в мировоззрении и в обрядовой практике и в системе правил.

Смысл религиозных обрядов и постов

Хорошо известно, насколько велика роль обрядов в жизни церкви. Церковные лидеры по-своему описывают значения обрядов, всячески подчёркивая важность их неукоснительного исполнения. Очень часто утверждается, что во время исполнения обрядов «на людей сходит святой дух», происходит «общение с создателем».

По всей видимости, истинное значение обрядов гораздо прозаичнее. Если говорить в целом, то система обрядов служит делу закрепления «пасомых» в «лоне церкви». Для устойчивого существования любой церкви абсолютно необходима продуманная круглогодичная система обрядов. Человек, ставший членов секты или церкви, должен постоянно подкреплять свою причастность к данной группе. Иначе он вполне может стать «слабым звеном» и отколоться от церкви. А это совсем не устраивает лидеров церквей. Поэтому для удержания паствы церковные чиновники постоянно «загружают» простых прихожан исполнением различных обрядов.

Обряд исповеди также имеет ключевое значение в религии. Кроме идеологического значения он имеет ещё и огромное финансовое значение. Установив данный обряд, церковь тем самым присваивает себе право прощать человека (конечно же, от имени бога). В западной христианской церкви этот обряд одно время носил очень примитивный характер прямого вымогания денег. Процветала торговля индульгенциями. Индульгенция - это документ, дающий право обладателю на совершения определённого количества грехов. Чем тяжелее грех - тем выше стоимость индульгенции. При этом можно было покупать индульгенции не только за уже совершённые грехи, но и впрок, чтобы иметь право совершать грехи в будущем. Современная христианская церковь избавилась от такого примитивного варианта обряда. Но смысл обряда как способа вымогания денег за совершённые грехи сохранился. Просто оно стало более многоступенчатым и не таким прямолинейным. Но и сам по себе обряд по-существу является продажей «виртуальных индульгенций». С этим обрядом очень тесно связано стремление церкви внушить людям мысль об их греховности. Людей подталкивают к самокопанию с целью поиска грехов. Очень хорошо написал об этом Короленко В.Г. в рассказе «Сон Макара».

Прочие обряды (венчание, отпевание) также имеют как идеологическое, так и экономическое значение для существования церкви. Ведь церковная жизнь должны быть устроена так, чтобы обеспечить постоянный приток финансов в церковь, которая никакой полезной продукции не производит (ни материальной, ни духовной).

А христианский обряд причащения вообще происходит от обряда поедания людей у каннибалов. В нём поедание человека и питьё его крови осуществляется символически. Но проведение этого внешне невинного обряда влияет на подсознание человека.

Кроме таких «глобальных» обрядов (в христианстве их называют таинствами), важную роль играют обряды ежедневные - это службы и молитвы. Смысл их в том, чтобы человек постоянно подтверждал свою принадлежность к данной конфессии и не имел шансов выйти из неё. Особенно жёстко держит «паству» ислам. Адепт ислама должен ежедневно 5 раз совершать намаз. Естественно, у человека не остаётся даже времени задуматься об истинности религии, к которой он волею судьбы он оказался причастен. Христианские «священники» (попы или церковные чиновники) также призывают прихожан как можно чаще посещать службы, особенно важно регулярно посещать всенощные службы - то есть службы, длящиеся всю ночь. Эти службы якобы укрепляют дух человека. Но о каком духовном развитии может идти речь, если службы ведутся на малопонятном церковно-славянском языке. Человек понимает лишь обрывки фраз, никакой положительной осознаваемой информации он во время службы он не получает. Зато сполна получает различные кодировки, зомбирующие человека. Кадило при этом играет роль, аналогичную роли маятника у гипнотизёра. Заунывное пение, малопонятные слова, утомительное ночное стояние: всё это приводит к разрушению психологической защиты человека, он становится открытым для гипнотического зомбирующего воздействия. То, что службы проводятся на малопонятном языке, очень важно для церкви. Церковно - славянский язык и был создан на основе нормального русского языка именно как язык, хорошо подходящий для проведения зомбирования (кодирования).

Воздействие обрядов дополняется действием постов. Пост - это тоже в какой-то мере обряд - обряд голодания или неполноценного питания. В христианстве большое количество постов. В исламе гораздо меньше, но требования к постящимся людям существенно более жёсткие. Смысл постов в том, чтобы постоянно поддерживать человека в дискомфортном состоянии. Такое состояние лишает человека возможности творчески развиваться. Во время поста человек постоянно думает о том «как дотерпеть», после окончания поста - «как восстановить силы». Постящийся человек думает о еде гораздо больше, чем человек, который питается нормально, без перегибов. Обычно посты заканчиваются в дни важных праздников. Так что во время таких торжеств адепт церкви часто радуется не празднику как таковому, а тому, что можно наконец-то нормально покушать.

В целом система обрядов, служб и постов служит, во-первых, для надёжной привязки прихожан к данной церкви, во-вторых, для обеспечения финансового благополучия, в-третьих, для торможения духовного развития человека (а лучше для полной остановки развития и движения вспять).

Руководитель Юридической службы Московской Патриархии инокиня Ксения (Чернега) прокомментировала законопроект о порядке проведения публичных религиозных обрядов и церемоний, вынесенный на общественное обсуждение Министерством юстиции РФ.

Министерство юстиции Российской Федерации вынесло на общественное обсуждение законопроект, регламентирующий порядок проведения публичных религиозных обрядов и церемоний. Минюст предлагает внести поправки в ст. 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».

Прежде всего, законопроект вводит понятие «публичных религиозных обрядов и церемоний», которые определяются как «открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания».

В законопроекте уточняется и даже расширяется список мест, где могут беспрепятственно, без предварительного уведомления властей проводиться публичные религиозные мероприятия. В число этих мест входят:

  • культовые и иные здания религиозного назначения, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;
  • иные здания, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;
  • земельные участки, принадлежащие религиозным организациям на праве собственности или предоставленные им на ином имущественном праве;
  • места паломничества;
  • территория организаций, созданных религиозными организациями;
  • кладбища и крематории;
  • жилые помещения.

Для проведения публичных религиозных мероприятий вне указанных мест требуется предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований.

В настоящее время законом требуется уведомлять власти о публичных религиозных мероприятиях. Однако в предложенном законопроекте уточняется перечень случаев, когда подобное уведомление не требуется. Кроме того, уведомление властей позволяет обеспечить порядок и безопасность участников публичного религиозного мероприятия, поскольку тогда его сопровождают полиция и кареты «скорой помощи».

Законопроект был разработан Министерством юстиции в связи с постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 года № 30-П в целях приведения ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

Поводом к рассмотрению Конституционным судом дела о проверке конституционности положений п. 5 ст. 16 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (а также п. 5 ст. 19 Закона Республики Татарстан «О свободе совести и о религиозных объединениях») явилась жалоба уполномоченного по правам человека в Российской Федерации. Жалоба была подана в связи с делами руководителей местных религиозных организаций Свидетелей Иеговы города Казани и города Белгорода граждан П.Э. Айрияна и А.И. Щендрыгина. Последние организовали публичные богослужения в арендованных зрительных залах и т.п., то есть в помещениях, которые не относятся к числу помещений религиозного назначения, однако не направили, вопреки требованиям закона, письменного уведомления властям о проведении данных публичных мероприятий и были привлечены к административной ответственности.

Уполномоченный по правам человека в РФ, обратившийся в Конституционный суд в защиту конституционных прав вышеуказанных граждан, указал, что организованные этими гражданами публичные богослужения представляли собой собрания членов религиозных организаций и их нельзя отнести к митингам, шествиям и демонстрациям. По мнению заявителя, положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» распространяют требования, предъявляемые к порядку проведения митингов, демонстраций и шествий, на молитвенные и религиозные собрания, а потому представляют собой излишнее вмешательство государства в реализацию гражданами прав на свободу вероисповедания и свободу собраний и, следовательно, противоречат ст. 28 и 31 Конституции Российской Федерации.

Конституционный суд признал положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести» не противоречащими Конституции в той мере, в какой ими вводится уведомительный порядок проведения молитвенных и религиозных собраний как разновидности публичных религиозных мероприятий в иных, помимо указанных в п. 1-4 ст. 16 указанного закона местах (то есть помимо культовых зданий и относящихся к ним территорий, мест паломничества, учреждений и предприятий религиозных организаций, кладбищ и крематориев, жилых помещений и т.п.).

Вместе с тем положения п. 5 ст. 16 Закона «О свободе совести» были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они распространяют на молитвенные и религиозные собрания, проводимые в иных, помимо указанных в п. 1-4 ст. 16, местах, порядок проведения митингов, демонстраций и шествий, установленных ст. 7 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», не учитывая различий между теми религиозными собраниями, проведение которых может потребовать от властей дополнительных мер безопасности, и теми, проведение которых не связано с подобной необходимостью.

Конституционный суд обязал федерального законодателя внести необходимые изменения в регулирование порядка проведения публичных религиозных мероприятий, которые бы учитывали их отличия, поскольку не все подобные мероприятия «требуют от органов публичной власти принятия мер, направленных на обеспечение общественного порядка и безопасности как самих участников публичного религиозного мероприятия, так и других граждан».

Во исполнение данного постановления Конституционного суда Министерство юстиции и разработало законопроект о проведении публичных религиозных мероприятий.

Законопроект, несомненно, нуждается в доработке; в частности, необходимо уточнить определение «публичного религиозного обряда и церемонии»; однако он не нарушает прав верующих граждан.

Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "О свободе совести и о религиозных объединениях"»

Внести в статью 16 Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 39, ст. 4465) следующие изменения:

1) Пункт 1 изложить в следующей редакции:

«1. Религиозные организации вправе основывать и содержать культовые здания и сооружения, иные места и объекты, специально предназначенные для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, а также иных религиозных обрядов и церемоний, религиозного почитания (паломничества).

К публичным религиозным обрядам и церемониям относятся открытые, доступные для восприятия каждого религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания».

2) Пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Богослужения, другие религиозные обряды и церемонии, в том числе публичные, беспрепятственно совершаются:

  • в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве, а также на относящихся к ним земельных участках;
  • в местах паломничества;
  • в жилых помещениях».

3) Пункт 5 изложить в следующей редакции:

«5. Публичные религиозные обряды и церемонии вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 настоящей статьи, проводятся по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и демонстраций».

Пояснительная записка

Проект Федерального закона «О внесении изменения в статью 9 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее — законопроект) подготовлен во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 5 декабря 2012 г. № 30-П в целях приведения статьи 16 Федерального закона от 26 сентября 1997г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» в соответствие с Конституцией Российской Федерации в части регулирования порядка проведения публичных богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, включая молитвенные и религиозные собрания, вне культовых зданий и сооружений, а также вне специально отведенных или предоставленных для этого мест.

В целях разграничения порядка проведения богослужений, религиозных и молитвенных собраний в зависимости от места их проведения и характера мероприятия законопроект вводит понятие публичных религиозных обрядов и церемоний, под которыми понимаются открытые, доступные для восприятия третьих лиц религиозные обряды и церемонии, включая богослужения, молитвенные и религиозные собрания.

Законопроектом предполагается беспрепятственное осуществление богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, в том числе публичных:

  • в культовых и иных зданиях (помещениях) религиозного назначения, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в иных зданиях (помещениях), принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • на земельных участках, принадлежащих религиозным организациям на праве собственности или предоставленных им на ином имущественном праве;
  • в местах паломничества;
  • на территории организаций, созданных религиозными организациями;
  • на кладбищах и в крематориях;
  • в жилых помещениях.

Таким образом, религиозные организации смогут без предварительного уведомления органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления проводить религиозные собрания в зданиях (помещениях) специально не предназначенных для их проведения, но предоставленных религиозным организациям во временное пользование или аренду по гражданско-правовому договору, на земельных участках, на которые религиозная организация имеет имущественные права, а также на территории организаций, созданных религиозной организацией и т.д.

Для проведения публичных религиозных обрядов и церемоний вне зданий (помещений), земельных участков и иных мест, указанных в пунктах 1-4 статьи 16 законопроекта потребуется предварительное уведомление органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в порядке, установленном для проведения митингов, шествий и пикетирований.

(13 голосов : 4.0 из 5 )

Славянское слово «обряд» само по себе означает «наряд», «одежда» (можно вспомнить, например, глагол «обряжать»). Красота, торжественность, разнообразие церковных обрядов привлекают многих людей. Но Православная , по выражению святого , не занимает никого и не занимается праздными зрелищами. Видимые действия имеют невидимое, но совершенно реальное и действенное содержание. Церковь верует (и вера эта подтверждена двухтысячелетним опытом), что все совершаемые ею обряды имеют определенное освящающее, то есть благотворное, обновляющее и укрепляющее действие на человека. Это действие Божией благодати.

Условно все обряды делятся на три вида:

1. Обряды богослужебные - священнодействия, совершаемые во время церковных богослужений: елеопомазание, великое освящение воды, вынос святой плащаницы в Великую пятницу и так далее. Эти обряды представляют собой часть храмовой, богослужебной жизни Церкви.

2. Обряды символические выражают различные религиозные идеи Церкви. К таковым, например, относится крестное знамение, которое мы многократно совершаем в воспоминание крестных страданий Господа нашего Иисуса Христа и которое вместе с тем является реальным ограждением человека от воздействия на него злых демонических сил и искушений.

3. Обряды, освящающие житейские нужды христиан : поминовение усопших, освящение жилищ, продуктов, вещей и различных благих начинаний: учебы, поста, путешествия, строительства и тому подобное.

Зачем в Церкви так много обрядов? Неужели нельзя служить Богу просто, без лишних видимых действий?

Вообще, человеческое мышление уже само по себе связано с определенными знаками и символами, как способами внешнего выражения. Например, слово есть выраженная посредством звука мысль» а многие наши жесты есть выражение наших эмоций или нашего настроения. Тем более, когда речь идет об истинах мира духовного, выразить их в нашем мире можно только посредством символических действий - обрядов. Например, сложение трех перстов есть исповедание единого Бога Троицы, а осенение себя крестным знамением есть исповедание крестной Жертвы Христовой, благодаря которой побеждены дьявол и грех.

Каждый церковный обряд возвышает нас над обыденностью и помогает соприкоснуться тем, что выше земных чувств и измерений. Так, возжженная свеча символизирует наше молитвенное горение пред Богом и свет истинной веры, озаряющей сумерки мира. Как прекрасно молиться вечером при огне свечи или лампады! Окропление святой водой своего жилья есть приобщение его к святыни Церкви, известно, как после этого в домах, подверженных действию нечистой силы, все умиротворяется.

Обилие церковных обрядов свидетельствует о богатстве духовно-символической жизни Церкви. Видимые богослужебные действия и предметы церковного быта заключают в себе глубокие благодатные символы, как выражение духовно совершающегося в частности, каждение храма и молящихся людей святым ладаном символизирует обилие благодати Духа Святого, обитающего в храме и осеняющего молящихся. А помазание во время Всенощного бдения верующих святым елеем означает небесное благословение, подаваемое на богослужении.

Ничто в богослужении не является случайным - ни гимнография, ни видимые действия. Ведь человеку свойственно стремление к творчеству, и потому свои религиозные чувства и мысли он выражает в молитвах и песнопениях. А поскольку помимо души у нас есть тело (что нуждается в куда меньшем обосновании, нежели бытие души), то свои религиозные чувства мы выражаем посредством поклонов, коленопреклонений и уже упомянутого крестного знамения. А если достаточно только в душе служить Богу, то зачем Бог даровал нам еще и тело? Не напрасно в Священном Писании сказано: Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божий ().

Соблюдая уже сложившуюся традицию, например, посещением храма в положенной одежде, мы выражаем наше уважение к храму и к тем, кто освятил эту традицию собственной благочестивой жизнью. Эти обряды соблюдали не только святые подвижники, но и цари, и знаменитые общественные деятели, и великие ученые - последуем же за ними.

Один знакомый батюшка в метро как-то встретился с последователями секты свидетелей Иеговы - парнем и девушкой. Парень сразу же начал доказывать, что все наши обряды суть внешнее и ненужное, что главное, чтобы вера была в душе. Священник внимательно выслушал, а затем искренно спросил: «Это ваша девушка? Наверное, вы любите друг друга? Может быть, станете одной семьей?» Когда они одобрительно кивнули, батюшка обратился к девушке: «Если он вам дарит цветы и оказывает знаки внимания, то не придавайте этому никакого значения — это все внешнее; и если он старается быть обходительным в своем общении с вами, то тоже не обращайте внимания, ведь это внешнее; и если он, готовясь к встрече с вами, следит за своим внешним обликом, старается достойно выглядеть, то это все тоже внешнее и ненужное, а главное, чтобы только в сердце была любовь». Глубокое недоумение и даже небольшое прозрение теперь были видны на лицах молодых людей. Парень не нашел, что ответить, и кто знает, может быть, в глубинах своей души теперь он понял свою ошибку. А мы еще раз заметим: в человеческом естестве душа тесно соединена с телом, так что даже исключительно духовные чувства - вера, благоговение, покаяние, богопочитание и другое выражаются вовне посредством видимых обрядов, знаков и действий.

Из кн. «Во что мы веруем». - М. : Изд-во Сретенского монастыря, 2015

Каким должно быть наше участие в церковных обрядах

Обрядовым формам их священное значение сообщает молитва. Только через молитву действие становится священнодействием, а ряд внешних процессов - обрядом. Не только священник, но и каждый из присутствующих должен внести свою лепту в совершение обряда - свою веру и свою молитву.

Благодать, помощь, различные дары дает Бог, дает исключительно по Своей милости. Но «как источник не возбраняет черпать желающим, так и сокровище благодати никому из людей не возбраняет быть его причастником» (преподобный ). Мы не можем при помощи каких-то магических действий «вынудить» Бога ниспослать то, что нам нужно, но мы можем Его с верой просить. Священное Писание о необходимости веры для молитвы говорит: «Да просит с верою, нимало не сомневаясь, потому что сомневающийся подобен волне морской, ветром поднимаемой и развеваемой. Да не думает такой человек получить что-нибудь от Господа» (). Когда мы молимся Господу, нужно верить в то, что Господь всемогущ, что Он может сотворить или даровать то, о чем мы просим. Верить в то, что Он любит нас, что Он милостив и благ, то есть желает всем блага. Вот с такой верой мы и должны молиться, то есть обращать наш ум и сердце к Богу. И тогда, если мы при совершении обряда будем не просто стоять рядом со священником, но и сердечно молиться с верой, тогда и мы сподобимся получить от Господа освящающую благодать.

В чём смысл освящения

Освящением православные христиане называют обряды, которые вводятся Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через эти обряды на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие. В основе многообразных церковных молебнов лежит желание одухотворить человеческую деятельность, совершать ее с Божией помощью и по Его благословению. Мы просим Господа так направить наши дела, чтобы они были угодны Ему и приносили пользу ближним, Церкви, Отечеству и нам самим; благословить наши взаимоотношения с людьми, чтобы в них главенствовали мир и любовь. И поэтому просим, чтобы наш дом, принадлежащие нам вещи, овощи, выращенные на нашем огороде, вода из колодца через нисшедшее на них благословение Божие помогали нам в этом, защищали, укрепляли наши силы. Освящение дома, квартиры, автомобиля или какой-либо другой вещи есть свидетельство, прежде всего, нашего упования на Бога, нашей веры в то, что ничего не происходит с нами без Его святой воли.

Все необходимое для человеческой жизни освящает молитвой и благословением. Церковью освящается и вся природа, и все стихии: вода, воздух, огонь и земля.