Золотая медаль кортунов. Василиса явикс - интеллектуальная поисковая система

До отдельного специализированного строительного министерства Сафразьяну Леону Богдановичу дожить не довелось. А когда такая отрасль, т.е. Министерство строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (Миннефтегазстрой - Роснефтегазстрой) было создано, то её Первым Министром стал Кортунов Алексей Кириллович. Назначение состоялось, хотя ему уже было 65 лет. Но тогда тоже так назначали. Только своих. И только проверенных в деле 1907 - [р. 15 (28) марта. Новочеркасск . Родился в семье рабочего 1922 - Первая работа 1931 - Новочеркасск . Диплом Северо-Кавказского института водного хозяйства и мелиорации 1931 - На руководящей хозяйственной работе 1938 - Поступил на службу в Красную армию 1939 - Член ВКП() 1943 - Март. На фронте. Командир 629-го стрелкового полка (134-я стрелковая дивизия, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт) полковник 1944 - 29 июля. в составе передового отряда на подручных средствах переправился через реку Висла. Не дожидаясь форсирования реки всем полком, он организовал наступление на населённый пункт Люцимя, в 18-и километрах юго-западнее польского города Пулавы , и захватил его. В тот день воины 629-го стрелкового полка отразили 11 контратак превосходящих сил противника и 0 2 августа 1944 года расширили занимаемый плацдарм
1945 - 24 марта. П рисвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда"
1948 - Демобилизавался 1948 - Н ачальник Туймазинского территориально-строительного управления Главнефтегазстроя при Совете Министров СССР 1949 - Сафразьян Леон Богданович назначен Заместителем Министра нефтяной промышленности по строительству 1950 - З аместитель министра нефтяной промышленности СССР 1955 - М инистр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР 1957 - Н ачальник Главного управления газовой промышленности при Совете Министров СССР - министерства СССР 1961 - ХХ II 1963 - П редседатель Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР - министерства СССР 1965 - М инистр газовой промышленности СССР 1966 - ХХ III съезд КПСС. Избран кандидатом в члены ЦК КПСС 19 71 - ХХ IV съезд КПСС. Избран кандидатом в члены ЦК КПСС 1972 - Сентябрь. М инистр газовой промышленности СССР 1973 - 18 ноября. Москва. Умер. Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище 2003 - Москва. Российский Союз нефтегазостроителей учредил Золотую медаль имени А.К. Кортунова Награжден 4 орденами Ленина, 2 орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Александра Невского, медалями

Проветривание московских мозгов

Кортунову за всю весну и лето, видимо, порядком надоело уговаривать и настраивать своих подчиненных на предстоящую работу на Медвежьем месторождении на Севере Тюменской области . Надоело "разворачивать" их лицом к стройке, которая была на контроле на самом верху.

Да и пора самому осмотреться на месте. А главное, увидеть людей и ощутить их настрой на предстоящую зиму. А в эти края, как известно, "только самолётом можно долететь ". Был разослан соответствующий приказ. И на Север загодя стало подтягиваться начальство. Иначе что докладывать?

Первыми авиарейсами только что открывшегося Пангодинского аэропорта cтало прибывать московское начальство. А вылетали они из подмосковного крохотного и почти секретного тогда аэродрома Мячково. Накануне Кортунов предупредил о полёте и велел быть готовыми с утра. Вылетали в понедельник, а потому народ в аэропорт прибыл прямо с собственных подмосковных дач.

В Москве в начале октября в разгаре было так называемое бабье лето . Стояла по летнему тёплая сухая погода. Природа дышала привлекательной спелостью и убаюкивающей зрелостью. Прибыли кто в чём. Большинство были, правда, в осенних туфлях, в китайских синих макинтошах и зеленых велюровых шляпах. Собственно и Кортунов был одет не лучше.

Но для него в самолёте помошник уже припрятал полный комплект одежонки военного летчика командного состава полярной авиации: меховой костюм с собачьми унтами, меховую шапку с шерстяным подшлемником, белоснежное и лёгкое трикотажное вязанное бельё из пуха гагары . Шустрый помошник Цветков, как водится, и себя не забыл.

Через пару часов свита Кортунова заметно заскучала, когда в иллюминаторы стал наблюдаться снежный покров. Сначала довольно редкий и клочковатый, но очень быстро, на подлёте к северному Уралу, ставший сплошным. Надеялись, что мороз, если и будет, но не сильный. Начало октября все-таки.

Перед самой посадкой в Пангодах Кортунов и его помошник ушли за кормовую брезентовую занавеску, где быстро переоделись. После посадки на дворе оказалось под минус 50! Посёлок строителей был рядом и Кортунов предложил пройтись пешком до ближайших домов. Мол, надо размяться. К домам подошли, а они стоят без отопления.

Внутри домов из-за сырости от невысохшего бруса пробирало до самого мозга костей. Когда же Алексей Кириллович предложил для экономии времени тут же на месте провести совещание, свита взмолилась. Министр направился к столовой, где уже порядочно народу набралось из местного начальства. Его спутники как пленные румыны понуро поплелись за ним. Они бы и рады бежать в припрыжку за легко шагавшим боссом. Да мороз не давал дышать. Даже мелкими глоточками...

Совещание прошло быстро и Кортунов улетел в Надым . Свиту с собой не взял. Вижу, говорит, что вы всё поняли, и вам надо остаться, чтобы исправить дела на месте. Так строительству было придано общесоюзное и первостепенное значение.

В Москву полетели так называемые "полевые" приказы и распоряжения... Все ресурсы заворачивались и переадресовывались на Тюмень , Воркуту и Лабытнанги, а там по воздуху на Пангоды, где их ждали как манну и впрямь небесную. А без такого результата возвращаться в Москву не рекомендовалось, скажем осторожно... Неровен час, ведь в Сибирь могут и доставить обратно... Став полноправным красноармейцем , я был зачислен в 629-й полк 134-й дивизии, которой была придана штрафная рота. В беседе с прибывшим пополнением командир полка подполковник Алексей Кириллович Кортунов обратил на меня внимание. Узнав, что я бывший боксер, он сказал:

Ну, тебе прямая дорога в разведку!

Здесь мне хочется сделать отступление и сказать, что Алексей Кириллович Кортунов, с которым меня столкнула судьба, был замечательной личностью, о нем надо бы написать отдельную книгу.

Одаренный инженер, Кортунов до войны жил и работал в Москве. Военного образования он не имел. С началом войны был призван и назначен на должность дивизионного инженера 134-й стрелковой дивизии. В ходе тяжелых боев на Калининском фронте части несли большие потери. Однажды в 629-м стрелковом полку погибло все командование. Заменять было некем. Командир дивизии полковник Е. В. Добровольский послал в полк находившегося рядом с ним на НП дивизионного инженера. Напутствовал: «Собери там все, что можно, продержись до вечера». Кортунов, от природы человек волевой, прекрасный организатор, сплотил бойцов. Полк отбил атаки врага, продержался до вечера и весь следующий день. Комдив подбадривал: «Молодец, Кортунов, продержись еще денек, пока подберем командира». Кортунов продержался неделю и больше. Когда в таких горячих боях человек умело прокомандовал полком почти месяц, надо ли его заменять? Так и оставили Алексея Кирилловича командиром полка. Он не раз отличался в боях, за что был отмечен командованием. Я помню, как его однажды повысили, назначив замкомдивом. Он пробыл на этой должности недолго. Очень скоро запросился назад: «С полком я вроде бы справляюсь, а выше не могу». Ему разрешили вернуться в родной полк. И он прекрасно им командовал до конца войны, заслужив многие награды, в том числе и высокое звание Героя Советского Союза.

Я уверен, Кортунов известен многим читателям как министр газовой промышленности СССР - он им был после войны восемнадцать лет, до последнего дня своей жизни. Он и после войны сделал много доброго и нужного для Родины, но это, как я уже сказал, тема для другой книги Газпром

100-летию со дня рождения Алексея Кирилловича Кортунова — первого руководителя Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности посвящается.

Алексей Кириллович Кортунов родился 28 марта 1907 г. в г. Новочеркасске, там же окончил институт и аспирантуру. Вскоре после окончания был направлен на строительство доменной печи завода «Азовсталь» в г. Мариуполе.

В канун Великой Отечественной войны Алексей Кортунов работал в Центральном аэродинамическом институте (ЦАГИ), где прошел сложный путь от инженера-механизатора до одной из самых ответственных должностей — начальника строительства аэродинамических объектов.

В первые дни войны Алексей Кортунов подал заявление об отправке на фронт, был зачислен слушателем Военно-инженерных курсов. В 1942 г. Алексей Кортунов — начальник инженерной службы 134-й стрелковой дивизии, затем — командир 629-го орденов Красного знамени и Суворова III степени стрелкового полка, с которым дошел до Берлина.

За боевые заслуги Алексей Кириллович был отмечен высшей правительственной наградой — ему было присвоено звание Героя Советского Союза; удостоен многих правительственных наград, в том числе орденов «Александра Невского», «Суворова III степени», двух орденов Красного Знамени.

В 1946 г. Алексей Кортунов был назначен начальником военного сектора Управления советской военной администрации земли Тюрингия. С 1948 г. и до последних дней жизни его трудовая деятельность была связана с работой в нефтяной и газовой промышленности: возглавлял Туймазинское территориальное строительное управление, в 1950 г. был назначен заместителем Министра нефтяной промышленности по строительству, в 1953 г. переведен на должность начальника Главного управления по строительству в восточных районах страны (Главвостокнефтестрой), в декабре 1954 г. Алексей Кортунов — начальник Главнефтестроя, в 1955 г. — Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.

С 1957 по 1972 гг. Алексей Кортунов возглавлял правительственные органы управления газовой промышленности страны: Главное управление по газовой промышленности при СМ СССР, Государственный комитет по газовой промышленности СССР, Министерство газовой промышленности СССР.

В сентябре 1972 г. правительство приняло решение об образовании Министерства строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности. Его руководителем стал А. К. Кортунов. Он быстро создал управленческий аппарат и четко организовал деятельность нового министерства. Однако состояние здоровья уже не позволяло ему часто выезжать на многочисленные стройки.

За годы деятельности Алексея Кортунова газовая отрасль достигла высоких результатов:

  • под его руководством в короткие сроки были открыты крупные газовые месторождения — Шебелинка, Ставропольское (Краснодарский край), Карадагское, Газлинское, Шатлыкское, Оренбургское, Мессояхское, Усть-Вилюйское и др.; введены в эксплуатацию первые промысловые установки на месторождении Медвежье;
  • оперативно было организовано обустройство месторождений и строительство крупных магистральных газопроводов: Шебелинка — Москва, Ставрополь — Москва, Краснодарский край — Серпухов — Ленинград, Джаркак — Ташкент — Фрунзе — Алма-Ата, Карадаг — Тбилиси — Ереван, Бухара — Урал, Средняя Азия — Центр (4 нитки), СРТО — Торжок — Минск, Усть — Вилюй — Якутск и др. (почти 100 тыс. км магистральных трубопроводов);
  • прирост добычи газа в СССР составил 209 млрд куб. м;
  • введены в эксплуатацию компрессорные станции мощностью более 15 млн кВт;
  • промышленные запасы газа возросли до 25 трлн куб. м;
  • доля газа в общесоюзном топливном балансе достигла 19,5%;
  • сформирована основная часть ЕСГ страны;
  • заложена система надежного, бесперебойного снабжения «голубым топливом» отечественных и зарубежных потребителей;
  • построены подземные хранилища газа;
  • в Главгазе СССР была сформирована мощная научная и проектная базы, в состав которых включены 11 научных и проектных институтов: ВНИИГАЗ, ВНИИСТ, ВНИИподземгаз, Гипротрубопровод, Гипроспецгаз, Укргипрогаз, Востокгипрогаз, ЮжНИИгипрогаз, СКБ «Газстроймашина», Московский и Киевский экспериментально-механические заводы. Организованы новые научно-исследовательские организации — УкрНИИгаз (г. Харьков), СредазНИИгаз (г. Ташкент), СевкавНИИгаз (г. Ставрополь), ТюменНИИгипрогаз (г. Тюмень), ВНИИЭГазпром и СКБ «Газприборавтоматика» (г. Москва). В целях эффективного развития газовой отрасли комплексно использовался потенциал отраслевой, академической и вузовской науки;
  • газовая отрасль вышла на мировой энергетический рынок;
  • разработана программа импорта газа в районы страны, которые значительно удалены от отечественных газовых месторождений;
  • создана индустрия скоростного трубопроводного строительства в стране;
  • все виды отечественной техники для механизированного производства работ по сооружению магистральных газопроводов спроектированы также в период руководства Алексея Кортунова. На базе этих разработок впоследствии созданы комплексы машин для строительства магистральных газопроводов диаметром 1420 мм;
  • качественно изменились кадры отрасли и состав управленческого персонала.

- 18 ноября 1973 года

Алексе́й Кири́ллович Кортуно́в (15 (28 марта) 1907 года , г. Новочеркасск , Российская империя - 18 ноября 1973 года , г. Москва , РСФСР , СССР) - Министр газовой промышленности СССР (1965-72 гг.), Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1972-73 гг.).

Сразу после начала Великой Отечественной войны подал рапорт о направлении в действующую армию, но ввиду отсутствия военного образования был направлен на Военно-инженерные курсы. С 1942 года - на фронте, начальник инженерной службы 134-й стрелковой дивизии , в марте 1943 года стал командиром полка.

С июля 1945 года - начальник военного отдела Советской военной администрации земли Тюрингия в Германии. С сентября 1948 года полковник А.К.Кортунов - в запасе.

Развитие нефтегазовой промышленности в СССР

Достижения

С деятельностью Алексея Кирилловича Кортунова (1957-1973) связан бурный рост газовой промышленности СССР.

Индустриализация строительства газопроводов

В мае 1955 года Президиум Совета министров СССР признал неудовлетворительным развитие газификации: добыча газа планировалась в пределах 10 млрд кубометров, а газоснабжением было охвачено всего 8% населения, тогда как в США добывалось 250 млрд кубометров и газ получили 62% жителей. Через год, в августе 1956-го, Совет министров СССР создал Главгаз (Главное управление газовой промышленности при Совете министров СССР), чьим главным объектом стал сооружаемый методом скоростной стройки газопровод Ставрополь - Москва. Работами руководил А.К. Кортунов, который решил задачу организации поточно-скоростного строительства магистральных трубопроводов больших диаметров за счет механизации строительно-монтажных работ и применения индустриальных приемов сооружения переходов трубопровода через естественные и искусственные препятствия, нового метода устройства траншей роторными экскаваторами. Были также механизированы изоляционные работы в зимнее время, с применением битумно-резиновой изоляции. Таким образом было доказано, что строить магистральные трубопроводы можно круглогодично, а не сезонно .

Отрасль начала применять передовые технологии трубопроводного строительства и готовить для себя квалифицированные кадры в специально организованных учебных центрах. Были созданы крупные конструкторские бюро, разработавшие многие виды новой техники для сооружения газопроводов, проектные бюро по подготовке трасс и технической документации для строительства. Под руководством Кортунова в СССР была создана газотранспортная трубопроводная система протяженностью почти 100 тыс. км магистральных трубопроводов с рабочим давлением 16 атмосфер и диаметром 1420 мм, в том числе: Шебелинка - Москва, Ставрополь - Москва, Краснодарский край - Серпухов - Ленинград, Джаркак - Ташкент - Фрунзе - Алма-Ата, Карадаг - Тбилиси - Ереван, Бухара - Урал, Средняя Азия - Центр (4 нитки), СРТО - Торжок - Минск, Усть - Вилюй - Якутск и др.

Были введены в эксплуатацию компрессорные станции мощностью более 15 млн кВт и подземные хранилища газа Берёзово , в 1963 году, он принял решение о строительстве трубопровода Березово – Игрим – Серов и об обустройстве Березовской группы газовых месторождений. Были успешно преодолены трудности, связанные со строительством трубопроводов через тайгу и болота.

Благодаря Кортунову страна поверила в потенциал тюменской нефти, когда был построен первый сибирский нефтепровод Шаим – Тюмень, доказавший эффективность затрат на разработку месторождений в труднодоступных регионах при наличии трубопроводного транспорта. Первая шаимская нефть пришла в Тюмень ночью 21 декабря 1965 года, а всего через 11 месяцев был досрочно выполнен годовой план по перекачке нефти по этой магистрали. С этого началось создание разветвленной системы магистральных нефтепроводов Западной Сибири .

Газификация страны

Задачи газификации страны были определены Постановлением ЦК КПСС и Совета министров СССР от 15 августа 1958 года «О дальнейшем развитии газовой промышленности и газоснабжения предприятий и городов». Реализуя это постановление, по добыче газа Советский Союз догнал США, доведя ее до 209 млрд куб. м в начале IX пятилетки (1971-1975).

Разведанные промышленные запасы газа за 25 лет выросли до 25 трлн куб. м с открытием крупных газовых месторождений: Шебелинка, Ставропольское (Краснодарский край), Карадагское, Газлинское, Шатлыкское, Оренбургское, Мессояхское, Усть-Вилюйское и др. Были введены в эксплуатацию первые промысловые установки на крупнейшем западносибирском месторождении Медвежье .

Доля газа в общесоюзном топливном балансе достигла 19,5%, была разработана программа перекачки газа в районы страны, значительно удаленные от месторождений.

Научно-проектировочный потенциал

В Главгазе СССР Кортунов сформировал мощную научную и проектную базы: 11 научных и проектных институтов: ВНИИГАЗ, ВНИИСТ, ВНИИподземгаз, Гипротрубопровод, Гипроспецгаз, Укргипрогаз, Востокгипрогаз, ЮжНИИгипрогаз, СКБ «Газстроймашина», Московский и Киевский экспериментально-механические заводы. Были также созданы новые научно-исследовательские организации - УкрНИИгаз (г. Харьков), СредазНИИгаз (г. Ташкент), СевкавНИИгаз (г. Ставрополь), ТюменНИИгипрогаз (г. Тюмень), ВНИИЭГазпром и СКБ «Газприборавтоматика» (г. Москва). Научно-исследовательские и проектные институты Главгаза были тесно интегрированы в отраслевую, академическую и вузовскую науку, обеспечивая также подготовку квалифицированного инженерно-технического персонала для отрасли .

Окончил . В 1933 году успешно завершил учебу в аспирантуре при кафедре организации и механизации строительных работ.

В 1931 году окончил , в 1933 году - аспирантуру Всесоюзного НИИ гидротехники и мелиорации в Москве. С 1933 года трудился на строительстве металлургического комбината «Азовсталь » в Мариуполе Украинской ССР.

Его трудовая биография началась с участия в возведении завода, куда он попал по комсомольской путевке. Затем было строительство Центрального аэрогидродинамического института (), где он прошёл путь от инженера-механизатора до начальника строительства аэродинамических объектов.

В Красной Армии с 1938 года. Служил в инженером, затем стал начальником строительства аэродромных комплексов.

Сразу после начала Великой Отечественной войны подал рапорт о направлении в действующую армию, но ввиду отсутствия военного образования был направлен на Военно-инженерные курсы. С 1942 года - на фронте, начальник инженерной службы 134-й стрелковой дивизии , в марте 1943 года стал командиром полка. Отличился в Белорусской наступательной операции. Командир 629-го стрелкового полка (134-я стрелковая дивизия, 69-я армия, 1-й Белорусский фронт) полковник Кортунов в ночь на 29 июля 1944 года в составе передового отряда на подручных средствах переправился через реку Висла. Не дожидаясь форсирования реки всем полком, он организовал наступление на населённый пункт Люцимя, в 18-и километрах юго-западнее польского города Пулава, и захватил его. 29 июля 1944 года воины 629-го стрелкового полка отразили 11 контратак превосходящих сил противника и 2 августа 1944 года расширили занимаемый плацдарм. В этих боях полк под командованием Кортунова уничтожил свыше 1000 солдат противника, 6 танков, 7 штурмовых орудий, захватил 5 складов.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за умелое командование полком, образцовое выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом геройство и мужество полковнику Кортунову Алексею Кирилловичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда".

С июля 1945 года - начальник военного отдела Советской военной администрации земли Тюрингия в Германии. С сентября 1948 года полковник А.К.Кортунов - в запасе.

С 1948 года и до последних дней жизни его трудовая деятельность была связана с нефтяной и газовой промышленностью:

  • 1948-1950 - начальник Туймазинского территориального строительного управления Главнефтегазстроя при Совете министров СССР.
  • - заместитель Министра нефтяной промышленности СССР (по строительству).
  • - начальник Главного управления по строительству в восточных районах страны (Главвостокнефтестрой).
  • С декабря - начальник Главнефтепромстроя СССР.
  • С февраля - заместитель Министра строительства предприятий нефтяной промышленности СССР, два месяца спустя - Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
  • С мая - Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
  • - назначен начальником Главного управления газовой промышленности при СМ СССР (одновременно с октября 1961 по март 1963 - Министр СССР). Участник проекта создания

Алексей Кириллович Кортунов (15 (28 марта) 1907 года, г. Новочеркасск, Российская империя - 18 ноября 1973 года, г. Москва, РСФСР, СССР) - Министр газовой промышленности СССР (1965-72 гг.), Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1972-73 гг.).

Участник Великой Отечественной войны, командир 629-го стрелкового полка (134-я стрелковая дивизия, 41-я армия Калининский фронт, позже 69-я армия, 1-й Белорусский фронт), полковник, Герой Советского Союза (1945).

Биография

В 1931 году окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт. В 1933 году успешно завершил учебу в аспирантуре при кафедре организации и механизации строительных работ.

Его трудовая биография началась с участия в возведении завода «Азовсталь» в Мариуполе, куда он попал по комсомольской путевке. Затем было строительство Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ), где он прошёл путь от инженера-механизатора до начальника строительства аэродинамических объектов.

После окончания войны с 1945 по 1948 годы - начальник военного отдела Советской военной администрации земли Тюрингия. С 1948 года - в запасе.

С 1948 года и до последних дней жизни его трудовая деятельность была связана с нефтяной и газовой промышленностью:

  • 1948-1950 - начальник Туймазинского территориального строительного управления Главнефтегазстроя при Совете министров СССР.
  • 1950 - заместитель Министра нефтяной промышленности СССР (по строительству).
  • 1953 - начальник Главного управления по строительству в восточных районах страны (Главвостокнефтестрой).
  • С декабря 1954 - начальник Главнефтепромстроя СССР.
  • С февраля 1955 - заместитель Министра строительства предприятий нефтяной промышленности СССР, два месяца спустя - Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
  • С мая 1955 - Министр строительства предприятий нефтяной промышленности СССР.
  • 1957 - назначен начальником Главного управления газовой промышленности при СМ СССР (одновременно с октября 1961 по март 1963 - Министр СССР). Участник проекта создания Единой системы газоснабжения.
  • С марта 1963 - председатель Государственного производственного комитета по газовой промышленности СССР - Министр СССР.
  • С октября 1965 - Министр газовой промышленности СССР.
  • С сентября 1972 - Министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР.

Кандидат в члены ЦК КПСС в 1961-73 гг. Депутат Верховного Совета СССР 6-8 созывов.

Память

  • В 2003 году Российский Союз нефтегазостроителей учредил Золотую медаль имени А. К. Кортунова.
  • Отмечалось 100-летие со дня рождения А. К. Кортунова.

Награды и звания

  • Герой Советского Союза (24 марта 1945 года).
  • Награждён четырьмя орденами Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени (наградной лист на сайте Подвиг народа), Александра Невского, медалями.