Оксана Гладышева
Кругосветное путешествие. Сюжетно-ролевая игра
Сюжетно - ролевая игра
«Кругосветное путешествие »
Цель. Формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в едино игровой сюжет .
Задачи :
Закреплять умение детей брать на себя роль и выполнять действия в соответствии с этой ролью;
Формировать умение трансформировать полученные знания в игровые действия;
Развивать навыки социального партнерства;
Развивать психические процессы : творческое воображение и фантазию, внимание, память, мышление;
- Развивать речь детей : обогащать словарный запас, умение вести ролевой диалог;
Воспитывать дружеские взаимоотношения, взаимовыручку;
Создать у детей эмоционально положительное настроение.
Предварительная работа :
Беседа по лексическим темам : профессии, транспорт;
Чтение художественной литературы по темам : С. Сахарного «Самый лучший пароход» , К. Чуковского «Доктор Айболит» , В. Сутеева «Короаблик»
Просмотр мультфильмов «Капитан Врунгель» , «Кораблик» , «Степа моряк»
Рассматривание иллюстраций и картин по тематике
Обыгрывание отдельных сюжетов
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм «Больница» , «Магазин» , «Корабль»
Изготовление коллажа по теме : Путешественники .
Работа с родителями :
Домашний просмотр фильмов морская тематика
Понаблюдать с детьми за работой продавца, доктора, кассира
Изготовление атрибутов к сюжетно – ролевым играм .
Ход игры.
1часть : (дети заняты самостоятельной игровой деятельностью, у воспитателя звонит телефон, отвечает на вопрос)
Да это детский сад
Группа «Жаворонки»
- «Путешествие » …
Вы приглашаете нас, отправится в кругосветное путешествие ?
Сейчас посоветуюсь
Ребята вы хотите отправиться в путешествие ?
Ну что ж, тогда собираемся в путь, берем все, что понадобится в дороге
(дети могут наряжаться, брать разные предметы, но при этом, должны объяснить для чего они взяли ту или иную веешь)
На каком транспорте мы будем путешествовать ? ведь дорога дальняя
(ответы детей, лучше остановиться на корабле)
А где же нам его взять?
(можно построить, нарисовать, если есть готовый использовать его)
Смотрите, у нас есть корабль! но нет капитана.
Сможем сами справиться?
2 часть : (распределение ролей)
Тогда капитаном буду я! Так как самая большая и много знаю
Мне нужен помощник капитан, который будет управлять кораблем.
Матрос, можно два, они должны следить за кораблем, исполнять приказы капитана, и не забывать про удобство пассажиров
Нужен кассир, для того чтобы приобрести билеты на корабль
Контроллер, который будет проверять билеты, и пропускать пассажиров на судно
Нам нужен врач, следить за здоровьем путешественников
Так же нужен продавец, где мы могли бы приобрести товар
А еще, нам нужны пассажиры
Ну что ж, роли распределены, тогда давайте собираться в путь!
3 часть : (покупка продуктов в дорогу «магазин» )
Покупаем самое необходимое, что может понадобиться в пути
Все готовы? идем покупать в кассу билеты
4 часть : (покупка билетов «кассир» )
При покупке билетов вы должны назвать любые предметы, которые имеют круглую форму (яблоко, мяч, солнце, колесо)
Билетами будут служить разрезные карточки, кассир выдает детям, при правильном ответе
Все приобретают билеты, и дружно шагают к кораблю.
5 часть : (проверка билетов «контролер» )
Игра «Найди пару» дети становятся парами, только в том случае если совпали картинки (контролер проверяет совпадение картинок, и пропускает на корабль)
6 часть : (Посадка пассажиров «матрос» «капитан» )
Капитан дает команду :
Подготовить корабль к отплытию (осмотр корабля)
Рассадить пассажиров (кому надо подставляет стулья)
Все на борту, всем хватило места, тогда в путь (корабль зашумел, приступил к движению)
Поднять якоря
Право руля, лево руля, так держать (и т. д.)
7 часть : (путешествие )
Дети плывут и поют песню «Мы едим, едим, едим в далекие края…»
(внезапно в корабле появляется вода)
Ребята у нас беда, пробоина в корабле, наш корабль наткнулся на скалу
Вода заполняет наше судно, что делать?
Вычерпываем воду (тем, что есть в руках или руками)
Корабль тонет,
Смотрим налево, направо, ищем остров
- Матрос : вдали виднеется остров, плывем туда
- Капитан : всем покинуть корабль
- Матрос : всем за борт
Пассажиры покидают корабль, ныряют в море
Помогают друг другу плыть, чтоб ни кто не попал в беду и не утонул
Люди тонут, помогите им выплыть на берег
8 часть : (остров «больница» )
Ребята, кто пострадал, кому нужна помощь?
На них напала акула, они нуждаются в перевязке
Где наш доктор (доктор раскладывает больничку, и оказывает первую помощь пострадавшим)
Пожалейте друг друга, все позади (дети обнимаются, жалеют друг друга)
Мы спасены, Ура!
Что-то я проголодался, вы хотите кушать?
Капитан с матросом идут за дровами, будут разжигать костер (строят кострище)
Девочки готовят еду, и накрывают стол (дети усаживаются в круг и кушают )
Смотрите, уже темнеет, стало холодать
Джунгли ночью опасны, здесь бродит много зверей, дождь скоро пойдет
Пора строить шалаш, чтобы переночевать
9 часть : (постройка шалаша)
Дети предлагают из чего можно построить шалаш, нужно рассмотреть все варианты предложенные детьми, например :
Давайте сдвинем столы, и накроем пеленками, чтобы дождь не замочил нас
А девочки найдут, на чем спать, ведь земля холодная (несут с кукольного уголка матрасики)
Залазим в шалаш, начинается дождь (дети беседуют)
Пора спать, а завтра мы подумаем, как добраться до дому….
«Сюжетные картины» - Бытовой жанр. И. И Левитан. Пименов. ПЕЙЗАЖ изображение природы «пейзаж» с франц. «вид страны, местности». Царевна - лебедь. В. Г. Перов Проводы покойника 1865 г. Библейские темы господствовали в искусстве в период Возрождения в ХVII- ХVIII веках. Анималистический жанр. Демон. К бытовому жанру относятся картины, рассказывающиеся о событиях повседневной жизни.
«Россия страна» - В XIX – XXвв. 90% товарооборота приходилось на Европу. Покупает промышленные товары, одежду, обувь, продовольствие, зерно, лекарства. Главные порты: Архангельск, Санкт-Петербург, Астрахань. Алексеев А.И., Николина В.В. География: население и хозяйство России. –М.: Просвещение, 2006. Биогеография. Гидрология.
«Броня России» - Броня россии. Отрывок из документального фильма «Владыка гидросферы – «Акула». Сравнительные характеристики ракетных комплексов мх (США) и рс-20 (Россия). Тем, кто создает броню России. Кто они – герои нашего времени? Как никогда, быстро идет великая научная стройка в наши дни. Наш ядерный щит позволяет решать все задачи, которые он должен решать.
«Политика Александра 1» - Тайные организации. Русско-Иранская война 1826-1828 гг. Русско-турецкая война 1828-1829 гг. Россия в первой половине 19 века. Дайте общую оценку первого этапа войны. Почему русская армия была вооружена устаревшим оружием? Условия Парижского мира. Что являлось главным итогом Крымской войны для Англии, Франции и России?
«Экономические районы России» - Представлены следующие природные зоны - тундры, лесотундры и тайги. Крупный транспортный узел - Череповец. Высокая концентрация квалификации кадров. Естественный прирост – 5,2%. ЭГП Центрального района. Экономическое районирование России. Северо-Западный район(Состав). приморское, выгодное. Почвы подзолистые и торфяно-болотные.
«Россия в 17 веке» - Экономическое развитие. Сохранение экономического отставания России. Прикреплены к месту проживания уплатой государственного налога (тягла). Дворянство: социальная опора власти приобрело призраки сословия. Формирование абсолютной монархии. Проникновение европейской модели жизни в жизнь знатных людей.
- Наше путешествие начинается!
К .- Внимание экипаж построиться
К .- Желаю счастливого плавания!
Товарищи матросы, приготовьте палубу к приёму пассажиров!Остальным членам команды занять свои места!.
К.- Уважаемые пассажиры! Просим занять свои места!
. К.- Отдать швартовые!
К .- Поднять якорь!
К.- Право руля! Полный вперёд! Так держать!
Капитан обходит команду.
К.- Кок, доложите меню на обед!
К. - С удовольствием! Очень вкусный. Ароматный! Спасибо!
К. - Товарищ судовой врач, как обстоят дела с командой? Никого на борту не тошнит? Никто не жаловался на морскую болезнь?
К.- А давайте-ка песню споем, чтобы плыть было весело.
Песня «Капитан улыбнитесь»
К.- Всем подняться на борт корабля! Рассказ об акулах.
Акул недаром называют грозой морей. Это большие, быстрые, зубастые, сильные рыбы. Зубы у акул растут в несколько рядов в 2-3 в течении всей жизни и постоянно меняются. Когда один выпадает, на его месте вырастает новый. Кожа некоторых акул покрыта чешуёй с острыми шипами, и даже лёгкое прикосновение к ней может привести к серьёзной травме.
К.- Но посмотрите, появились ещё морские обитатели, давайте их назовём.
К.- Молодцы путешествие продолжается
К.-Вы ничего не слышите?
Мне кажется кто-то кричит и зовёт на помощь
Кап .- Матрос. Сбросить спасательный
круг. Приступить к спасению утопающего.
К.-Да это-же маленький ребенок, как он попал в море?
Кап. - Доктор, окажите мед. помощь пострадавшему.
Кап .- Кок, напоите горячим чаем пострадавшего!
К. -Может быть этот ребёнок с ближайшего острова?
К.-Штурман вы видите прямо по курсу остров?
К.-Причалить к острову.
К.- Матросы бросить якорь. Подать трап.
К.-Выходим по одному. Идем на остров. Посмотрите как здесь красиво.
К.- Ой какая-то женщина сидит и кажется она плачет. Давайте подойдём поздороваемся и спросим почему она плачет.
Ж.-Я плачу потому-что мой муж и ребенок поплыли на лодке ловить рыбу. Наш маленький ребенок упал в воду, а муж ищет его и не может найти.
Ж.- Конечно мой, как он у вас оказался?
Ж.-Спасибо вам большое, как же мне вас благодарить.
Сейчас подождите (убегает в хижину, выносит аквариум). – Возьмите может он вам пригодится, мы нашли его на затонувшем корабле.
К.- Конечно пригодится. Давайте попробуем сделать море в этом аквариуме. Как вы думаете. что лежит на дне моря?
Давайте положим все эти сокровища на дно, а что мы еще должны сделать чтобы получилось маленькое море?
К.-Правильно молодцы. Теперь у нас в детском саду будет своё море. Кажется, уже начинает темнеть нам пора в обратный путь.
К. - Штурман! Взять курс в родной порт « Радуга». Лево руля! Полный вперёд!
Программное содержание:
- Учить детей распределять роли и действовать согласно принятой на себя роли.
- Формировать умение разделятся на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, и по окончании заданного игрового действия объединяться в единый коллектив.
- Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами заместителями, понимать воображаемую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
- Формировать доброжелательные отношения между детьми.
Предварительная работа: Чтение книги Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Беседа о воздушном транспорте. Изготовление атрибутов к игре «Ловись рыбка».
Оборудование: Группа оформлена цветами, воздушными шарами голубого цвета, занавес с облаками, стульчики на количество детей, набивные мячи (игрушки заместители), резиновый шар, насос, компас, карта, шапочки для продавцов. В магазине продают – удочки, компас, карту, набор посуды, набор продуктов. Комплект «Ловись рыбка».
Декорации: Елочки, пеньки, дрова, фотографии с видами Левого берега, грамзапись.
Ход игры
Организационный момент. (звучит музыка из мультфильма).
Воспитатель: Ребята, недавно мы прочитали книгу Н. Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Вам понравились герои этого рассказа?
Дети: Да!
Воспитатель: Как звали друзей Незнайки?
Дети: Знайка, доктор Пилюлькин, Винтик, Шпунтик, Сиропчик, Тюбик, Гусля, Ворчун, Пончик, Растеряйка, Кнопочка, Цветик.
Воспитатель: Почему их так звали?
Дети: Знайка был самым умным и главным коротышкой. Доктор Пилюлькин лечил от всех болезней. Винтик и Шпунтик были механиками. Сиропчик любил газированную воду. Тюбик был художником, а Гусля музыкантом.
Воспитатель: Кто помнит, как они готовились к путешествию на воздушном шаре?
Дети: Сначала Знайка предложил построить воздушный шар. Для этого нужно было собирать резиновый сок из фикусов. Затем Шпунтик принес насос от автомобиля, чтобы накачать шар воздухом. А корзину коротышки построили из березовой коры. Еще нужно было запастись мешками с песком, для того, если во время путешествия в шаре начнет остывать воздух, то тогда нужно будет выбрасывать мешки с песком из корзины, и шар снова будет подниматься вверх.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы тоже отправимся в путешествие. Вы сможете сделать воздушный шар.
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте мы его построим из стульчиков, и отправимся в путешествие. Чтобы путешествие прошло интересно, нам надо выбрать командира. Командир будет руководить строительством воздушного шара, показывать дорогу. Для этого ему нужны компас и карта. Ребята, а вы знаете как выглядит компас? Это маленькая коробочка с магнитной стрелкой. Если следить за стрелкой, то заблудиться никогда нельзя, и всегда можно найти дорогу назад. А еще нужна карта по которой всегда можно определить место где мы находимся. Для путешественников карта просто необходима. Кто у нас будет командиром?
Дети выбирают командира.
Воспитатель: Вручает командиру компас и карту. В путешествии может кто-то заболеть. Кто будет врачом? Врач должен иметь все необходимое для лечения. (Ребенок одевает халат, шапочку, берет сундучок с медикаментами). Нам нужны повара, Чтобы готовили еду в походе. Они должны не забыть собрать в дорогу продукты и посуду. (ведро, кастрюлю, тарелки, ложки). Еще нам нужен лоцман, чтобы управлять воздушным шаром. И штурман, который будет следить за направлением полета. Ему нужна подзорная труба. Начнем готовиться к полету. Командир, как поставить стулья, чтобы внутри оказался круг?
Командир: Каждый сам возьмет себе стул.
Воспитатель: Круг похож на дно корзины? Что можно подстелить?
Дети: Газету! (командир командует, как правильно расставить стулья. Не забыть дверцу.)
Воспитатель: Командир, а нужны нам мешки с песком? (Да) Где же их найти? Пока наши сильные мальчики принесут мешки с песком (используем предметы заместители, набивные мячи) и положат их в корзину, девочки сошьют сетку из лоскутков, для шара, чтобы он получился красивым. Возьмите клей, веревочку, будем пришивать флажки к веревочке. Работаем вместе. Вы должны это делать очень аккуратно, после окончания привязываем флажки к корзине. Корзина готова Но нам для путешествия надо купить необходимые вещи в магазине. Не забудьте купить теплые вещи, высоко над землей холодно даже летом, а сейчас осень. Продавцами в магазине будут. (назначаются продавцы).
Девочки занимают места за прилавком. Дети делают покупки. Покупают фрукты, овощи, хлеб в дорогу.
Командир (берет рупор и объявляет): «Внимание. Сегодня в 12 часов по солнечному времени состоится отлет воздушного шара. До отправления остается 5 минут. Всем занять места в корзине».
Воспитатель: Заходим все через дверь. Командир, потом лоцман, штурман и все остальные. Все готовы. Надеть всем парашюты. (дети имитируют движения одевания) Воспитатель надувает шар насосом и привязывает к веревке. Командир объяви старт.
Командир: Дает отсчет 10,9,8, и т.д. Полетели. (звучит музыка, опускается занавес с облаками).
Воспитатель: Лоцман у тебя же нет руля. Как ты будешь управлять воздушным шаром? Представь, что ты держишься за веревку обеими руками, В какую сторону тебе скажут повернуть, с той стороны тяни веревку вниз. Штурман, следи за направлением полета. Куда поворачивать? (Штурман дает команды глядя на карту – влево, вправо) Командир посмотри в подзорную трубу, нет ли опасности.
Командир: Пролетаем над городом.
Воспитатель: Штурман, посмотри карту. Ребята, Кто ни будь взял фотоаппарат? Делайте снимки. Посмотрите, какие замечательные фотографии у нас получились. (поликлиника, памятник, детский сад, детская площадка, парк, институт, школа, железнодорожная платформа, мост) Узнали над каким местом мы пролетали? Это наш Левый берег. Командир проверь компас.
Воспитатель: А как ты это узнал.
Командир: Я взял компас положил его на ладонь- красная стрелка указывает на север, а шар летит по стрелке.
Лоцман. Наш шар начал терять высоту!
Командир: Нужно сбросить мешки с песком. Сбрасываем только по одному. Теперь можем продолжать полет.
Воспитатель: Ребята, мы терпим крушение. Наш шар падает. Попробуем набрать высоту. Воздушный шар продолжает опускаться приготовить парашюты. Будем прыгать. (Дети выпрыгивают – командир последним покидает корзину). Все приземлились. Командир, возьми карту и определи где мы находимся. (Командир по карте определяет место где находимся). Мы упали на лесную поляну. Радист проверь работает ли рация? Передавай в штаб, где мы находимся, и попроси, чтобы прислали помощь. Нужно разбить лагерь. (Дети раскладывают вещи, которые они собрали в дорогу). Доктор, проверь, не получил ли кто травму. (доктор обустраивает медпункт).
Воспитатель: Мальчики, вам нужно собрать дрова, развести костер и наловить рыбы на ужин. А повара сварят уху.
Дети играют самостоятельно: идут к врачу, ловят рыбу складывая ее в ведро, разжигают костер.
Воспитатель: Ребята, помните как в лесу надо разводить костер? Правильно спички должны быть у взрослых. Потому, что от неосторожного обращения с огнем может начаться пожар в лесу. А после ужина костер нужно погасить залив угли водой. Давайте я помогу вам разжечь огонь. А в случае дождя можно укрыться в пещере. (стоят дуги)
Повара раздают тарелки, чашки и кормят всех у костра. Дети сидят на пеньках бревнышках, на корточках.
Воспитатель: Как долго мы будем здесь находиться? Да, здесь очень хорошо. Но нам пора домой. Я сейчас посмотрю карту. Я вижу здесь знакомую тропинку, по которой мы сможем вернуться обратно в наш детский сад. Сворачиваем лагерь.
Дети убирают игрушки. И по тропинке идут домой под песню «В траве сидел кузнечик».
Воспитатель: Вот мы и пришли обратно к нам в детский сад. Понравилось вам путешествие? Какие роли вам больше всего понравились? Что нового вы узнали во время путешествия? Куда отправимся в следующий раз?
Воспитатель: Ребята, пока мы с вами путешествовали, коротышки из Цветочного города прислали нам по почте посылку. Давайте посмотрим, что там находится. (Угощение от Незнайки и его друзей).
Людмила Лозинская
Конспект занятия по сюжетно-ролевой игре «Путешествие в сказку»
Цель: установить с детьми эмоционально-положительный контакт и вызвать интерес к совместной со взрослым деятельности;
Задачи: развивать у детей фантазию, воображение, заинтересовать их, учить перевоплощаться в сказочных героев; принятие детьми ролей и выполнение их в действии.
Материал: теремок (домик, маски и игрушки (мышонка, лягушки, зайца, лисы, волка, медведя,крупный конструктор (кубики, сундук, корзина.
(Дети находятся в соседней группе)
Няня: Ребята, вы любите сказки? (да)
В некотором царстве, в некотором государстве. Ой, а где же это сказочное царство? Где же это небывалое государство? Может быть, его можно отыскать в нашем детском саду? Давайте попробуем это сделать! А дорогу в сказочное царство нам укажут волшебные стрелки, поэтому нам нужно быть очень внимательными. Ну, что ж, в путь!
(Дети по стрелкам идут в группу, заходят, звучит музыка). Воспитатель (в образе сказочницы) их встречает.
Восп. : Здравствуйте, ребята! Вы попали в волшебное царство-государство, а я его хозяйка-сказочница. Ну, раз вы пришли ко мне в гости, проходите, садитесь. (дети садятся на стульчики)
Ребята, если вы ко мне пришли, вы, наверное, очень сильно любите сказки (да)
Ой, какие вы молодцы, а много сказок знаете? (да)
Тогда я хочу узнать, какие же сказки вы знаете (дети перечисляют сказки)
Умницы, действительно, много сказок знаете, а вот сейчас я вам буду показывать сказочных жителей царства, а вы угадайте- кто это (показываю игрушки персонажи сказки "Теремок", дети называют их).
Ребята, а попробуйте угадать, из какой сказки эти звери ("Теремок")
Молодцы, а вот и теремок стоит, а возле него я вижу сундучок. Хотите заглянуть в него и узнать, что там? (да). (Все проходят к сундучку, открывают, там лежат маски из сказки "Теремок").
Ребята, смотрите, да здесь маски героев из сказки "Теремок". Я предлагаю вам поиграть в сказку. Для этого у нас есть: сказочная поляна, сказочный теремок и сказочные маски. Поиграем? (да)
Тогда давайте наденем маски и начнем. (Достаю из сундука по одной маске и спрашиваю, кто этим героем хочет быть?. дети одевают маски по желанию)
Ребята, у нас на всех масок не хватило, поэтому я предлагаю остальным детям быть зрителями, а потом поменяемся, и все обязательно поиграют в сказку. -Вы готовы к сказке? (да)
Тогда начнем! (воспитатель начинает сказку, а дети играют героев).
Стоит в поле теремок, теремок не низок, не высок и т. д.
(Герои-дети полностью обыгрывают сказку "Теремок".
В конце сказки звери обещают построить медведю другой теремок.
Восп. : Ребята давайте мы прямо сейчас построим мишке домик, мышка и лягушка будут грузчиками и будут носить нам кубики, а мы строителями будем строить дом.
(Строим дом для медведя из строительного материала)
Ну, мишка, принимай работу, тебе нравится твой теремок? Да. Заходи, попробуй, удобно тебе будет в нём?
Молодцы, ребята, у нас получилась дружная сказка-никто не остался без жилья, ну, а теперь я предлагаю другим ребятам поиграть в сказку, а вам побыть зрителями.
(Дети меняются масками, сказка начинается сначала.).
Какие вы молодцы, ребята, вы сегодня все были такими дружными, и у нас получилась очень красивая сказка, где никто не остался без жилья, и победила дружба. А теперь я вам предлагаю отметить самое настоящее новоселье с пляской и угощеньями. Вот я приготовила вам угощенье (раздаю конфеты).
Всем досталось угощенья? (да)
Тогда выходите на поляну и пускайтесь в пляс.
(Дети выходят и танцуют).
Публикации по теме:
Как же все - таки иногда хочется порадовать своих детишек. Поэтому каждый день стараешься выдумать что - то новое и интересное. Мне очень.
Конспект совместной игровой деятельности детей и педагога (воспитатель Кузнецова М. В.) Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Ферма» в средней группе.
Конспект совместной игровой деятельности детей и педагога (воспитатель Кузнецова М. В.) Тема: «Сюжетно-ролевая игра «Ферма» в средней.
Комплексное руководство к сюжетно-ролевой игре «Цирк» Комплексное руководство сюжетно-ролевой игрой «Цирк» Планомерное обогащение жизненного опыта детей Цель: создать основу для развития и.
Конспект занятия в средней группе по обучению детей сюжетно-ролевой игре «Правила доктора Неболейко» Задачи: 1. Учить детей заботиться о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих ему вред. 2. Продолжать знакомить детей с профессией.