Арматурный каркас для свайно ростверкового фундамента. Чертежи по армированию ростверка

Произвели все подготовительные работы и смонтировали опалубку для свайно-ростверкового фундамента. В этой же части хотим Вам рассказать и показать нашу работу по установке, монтажу и вязке арматуры углов и свай ростверка в единую конструкцию.

Для начала напомним, что такое ростверк. Это верхняя часть свайного фундамента, распределяющая нагрузку от стен здания на сваи. Ростверк объединяет в единую конструкцию отдельно стоящие , поэтому армирование ростверка – это очень важный и ответственный процесс, к которому необходимо подойти с умом.

Итак, сегодня работа у нас началась с установки изготовленных ранее элементов арматурного каркаса ростверка. Их необходимо было поднять на выставленную опалубку. Оказалось, что это не такое простое занятие, как ожидали. Отдельные элементы составляли более 11 метров. Все части каркаса должны были входить друг в друга таким образом, чтобы потом их можно было правильно связать.

Немного поразмыслив, как удобнее всё сделать, мы пошли по следующему пути. Первоочерёдно вытащили все стяжки опалубки, а если быть точными, то установленные ранее шпильки. С их помощью, выставив шпильки по всему периметру опалубки, мы сделали удобную основу для каркаса. Затем, начиная от больших элементов и переходя к меньшим, мы аккуратно выставили весь каркас на опалубку. Одному справиться, конечно, будет очень тяжело, поэтому лучше заранее подумать о помощниках.

После установки мы срезали лишнюю арматуру, которая выходила за пределы опалубки и самой обычной щеткой сняли всю грязь и ржавчину, которые, к сожалению, появились на нашем каркасе из-за прихотей погоды, а именно затяжных дождливых деньков.

После всех этих манипуляций мы перешли к самому важному – вязке узлов или, другими словами, созданию жесткости узлов соединения. При изготовлении ростверка особое внимание необходимо обратить именно на них, так как от них зависит прочность всей конструкции.

Для вязки узлов общего каркаса ростверка, как и прежде, нам понадобились:

— рубленая вязальная проволока 1,2х400мм (цена 145 руб. за упаковку, 1 кг)

— шуруповерт с вставленным в него самодельным крючком для вязки (гнутая арматура, диаметр 6 мм)

— пассатижи для труднодоступных мест.

В одной из наших статей мы уже рассказывали, как правильно вязать арматуру, так что предлагаем Вашему вниманию освежить память и посмотреть это видео или, если не актуально – перейти дальше.

А дальше мы хотим уделить внимание вязке узлов ростверка, а именно углов и пересечений. Напомним, что вся стройка дома своими руками проводится на основе нашего . Так что работаем строго по ней, правда, иногда для успокоения совести вносим свои дополнения, которые никак не повлияют на общий конструктив.

Итак, нам было предложено 2 схемы вязки арматуры.

Первая схема на фото ниже представляет собой типовые узлы армирования углов и пересечений ростверка с использованием арматурной П-детали.

Вторая схема, также изображенная на фото ниже, представляет собой типовые узлы армирования углов и пересечений ростверка с использованием арматурной Г-детали.

Второй способ нам оказался ближе, и мы решили воспользоваться именно этим вариантом вязки арматуры.

Для каждого угла ростверка нам понадобилось по 6 Г-образных углов из арматуры. На каждое же пересечение нам необходимо по 4 гнутые арматуры. Минимальная длина арматуры от сгиба должна составлять по нашему проекту 48 см в каждую сторону, а соответственно общая длина – не менее 96 см.

По поводу углов. В начале работы мы поняли, что Г-детали лучше вставлять внутрь каркаса, а затем уже производить вязку. Для этого необходимо было сперва раздвинуть продольную арматуру, вставить в нужном количестве Г-детали, сдвинуть, а затем связать при помощи вязальной проволоки и шуруповерта.

Таким образом, было произведено армирование углов и пересечений ростверка. После этого мы спустили каркас вниз в опалубку, начиная с середины и переходя ко внешним сторонам каркаса, и продолжили работу. Необходимо было частично вернуть шпильки для стяжки опалубки на свои места, так как по нашей задумке весь каркас у нас висел именно на верхнем ряду шпилек.

После этого нам необходимо было проармировать место под будущую кирпичную шахту. Армирование уширения под шахту дымохода и вентиляции дополнительно производили сетками в верхнем и нижнем положении из арматуры диаметром 12 мм с шагом 200х200 мм. Как у нас получилось можно увидеть фото ниже.

После вязки углов мы завершили процесс , установив все шпильки на свои места.

В процессе работы мы столкнулись со следующими нюансами. Во-первых, наши сваи, к сожалению, не во всех местах расположены идеально в связи с тем, что при бурении в земле мы наткнулись на массу неприятных инородных тел, из-за которых приходилось сдвигать расположение свай. Таким образом, у нас появились места, где сваи находятся достаточно близко к опалубке и места для установки каркаса ростверка просто не было. В этих местах мы срезали арматуру и связывали её при помощи П-образных деталей с удлиненными концами не менее 50 см в разные стороны. Ниже на фото можно увидеть, как это выглядит в реальности.

В одном месте свая у нас из-за находящейся в земле плиты перекрытия ушла достаточно сильно, но так как на весь дом у нас получилось 36 буронабивных свай, что, по мнению большинства, считается более чем достаточно, то особенно переживать мы не стали. При этом все сваи для несущих стен были в полном порядке, что не могло не радовать.

Затем последовала наша инициатива. Это был как раз тот момент, когда мы действовали во благо своей совести и нервной системы =) Мы решили помимо всей универсальной вязки каркаса, которая была уже выполнена, усилить углы и связки арматуры, торчащие из свай с нашим ростверком.

Как мы усилили жесткость углов ростверка. Для создания жесткости мы добавили в конструкцию вязки углов еще арматурные уголки со сторонами по 40 см, 4 штуки, которые можно увидеть ниже на фото. Уголки мы соединяли с арматурой, торчащей из свай, и каркасом ростверка. Прихватывали примерно в 3-х местах. А также 1 уголок мы использовали для крепежа внешней части угла ростверка. Это также видно на фото ниже.

Со всеми сваями была идентичная ситуация. Все 36 свай мы вязали к ростверку при помощи аналогичных уголков. Вязальную проволоку старались не жалеть, так как это лишний повод успокоить свою совесть и быть уверенным в надежности нашего ростверка.

Перечисленными выше способами мы придали большую прочность нашей конструкции, отвечающей за надежность всего будущего дома. Надеемся, что наши советы Вам помогут в стройке, а наше видео даст ответы на оставшиеся вопросы.

Кстати говоря, не забывайте про , которые необходимо надеть после полного изготовления каркаса. Эта важная мелочь может спасти от многих неприятных моментов, которым мы посветили одну из наших статей.

И напоследок о самом главном. Сколько стоит каркас ростверка, сделанный своими руками? Отвечаем. По нашим расчетам цена нашего каркаса монолитного ростверка составила примерно 18 000 рублей. Отличное сочетание оптимальной цены и качества, в котором Вы уверены.

И, конечно же, если Вам интересна наша стройка дома своими руками, подписывайтесь на наш канал на YouTube и читайте наш блог.

P.S. Заключительную часть статьи про ростверк можно прочитать .

С наилучшими пожеланиями,

Яна и Женя Шигоревы.

Устройство оснований под любое здание – это очень ответственный и важный этап, с которого начинаются основные строительные работы. Рекомендуется производить изготовление фундаментов в строгом соответствии с проектной документацией.

Для монолитных конструкций достаточно важной частью работ является армирование ростверка. От качества связанной арматуры во многом зависит прочность всей конструкции. Произвести армирование можно самостоятельно, предварительно ознакомившись с технологией данного вида работ.

Что такое ростверк

Ростверк – это монолитный элемент основания здания, соединяющий отдельно стоящие столбы или сваи в единую систему. Он изготавливается в виде ленточного фундамента, на который устанавливаются несущие и внешние ограждающие конструкции строения. Лента равномерно распределяет нагрузки по всему основанию здания, которое в свою очередь передаёт их грунту.


Схема устройства ростверка

Ростверк может быть выполнен не только в виде монолитного ленточного фундамента. Также он изготавливается из деревянных, металлических и ЖБИ изделий, расположенных между столбчатыми опорными конструкциями. Такое устройство в виде балок используется гораздо реже, чем монолитное.


Различают висячие и заглубленные конструкции

В зависимости от высоты ростверкового фундамента относительно уровня земли различают висячий и заглубленный варианты устройства. При строительстве заглубленного ростверка выбирается монолитное исполнение. Если изготавливается висячий, то основа ростверка может быть устроена из горизонтальных балок.

Монолитный ростверк содержит в своей основе бетон и арматуру. Армирование занимает основную долю времени при устройстве данного вида оснований. При проведении работ по армированию ленточного фундамента необходимо руководствоваться строительными нормами и правилами 52-01-2003.

Ростверк должен служить надёжной опорой и защищать строение от влаги. Фундамент свайно-ростверковый подходит для строительства зданий с числом этажей не более трёх.

Устройство монолитного ростверка

Чтобы изготовить монолитный ростверковый фундамент, потребуется выполнить несколько этапов работ.

  1. Установка опалубки.
  2. Армирование ростверка.
  3. Бетонирование.
  4. Распалубка.
  5. Гидроизоляция ленты.

Установка опалубки


Опалубку необходимо установить строго под углом 90 градусов

Ростверковый фундамент изготавливается висячим или заглубленным в грунте. От его формы напрямую зависит и конструкция опалубки.

Вне зависимости от конструкции боковые стены опалубки должны быть собраны в строго вертикальном уровне, а углы соответствовать 90°, если проектом не предусмотрено другое исполнение.

При изготовлении ленты в земле можно использовать грунт вместо опалубки, как опору для будущего фундамента. Выше уровня земли собирается опалубка чаще всего из досок или фанеры. Она сколачивается или стягивается таким образом, чтобы бетон не выдавил доски и не растёкся в процессе его укладки. Та часть фундамента, которая выступает над землёй, будет ограждена такой конструкцией.

Если выбран висячий вариант устройства ростверка, тогда необходимо предусмотреть в опалубке качественное основание. Его требуется рассчитать, исходя из нагрузки, которую оно должно выдержать. Нагрузка определяется массой бетона и арматуры. Также необходимо учесть механические воздействия на конструкцию от вибрирования бетона в процессе его заливки.

Боковые стены опалубки должны быть крепко собраны. Для этого могут быть использованы поперечные стяжки, распорки, трубки со шпильками и другие материалы, которые обеспечат надёжность конструкции.

Некачественная опалубка может привести к срыву процесса укладки бетона. Это недопустимо в строительстве, но часто происходит из-за халатного отношения к этой части работ.

Армирование ростверка


Армирование конструкции

Армирование ростверка свайного или столбчатого фундамента является одним из самых ответственных этапов устройства основания под здание.

В качестве основного материала для армирования фундаментов используется периодическая металлическая арматура. В последнее время её начали заменять композитной стеклопластиковой. Стоит отметить, что стеклопластиковая арматура не подходит для висячих конструкций. Она хороша там, где имеется опирание на грунт.


Арматуру сваривают в балки

Арматура связывается или сваривается в отдельных случаях в каркасы, так называемые балки. Существует несколько видов балок. Тип армирования, а значит и вид балок, определяется на стадии проектирования.

При самостоятельном строительстве, когда отсутствует проект, и нет возможности обратиться к специалистам, есть вариант воспользоваться онлайн калькулятором армирования. Желательно найти в интернете несколько таких онлайн программ и произвести расчёты в каждой, чтобы, сравнив данные, определить погрешность в подсчётах. Рассчитав армирование по внесённым параметрам фундамента, можно приступить к работам.

Армирование монолитного ростверка в самом распространённом виде состоит из прямых продольных и поперечных стержней, которые соединены между собой вязальной проволокой или сваркой. Чтобы правильно произвести соединение конструкции из арматуры изготавливаются хомуты и П-образные изделия. Они являются связующими элементами в узлах арматурного каркаса.

Чтобы узнать, как правильно изготавливаются арматурные каркасы и их узлы, необходимо ознакомиться с руководством по конструированию бетонных и железобетонных конструкций из тяжёлого бетона (без предварительного напряжения).

Армирование свайно-ростверковых фундаментов невозможно без соединения арматуры свай с каркасом ростверка. При устройстве свайного поля на стадии армирования вертикальные стержни изготавливаются с припусками по высоте. При монтаже арматурного каркаса ленточного фундамента выпущенные из свай пруты загибаются на нужном горизонтальном уровне и связываются с основным каркасом. Таким образом, достигается цельность конструкции. Все подробности по заливке свайно-ростверкового фундамента смотрите в этом видео:

Нельзя нагревать металлическую арматуру для того, чтобы согнуть её. Для сгиба необходимо использовать специальные приспособления или трубогибочный станок.

Бетонирование ленты


Заливать бетон в опалубку нужно без перерыва, чтобы получился качественный монолит

Ростверковый фундамент заливается бетоном единовременно без перерыва в работах до полного их завершения. Категорически запрещено делать разрывы по длине фундамента. Единственным разрешённым действием является разрыв по высоте ростверка. После заливки 150-200 мм слоя по всему объёму ленты делается перерыв в работах.

Перед продолжением строительных работ необходимо дождаться, когда бетон наберёт минимально допустимую прочность. Затем требуется счистить верхний слой, так называемого бетонного молочка, и только после этого продолжать бетонирование ленты.

Важно производить работы так, чтобы в бетонной массе не было никаких пор. Требуется, чтобы бетон заполнил всё пространство в опалубке. Не должно остаться ни одного воздушного кармана внутри ростверка.

Распалубка


Важно не снимать опалубку раньше времени

Можно один раз пренебречь этим процессом и произвести его раньше времени, чтобы понести убытки, которые ощутимо скажутся на строительном бюджете.

При преждевременной распалубке фундамент может дать трещину, что не оставит практически никаких вариантов, кроме его демонтажа. В таком случае потребуется устройство нового основания, соответственно затраты на строительство значительно вырастут.

Бетон набирает прочность в зависимости от его марки и температуры окружающей среды. Идеальной считается температура 20°С, в таких условиях бетон марок М200-300 наберёт 100% прочность за 28 дней.

Данные по набору бетоном прочности представлены в таблице.

Процент прочности бетона в зависимости от температуры
Марка бетона Срок твердения, суток -3°С 0°С +5°С +10°С +20°С +30°С
1 3 5 9 12 23 35
2 6 12 19 25 40 55
М200-300 на портландцементе М-400 и М-500 3 8 18 27 37 50 65
5 12 28 38 50 65 80
7 15 35 48 58 75 90
14 20 50 62 72 90 100
28 25 65 77 85 100 -

Из таблицы видно, что при низких температурах целесообразно использовать бетон с добавками для быстрого набора прочности. Это немного увеличивает его стоимость, но и значительно ускорит строительный процесс.

Допускается производить распалубку при наборе бетоном прочности не менее 50%.

Гидроизоляция ленты

При висячем ростверке можно использовать обмазочную гидроизоляцию. В заглубленном исполнении есть возможность уложить рулонную гидроизоляцию в землю перед заливкой бетона и после распалубки верхней части полностью закрыть ей фундамент. Подробнее о гидроизоляции ростверковой конструкции смотрите в этом видео:

Важно защитить основание от влаги. Если фундамент впитает воду, то в зимнее время при минусовых температурах во время расширения замерзающей воды в нём будут образовываться микротрещины. Этого необходимо избежать.

Ошибки при армировании и как их избежать


Не стоит армировать углы перекрещивая арматуру

Существует ряд ошибок, связанных с армированием, которые допускают неопытные строители в целях экономии или просто по незнанию строительных норм и правил. Ниже приведены самые часто повторяющиеся из них.

  1. Уменьшение диаметра буронабивной сваи, по мнению некоторых строителей, должно сопровождаться уменьшением количества вертикальных стержней арматуры, к которым впоследствии должен крепиться каркас ростверка. Уменьшение припуска вертикальных стержней.
  2. Армирование угловых участков перекрещиванием прямых прутьев арматуры. Так поступают многие, чтобы не усложнять вязку каркаса.
  3. Несоблюдение шага установки перемычек при армировании ростверка. Пропуск необходимых соединений. Подобное часто происходит в целях экономии.
  4. Отклонение арматурного каркаса от центральной оси. Это приведёт к неравномерной несущей способности основания.Такие вещи часто случаются из-за банальной халатности. Все тонкости армирования свайного фундамента, смотрите в этом видео:

Решения вышеперечисленных ошибок приведены ниже.

  1. Диаметр сваи не должен быть менее 300 мм, а количество вертикальных стержней ниже 4, припуск арматуры под ростверк должен быть не менее 0,5 м.
  2. Для правильного соединения узлов балок следует изготовить гнутые П- и Г-образные детали, которыми требуется соединять угловые элементы.
  3. При устройстве арматурного каркаса должен соблюдаться шаг от 200 до 400 мм между перемычками. Точный размер шага определяется на стадии проектирования.
  4. Требуется производить все измерения с использование строительных уровней, чтобы каркас был выставлен относительно центральной оси.

Армирование – это значимая часть процесса строительства. Важно всё и качество материалов, и опыт строителей, и наличие рабочей документации.

Несоблюдение правил армирования может привести к самым серьёзным последствиям. Этот этап строительства один из самых ответственных.

При производстве строительных работ любая ошибка приводит к уменьшению срока эксплуатации здания без необходимости ремонта. Это в лучшем случае. В худшем, ещё на стадии возведения здания оно подвергается перестройке.

Для достижения максимальных сроков эксплуатации требуется соблюдать строительные нормы и правила, не допуская отклонений от проекта. Строительство объединяет в себе комплекс мероприятий, которые необходимо соблюсти для достижения желаемого результата. По возможности лучше доверить такую работу профессионалам.

Армирование свайно-ростверкового фундамента для частного дома и сам свайный фундамент используют при возведении постройки в нестандартных условиях. Это может быть большое количество подземных вод, сильные перепады высоты, или слабый, не способный должным образом выдерживать давление постройки, грунт. Этот тип также используют при строительстве в зоне вечной мерзлоты. При таких условиях использовать монолитный или ленточный фундамент невозможно или слишком затратно.

Другие типы фундамента являются цельными, монолитными конструкциями и благодаря этому равномерное распределение веса постройки происходит без использования дополнительных приспособлений. Свайная конструкция же разделена на части, на каждую из которых производится разное давление, вследствие чего одни сваи могут проседать больше, чем другие, тем самым создавая угрозу целостности постройки. Для того чтобы объединить отдельные сваи в прочную и целостную конструкцию, вне зависимости от их типа, используют ростверковую плиту. При таком устройстве фундамента, основное давление приходится именно на ростверк, который перераспределяет нагрузку и передает ее на сваи.

Проводится армирование свайно-ростверкового фундамента, затем плита формируется из бетона. Для частного дома армирование является обязательным элементом. Дело в том, что бетон сам по себе - очень прочный материал и отлично выдерживает нагрузки на сжатие. Но при растяжении или на изгибах, он имеет свойство трескаться и деформироваться, так как недостаточно пластичен. Для того чтобы это предотвратить, всю конструкцию укрепляют армирующим каркасом, состоящим из отдельных металлических прутьев. Пластичность металла придает фундаменту необходимые свойства и делает его более прочным и надежным.

Виды ростверка

Существует два основных типа ростверка:


Выбор арматуры

На нижнюю часть ростверка чаще всего приходятся наиболее сильные нагрузки, поэтому нижний слой армирующего каркаса собирается из толстых прутьев рифленого типа, их диаметр должен быть не менее 2см. Верхняя часть армирования свайно-ростверкового фундамента для частного дома в основном выполняет функцию перераспределения давления, поэтому для ее формирования достаточно арматуры толщиной до 1 см. Для выполнения армирующих работ используются различные типы арматуры:

  • А1 - арматура, обладающая гладкой поверхностью и относительно небольшим диаметром. Такие прутья могут быть использованы в местах каркаса, где не предвидится сильных нагрузок, а также для создания основы конструкции.
  • А3 - арматура с неровной поверхностью. Это прутья с диаметром от 1 см. Они обладают повышенными прочностными характеристиками и диаметром от 1 см. Существует 2 основных вида рифленой арматуры: с кольцевидным профилем - для повышенного сцепления с бетоном и с серповидным профилем - для противодействия деформации растяжения. Также могут быть смешанные варианты, обладающие преимуществами обоих типов.

Для того, чтобы выполнить армирование свайно-ростверкового фундамента для частного дома, используются два типа соединения - сварка и вязка проволокой. Таким образом при выборе металлических прутьев обращайте внимание на то, каким образом они будут скрепляться с другими. Для сварки подходит только арматура с маркировкой «С».

Сварка неподходящей арматуры может привести к потере материалом прочности, эластичности и появлению повышенной склонности к коррозии, что негативно скажется на состоянии всего фундамента.

Схема армирования ростверка свайного фундамента

Выполняя армирование ростверка свайного фундамента, чертеж необходимо составить до начала строительных работ. При создании чертежа, следует учитывать то, что в местах, где ростверк соединяется со сваями, присутствуют повышенные нагрузки, такие места требуют дополнительного усиления, путем увеличения частоты укладки горизонтальной арматуры в 2 раза. Процесс укладки арматуры будет отличаться в зависимости от типа ростверка.

  • Для ростверка ленточного типа создание чертежа армирования ростверка свайного фундамента осуществляется довольно легко. Для его выполнения следует учитывать ширину и высоту ленты. Стандартное расстояние между горизонтальными прутьями - 8-10 см. Они укладываются в два слоя - верхний и нижний, которые соединяются между собой более редкими вертикальными прутьями.
  • Для монолитного ростверка используется армирование повышенной прочности. Для этого по всей площади дома, укладывается арматура диаметром от 20-25 мм. Шаг укладки составляет от 10 до 15 см, в зависимости от типа постройки. Помимо стандартных вертикальных и горизонтальных элементов, в конструкции такого каркаса для дополнительно усиления присутствуют также уложенные крест-накрест прутья, предназначенные для того, чтобы максимально упрочнить армирование ростверка свайного фун дамента.

Чертеж допускает наличие только нижнего слоя армирующего каркаса, так как именно он, как и в случае с ленточным ростверком, принимает все нагрузки на себя. Верхняя сетка часто отсутствует совсем или остается только в виде тонких дополнительных прутьев.

Для получения максимально точных расчетов нужно учитывать не только вес будущего строения, но также вес кровли, бетонных перекрытий и дополнительных нагрузок, которые проявятся в будущем. Мебель, оборудование, осадки и количество людей, которые будут находиться в здании одновременно.

Таким образом, выполняя армирование-ростверка свайного фундамента, чертеж дает вам всю необходимую информацию о количестве нужных для проведения работ материалов и типе арматуры.

Армирование свайно-ростверкового фундамента

Прутья, выпущенные из свай, используются для соединения армирующего ростверка каркаса и свайной конструкции. Все элементы скрепляются между собой путем сварки. При формировании каркаса следует четко следовать составленному чертежу ростверка свайного фундамента и следить за соответствием стандартам. Арматура укладывается в два слоя, которые должны быть скреплены между собой, вертикальными стержнями. Они могут быть не слишком толстыми и иметь гладкую поверхность, так как практически не подвергаются нагрузке и предназначены исключительно для создания основы и формы каркаса.

Армирование-свайно-ростверкового фундамента для частного дома происходит в несколько этапов:

  • Обустройство траншей между сваями. В эти траншеи следует последовательно засыпать и утрамбовать песок и мелкофракционный щебень. Это делается для того, чтобы давление ростверка в дальнейшем передавалось не прямо на грунт, а на поддерживающую подушку.

    Сборка опалубки. Внимательно проследите за тем, чтобы на поверхности опалубки не было никаких трещин или щелей, это приведет к вытеканию раствора.

    Армирование нижней части свайно-ростверкового фундамента для частного дома. Эта часть должна быть особенно прочной, так как именной на низ ростверка приходятся основные нагрузки.

    Монтаж вертикальных прутьев и дополнительных поддерживающих элементов.

    Сборка верхней части каркаса.

    Скрепление всех отдельных частей каркаса проволокой и при необходимости сваркой.

    Заливка конструкции бетоном.

Заливка бетоном

После завершения формирования арматурного каркаса, можно приступать к заливке плиты бетоном. Бетон, при формировании бетонной основы ростверка, должен быть использован марки не меньше, чем М250 или М300. Такой бетон обладает достаточной прочностью и используется для заливки фундаментов, лестниц, колонн и других конструкций, от которых требуется максимальная надежность. Рассчитывать необходимое количество бетонной смеси для проведения строительных работ нужно учитывая процент усадки бетона после застывания.

Выполняя армирование свайно-ростверкового фундамента для частного дома, крайне важно выполнить все расчеты с максимальной точностью. Нехватка необходимых для продолжения работ материалов может привести к прерыванию строительного процесса. Впоследствии это негативно скажется на прочностных характеристиках фундамента, так как неравномерно застывший бетон склонен к появлению трещин и деформации. В свою очередь лишний бетон – это выброшенные впустую деньги.

Бетон набирает необходимую прочность по истечению 28 дней, но ходить по нему можно уже через неделю. Стоит заметить, что через месяц после заливки бетон резко теряет скорость застывания, однако постепенно делается все прочнее на протяжении многих лет.

Основные ошибки

Для того, чтобы ростверк был максимально устойчивым к воздействию любых негативных факторов и исправно выполнял свои функции, при проведении работ следует строго придерживаться технологии, указанной в стандартах. Также следует избегать часто совершаемых ошибок:

    Не целостная структура опалубки.

    Сварка непригодной для этого арматуры или арматура слишком маленького диаметра.

    Утечка бетонного молочка из-за отсутствия полиэтиленового покрытия залитой конструкции.

    Неверноеармирование ростверка свайного фундамента, чертеж выполнен без необходимых расчетов.

    Слишком большое расстояние между горизонтальными прутьями.

    Отсутствие гасящей давление на грунт подушки между сваями.

Несмотря на то, что свайно-ростверковые фундаменты пользуются популярностью среди застройщиков, это довольно специфическая конструкция. Расчет такого основания сделать самостоятельно сложно, для этого необходимо подключать специалистов, которые имеют опыт работы в сфере, могут подготовить грамотный чертеж основания с четкими данными о типе ростверка, размерах и материале свай, а также расстояниях между конструктивными элементами.

Существует несколько популярных видов фундамента с ростверком: ленточный, плитный и свайный. Все они отличаются между собой конструкцией, несущими характеристиками и прочностью, используются на различных типах грунтов, а поэтому и схема их монтажа разнится. Но единственный общий момент, который обеспечивает максимально возможную несущую нагрузку на основание такого типа – правильное армирование.

Оно должно обязательно быть указано в чертеже, где также должен быть произведен расчет арматуры, ее длины и толщины, способа соединения прутьев. Соответственно, весь процесс армирования нужно выполнять строго по чертежу, соблюдать все расчеты, чтобы потом фундамент не разрушился из-за несоблюдения технологии.

Армирование плитного и монолитного ростверка

Если нужно выполнить армирование монолитного ростверка, тогда укладка горизонтальных поясов делается в два отдельных ряда при расстоянии в 20-30 см. Между поясами нужно предусмотреть продольные линии связи с проволоки или арматуры, места соединения скрепить болтовыми зажимами.

При расчете арматуры берется во внимание количество горизонтальных поясов, а также наличие вертикальных соединительных групп. Как правило, вертикали устанавливают с шагом в 20 см, но это правило иногда обходят за счет использования более мощной проволоки.

В схеме армирования монолитного ростверка всегда предусматриваются пояса. Каркас делается пространственным, т.е. используются вертикальные пучки нарезанной арматуры. Длину подбирают такую, чтобы прутья не выступали за пределы ростверка.

Как правило, вертикальные стержни соединяются с горизонтальным поясом гибкой проволокой. Армирование ростверка будет завершено, когда будут уложены и соединены между собой все стержни и тщательно защищен нижний слой. Затем можно начинать заливку ростверка бетонным раствором.

Армирование ленточного ростверка


Схема армирования ленточного ростверка практически ничем не отличается от монолитного. Первое отличие – монолитный имеет единую армированную плиту под периметром здания. А ленточный сооружается по периметру только несущих стен и там армируется. Соответственно, при расчете армирования ленточного фундамента учитывается меньшее количество арматуры, а также используемого бетонного раствора.

Второе отличие – способ установки опалубки, т.к. это двухсторонняя защитная плоскость, которая существенно ограничивает возможности доступа к арматуре.

Армирование выполняется только способом соединения вязальной проволокой – сварка недопустима.

При разработке чертежа армирования ленточного ростверка, прорабатывается отсутствие мест провисаний прутьев, а также вертикальные армирующие пучки. Во время заливки бетоном все прутья должны стоять именно в тех местах, где это указано на схеме. Любые смещения недопустимы, а поэтому соединение должно быть жестким.

Третье различие между ленточным и монолитным ростверком — способ армирования. В монолитной конструкции соединяются все оголовки, а в ленточной – только соседние конструкции, а поэтому расчет ленточного основания выходит дешевле.

Особенности выполнения работ

Ключевая проблема, какая возникает при расчете и строительстве фундамента, – неправильный выбор сечения самого ростверка. Нужно всегда учитывать наличие воздушной подушки под плоскостью ростверка.

Также некоторые проектировщики, особенно без опыта, могут в схеме совместить элементы плитной и ленточной конструкции. Если зимой возникнет вспучивание почвы, тогда лента фундамента поднимется, а плиты – нет. В результате случится разрыв свай и быстрое разрушение основания.

Если нужно сделать расчет поперечного сечения ростверка и размера свай, тогда нужно сначала разработать проект дома со спецификациями несущих стен и перекрытий. За счет этих данных проводится расчет допустимых нагрузок на будущее основание, подбирается тип заводский свайных элементов и уже затем подбирается толщина плиты ростверка.

Если выбор остановлен на ленточном типе основания, тогда толщина ростверка соответствует толщине несущих стен или может быть немного больше за счет утепления и декоративного оформления. Если такое основание строится на площадке с уклоном, тогда сразу подбираются сваи различной длины.

В некоторых случаях уклон площадки слишком большой. В таких случаях использовать сваи очень большой длины не рекомендуется, ведь возможно возникновение горизонтальных разрывов даже посередине сваи. В таких случаях строят ступенчатый фундамент, где предусмотрено углубление опорных стержней на глубину до 25 см, а опора вводится на 5-7 см.

При выборе ступеней также определяются сразу с толщиной кладки стены, а также места расположения опор. Тут нужно помнить, что края ступеней не должны опираться на опоры. Поэтому сваи устанавливаются полностью в свободном порядке. Арматура устанавливается на одной плоскости со зданием, расположение ее должно быть в самих ступенях, соединение – гибкое, без сварки.

Армирование плитного фундамента

При расчете необходимого количества арматуры, нужно воспользоваться типом и формой будущего основания. Эти характеристики железобетонной основы можно получить, определившись с будущей нагрузкой на фундамент и несущими характеристиками почвы. Часто используются ребристые прутья в горизонтальных и вертикальных поясах, т.е. арматура класса А3 с толщиной 10 мм.

При обустройстве армирующих поясов можно использовать прутья и большей толщины. Ведь чем они толще, тем фундамент получится прочнее. Также проектировщик при расчете должен учесть особенности почвы, тип будущего здания, его этажность и площадь. Если грунт плотный, то степень деформации основания будет меньше. Если же почва рыхлая, тогда в сваях и в ростверке нужно применять арматуру с диаметром 14-66 мм и более.

Шаг сетки для всех типов армирования составляет 20 см.