Математический проект воспитателя старшей группы. Педагогический проект по фэмп для детей старшего дошкольного возраста «в стране умных игр

Екатерина Семиряжкина
Проект для старшей группы «В мире Математики»

Актуальность проекта

Родителей и педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Среди учебных предметов, вызывающих повышенные трудности в усвоении, математика занимает одно из первых мест. Это обнаруживается уже в дошкольном возрасте, но особенно четко наблюдается в процессе обучения в начальной школе. Абстрактный характер математического материала, который необходимо анализировать, обобщать, делая определенные выводы, недостаточное владение математической памятью создают особые трудности в освоении математики. Содержание учебного материала по отдельным разделам программы для многих детей оказывается непосильным, а медленный темп продвижения не позволяет им полностью усваивать программу в установленные сроки.

Математика для детей имеет наиболее важное значение, в плане развития памяти, и дальнейшего восприятия математической информации. Для более эффективного внедрения математики в сознание ребенка, изучение ее должно начинаться, безусловно, в детском саду. Причем не надо бояться серьезных геометрических фигур и прочего. В этом возрасте мозг ребенка улавливает все до мелочей, и если порой малыш не все понимает, это не страшно, все равно какая-то часть учебного процесса закладывается у него в памяти, мозг начинает привыкать к новым данным. Постепенно, после повторений, ребенок с легкостью уже будет различать геометрические фигуры, научиться прибавлять и вычитать.

Очень важно в этом плане иметь правильный подход, заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, иначе строгие занятия быстро станут малышу скучным проведением времени, и он не захочет больше к этому возвращаться.

Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Почему же многим детям так трудно дается математика не только в начальной школе, но уже сейчас, в период подготовки к учебной деятельности

В современных обучающих программах важное значение придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности, а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи. Чтобы ребёнок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля, уже сейчас, в дошкольный период, нужно готовить ребенка соответствующим образом.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, как раз то, что и требуется в нашем современном мире.

Проектная работа способствует развитию компетентностей, которые будут востребованы не только в будущей профессиональной деятельности, но и в социальной жизни человека.

Цель проекта:

создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи проекта:

Образовательные:

Формирование умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающие:

Развитие мыслительных операций: аналогии, систематизации, обобщения, наблюдения.

Воспитательные:

Воспитание интереса к математике, формирование умения трудиться в коллективе.

Участники проекта:

Воспитатели

Дети старшей группы

Родители

Ожидаемый результат:

Использование в работе игровых ИКТ заданий;

Создание в каждой группе математических уголков;

Расширение математических знаний, умений и представлений при помощи мультимедиа;

Срок реализации проекта:2 недели

Реализация проекта:

Первый день:

1. Выставка литературы по теме «В мире Математики»

2. Д/и «Подбери фигуру»

Второй день:

2. Д/и «Подбери игрушку»

3. Чтение р. н. с. «Волк и семеро козлят»

Третий день:

1. Конкурс детских рисунков по мотивам сказки «Три поросёнка»

2. П/и «Найди свой домик»

3. НОД «Играем с Машей и Медведем»

Четвёртый день:

1. Д/и «Назови и сосчитай»

2. Просмотр диска «Математика для дошкольников»

3. НОД «Путешествие на Планету Радости»

Пятый день:

1. Чтение Ш. Перро «Дюймовочка»

2. П/и «Куда пойдёшь и что найдёшь»

Шестой день:

1. Развивающая сказка «Четыре лебедя»

2. П/и «Переправа»

3. Просмотр мультфильма «Козлёнок, который считал до десяти»

Седьмой день:

1. НОД «Приключения Колобка в стране Математики»

2. Конкурс поговорок на тему «Весёлые числа»

Восьмой день:

1. Развивающая сказка «Умная неделя»

2. П/и «Сосчитай правильно»

Девятый день:

1. Д/и «Расскажи про свой узор»

2. Конкурс на тему «Математические задачки – шутки»

Десятый день:

1. Досуг «В мире Математики»

На протяжении всего проекта

1. Разгадывание загадок

2. Заучивание стихов

3. Математические пословицы и поговорки

Литература:

1. Детская энциклопедия «Я познаю мир». Москва, издательство АСТ,1997

2. Журнал «Ребёнок в детском саду» №3 2011

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №5 2012

4. Интернетресурсы

5. Лебеденко Е. Н. «Формирование представлений о времени» Санкт-Петербург «Детство-пресс» 2003

6. «Математика для дошкольников» Выпуск №2

7. Учебно-дидактический комплект «Игровая математика»

8. Шорыгина Т. А. «Точные сказки» Москва 2004 развивающая сказка «Четыре лебедя»

9. Шорыгина Т. А. «Точные сказки» Москва 2004 развивающая сказка «Умная неделя»

Публикации по теме:

Занятие по математике для старшей группы «Путешествие в страну Математики» Занятие по математике для старшей группы: «Путешествие в страну Математики» Цель: 1. Упражнять в количественном и порядковом счете, пространственной.

Конспект НОД для детей старшей группы «В королевстве Математики» НОД с детьми старшей группы по теме: «В королевстве Математики» Цель:повышение уровня интеллектуального развития детей старшего дошкольного.

Тема: «Путешествие в королевство Математики» Цели: Развитие интереса к математике, на основе познавательной активности и любознательности.

Конспект НОД по ФЭМП с детьми старшей группы КВН «Мы – математики» Участвуют две команды детей: «Умники» и «Знатоки» Цель. Проверить.

Математический проект «В мире форм» для старшей группы Пояснительная записка. Изучая геометрию, дети отвлекаются от реальной действительности: среди всех их свойств они рассматривают только размер,.

Eкатерина Eськова
Проект «Сказочная математика» для детей средней группы.

Визитная карточка проекта

Руководитель проекта

Фамилия, имя, отчество Дидиченко Екатерина Олеговна

Город, область п. Заречный, Белореченского района

Номер, название ДОУ МАДОУ Детский сад 12

Описание проекта

Название темы проекта

Проект "Сказочная математика "

Проект рассчитан на 6 месяцев. Потребность введения в практику инновационных педагогических идей по формированию у детей математических представлений . Очень важно не пропустить тот момент, когда ребёнок начинают уставать и не хотят заниматься, и использовать в ООД персонажей кукольного театра. Включение в занятия по формированию элементарных математических представлений элементов кукольного театра вносит в занятия разнообразие и повышает интерес к нему. Использование театра оказывает благотворное влияние на детей

Средняя группа

Продолжительность проекта

6 месяцев

Основа проекта

Образовательные стандарты

В соответствии с ФГОС.

Планируемые результаты обучения

Организация проектной деятельности детей позволит осуществить интеграцию практически всех образовательных областей, решить поставленные цели, а самое главное активизировать и удовлетворить познавательные интересы детей в области математики , самостоятельную деятельность, двигательную активность. В результате проектной деятельности у воспитанников, должна повыситься мотивация к изучению математических представлений , повысится уровень воспитательно-образовательной деятельности, что способствует развитию их творческой инициативы. В результате проделанной работы у дошкольников развиваются навыки взаимодействия и сотрудничества, артистические способности, диалогическая речь, проявление творческих способностей.

Вопросы, направляющие проект

Проблемные вопросы учебной темы 1. Как с помощью кукольного театра можно изучать математику .

Пояснительная записка.

Духовная жизнь ребёнка полна лишь тогда, когда он живёт в мире сказок , творчества, воображения, фантазии. Театрально - игровая деятельность является ярким эмоциональным средством , воздействующим на воображение ребёнка словом, действием, музыкой и изобразительным искусством. Кукольный театр доставляет детям большое удовольствие, приносит много радости. Однако, нельзя рассматривать спектакль, только, как развлечение. Восприятие кукольного спектакля - сложный психологический процесс, который формирует и умственные способности детей – развивает память , речь, усиливает навыки элементарных математических способностей . В педагогическом процессе нельзя опираться на усвоение детьми определённой суммы знаний, необходимо развивать их познавательную активность, способность к творчеству.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта ребёнка играет математическое развитие . Математика обладает уникальным развивающим эффектом. Ее изучение способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций; формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности. Математика – один из наиболее трудных учебных предметов. Потенциал педагога дошкольного учреждения состоит не в передаче тех или иных математических знаний и навыков , а в приобщении детей к материалу , дающему пищу воображению, затрагивающему не только чисто интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребёнка. Педагог дошкольного учреждения должен дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное познать радость при преодолении трудностей.

Однако проблема формирования и развития математических способностей детей - одна из наименее разработанных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Обучению дошкольников основам математики отводиться важное место.

Традиционно проблему усвоения и накопления запаса знаний математического характера в дошкольной педагогике связывают в основном с формированием представлений о натуральном числе и действиях с ним (счёт, присчитывание, арифметические действия и сравнение чисел, измерение скалярных величин и др.). Формирование элементарных математических представлений является средством умственного развития ребенка, его познавательных способностей.

Для ребёнка-дошкольника основной путь развития - эмпирическое обобщение, т. е. обобщение своего собственного чувственного опыта. Для дошкольника содержание должно быть чувственно воспринимаемо, поэтому в работе с дошкольниками так важно применение занимательного материала (стихи, знания из истории математики , задания на развитие логического мышления, математические праздники и развлечения). Элементы театральной математики , маскирует ту математику , которую многие считают сухой, неинтересной и далёкой от жизни детей . Ребёнку на занятиях нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности.

На занятиях по математике стихи , рассказы о цифрах , фигурах и т. д. оказывают влияние на развитие речи, требует от ребёнка определённого уровня речевого развития. Если ребёнок не может высказывать свои пожелания , не может понять словесную инструкцию, он не может выполнить задание. Интеграция логико-математического и речевого развития основана на единстве решаемых в дошкольном возрасте задач.

Именно через использование элементов театральной математики , отражаются и развиваются знания и умения, полученные на занятиях по математике , воспитывается интерес к предмету.

В индивидуальной работе по формированию элементарных математических представлений использую пособие воспитателя МДОУ «Детский сад № 37» города Лысьва, Пермского края - Косолаповой Любови Анатольевны – «Математический театр » .

«Математический театр » предназначен для работы по развитию и закреплению математических представлений у детей 3-7 лет (пространственных, количественных, о величине, о сенсорных эталонах и др.) в совместной игровой деятельности с детьми, на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности. Использование в работе данного пособия позволяет содействовать развитию навыков взаимодействия и сотрудничества, артистических способностей, диалогической речи, проявлению творческих изобразительных способностей.

Пособие представляет собой цветную металлическую пластину с магнитами. К ней прилагаются фигурки разных сказочных персонажей , декораций (деревьев, домиков и др.) разной формы, цвета и величины, Можно организовать совместную творческую деятельность с детьми, создавая на данной плоскости рисунки из цветной крупы, закрепить пространственные представления и представления о цвете и величине.

Для изучения программного материала вместе с детьми использовала следующие сказки :

1. Количество и счёт - обыгрывание потешки «Пальчик, пальчик, где ты был?»

2. Порядкового счёта - ««Волк и козлята» , «Заяц, петух и лиса» ,

3. Геометрические фигуры - «Колобок» , «Огуречик» , обыгрывание загадок об овощах.

Использование театра оказывает благотворное влияние на детей . В театрализованной игре ребёнок воспроизводит знакомые литературные сюжеты и это тренирует память, активизирует мышление. Дети преодолевают робость и смущение, мобилизуют своё внимание. Ребята быстрее соображают и решают те или иные задачи.

Цель проекта : развитие умственных, познавательных способностей средствами эстетического воспитания.

Планируя и реализуя проект , были поставлены задачи :

Используя кукольный театр, закрепить элементарные математические представления о числах, геометрических фигурах, через тесную связь восприятия и познания окружающего мира.

Изучить потребности и желания детей в выборе темы (сказки ) для обыгрывания.

Вызвать интерес, желание принимать активное участие в творческих театрализованных постановках.

Развить творческие способности : выразительность речи, движений, изобразительные навыки.

Использовать специфику театрализованной деятельности, как образовательной технологии.

Воспитать бережное, внимательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к миру вещей, миру природы.

Предмет и исследования : педагогическое условия, необходимые для эффективного использования театрализованной деятельности для формирования математических представлений .

Гипотеза проекта : если реализовать многогранные возможности театрализованной деятельности, то возможна более качественное усвоение математических представлений у детей дошкольного возраста.

Предполагаемый результат

Повышение уровня мотивации к занятиям.

развиваются навыки взаимодействия и сотрудничества, артистические способности, диалогическая речь, проявление творческих способностей.

Творческое самовыражение воспитанников.

активизировать и удовлетворить познавательные интересы детей в области математики .

Методы проекта : познавательные игровые занятия; игры-сказки ; работа с математическим пособием .

Тип проекта :

обучающий, творческий.

По числу участников проекта : группа (23 ребёнка) .

По времени проведения : 6 месяцев.

По характеру контактов : в рамках ДОУ.

Вся работа строилась в три этапа :

1. Подготовительный : совместное определение детьми и воспитателями цели проекта , мотива предстоящей деятельности, прогнозирование результата. Были пополнены дидактическими пособиями и новыми героями сказок театральный уголок

2. Второй этап - реализация проекта через разные виды деятельности. Виды детской деятельности : Игровая деятельность :

Хороводные игры : «Теремок» , «У Маланьи, у старушки…» , «Колобок» .

. Настольные игры : «Найди пару» , «Найди друг друга» , «Весёлый счёт» .

. Музыкальные игры : «Лесенка» , «Научи матрёшку считать» , «Слушай и хлопай» , «Учёный кузнечик» .

Пальчиковые игры (на закрепление счёта) .

Подвижные игры : «Волк и зайцы» , «Третий лишний» , «На одной ножке по дорожке» , «Ловишки на одной ноге» ,

Заучивание считалок, стихов, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта.

Драматизация сказок : «Теремок» , «Колобок» , «Репка» , «Волк и семеро козлят» , «Три поросёнка» .

Чтение русских народных сказок : «Три медведя» , «Волк и семеро козлят» , «Теремок» , «Колобок» , «Репка» .

Математический театр .

Настольный театр по сказкам : «Колобок» , «Теремок» , «репка» , «Три медведя» .

Пальчиковый театр (потешки) .

Использование фланелеграфа.

Циклы занятий по теме : «Цифры» , «Геометрические фигуры» , «Количество и счёт» , «Сравнение по ширине и высоте»

3 этап – показ презентации «Сказочная математика » .

05.03.17

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №33

п. Новый Надеждинского района»

ТЕМА: «Математика повсюду, математика везде»

воспитатель МБДОУ ЦРР ДС № 33.

п. Новый

2016 г.


ТИП ПРОЕКТА

УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА

ХАРАКТЕР УЧАСТИЯ

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ

практико-ориентированный

воспитанники дошкольного возраста, педагоги

активная деятельность детей, сотрудничество с воспитателями

долгосрочный (реализуется в течение учебного года)

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЕКТА


Паспорт проекта

Название проекта: «Математика повсюду, математика везде».

Тип проекта: практико-ориентированный, познавательный, творческий, игровой.

Срок реализации : долгосрочный (в течение 2016/2017 учебного года)

Место проведения: МБДОУ ЦРР ДС № 33 п. Новый

Целевая аудитория: дети старшего дошкольного возраста, их родители

Охватываемые образовательные области (ОО):

познание, чтение художественной литературы, коммуникация, социализация, музыка

Структура проекта. Актуальность.

В современном мире технический прогресс развивается очень быстрым темпом, нас со всех сторон окружают компьютеры, цифры и алгоритмы, практически любая работа требует от человека знания компьютерных технологий, причем все более глубоко, поэтому в наше время математика востребована как никогда раньше. Математика – один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни. Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.


Цель:

Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста в организованной и самостоятельной деятельности детей.


Задачи проекта.

Обучающие задачи:

  • развивать умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
  • развивать умение соотносить число (в пределах 10) с количеством предметов.
  • закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры.
  • закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету.
  • совершенствовать умение называть части суток, последовательность дней в неделе.
  • совершенствовать умение выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходств и различия отдельных предметов и совокупностей.

Задачи проекта.

Развивающие задачи:

  • развивать смекалку, зрительную память, воображение, умение сравнивать и анализировать. Способствовать формированию мыслительных процессов, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания. Развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей.

Задачи проекта.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.

Предполагаемый результат:

  • Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
  • Активизация мышления, памяти, внимания, воображения.
  • Сформировать навыки коллективного творчества, взаимопомощи, сотрудничества.
  • Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.

ЭТАПЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРОЕКТА

  • Подготовительный
  • Организационный
  • Заключительный

1 этап - подготовительный

(октябрь, ноябрь)

1. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного материала по данной теме.

2. Создание развивающей среды в группе

3. Донесение до участников проекта важности данной проблемы.

4.Подбор материала для продуктивной деятельности.

5.Составление перспективного планирования различных видов деятельности по ФЭМП.

6. Разработка конспектов НОД, викторин.

7. Выбор диагностического инструментария.

2 этап - основной, практический

(декабрь – апрель)

Раздел программы

Формы и метода работы

Игровая деятельность

Использование дидактических, словесных, настольных, сюжетных, пальчиковых игр математического содержания.

Речевое развитие и чтение художественной литературы

Чтение математических сказок, русских народных сказок с элементами счета, заучивание считалок, стихов, потешек, пальчиковых игр на закрепление счета.

Продуктивная деятельность

Изготовление математического фриза, изготовление альбома «Веселый счет», лепка и украшение цифр и геометрических фигур, составление аппликации из геометрических фигур, рисование цифр, раскрашивание раскрасок.

Физическое развитие

Подвижные игры на ориентацию в пространстве, на повторение прямого и обратного счета.

Познавательная деятельность

Открытые занятия, математические викторины.

Театрализованная деятельность

Математический театр, пальчиковый театр.

Работа с родителями

Анкетирование родителей, домашняя игротека, выставка работ, сделанных родителями, выпуск стенгазеты, консультации для родителей, изготовление дидактических игр.


3 этап - заключительный

(май, июнь)

  • Используя диагностику, выявить уровень элементарных математических представлений у детей старшей группы.
  • Создание презентации по итогам реализации проекта.
  • Разработка методических рекомендаций для педагогов.

  • СанПиН 1.4.2.3049 -13

Информационное обеспечение:


Организационное обеспечение: * Пошив костюмов к сказке * Изготовление декораций * Подбор и изготовление атрибутов Материально-техническое обеспечение: * Проектор, ноутбук, экран * CD-диски, видеокассеты. * Подборка определенного песенного материала. * Репродукции, иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди». * Различные виды театров (кукольный, пальчиковый, теневой, настольный). * Набор инструментов для элементарного музицирования.

Методическое обеспечение

* Составить перспективный план работы над спектаклем.

* Разработать конспект с инсценировками и мини-сценками.

* Сценарий развлечения.

* Подобрать и оформить методический материал по театру музыкальных сказок


Ресурсное обеспечение проекта:

Нормативно-провавое обеспечение.

  • Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» № 124-ФЗ от 27.07.1998 г.
  • СанПиН 1.4.2.3049 -13
  • Новый Закон «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки Росиии) от 17 октября 2013г. №1155 г. Москва «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»

Информационное обеспечение:

  • Подбор методической и познавательной литературы, периодических изданий, интернет-ресурсов по теме проекта.
  • РМО и ГМО на курсах повышения квалификации музыкальных руководителей, педагогические советы учреждения.
  • Человеческие (кадровые) – музыкальный руководитель, воспитатели.




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнка» г. Советский.

Проект: «Математические Знайки»

Подготовила:

Воспитатель

Лобарева Елена Викторовна.

2015г.

1. Резюме.

2. Обоснование необходимости проекта.

3. Причины.

4. Целевая аудитория.

5. Цель.

6. Задачи.

7. Подготовительный этап.

8. План реализации проекта.

9. Ожидаемый результат.

10. Критерии результативности.

11. Анализ ресурсов.

  1. Резюме: проект «Математический Знайка», направлен, на развитие математических знаний у обучающихся подготовительной к школе группы. В данном проекте представлены формы работы с детьми и родителями с целью повышения педагогической грамотности математической направленности.
  1. Обоснование необходимости проекта.

Родители обучающихся не всегда понимают важность и значение математического развития детей 6 – 7 лет.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

  1. Причины.
  1. Отсутствуют знания о правилах обучения элементарным математическим представлениям во всех разделах.
  2. Недостаточное количество совместных мероприятий направленных на формирование у обучающихся элементарным математическим представлениям.
  1. Целевая аудитория:

Дети подготовительной к школе группы;

Родители группы.

5. Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности.

6. Задачи:

Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах.

Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование.

Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

7. Подготовительный этап.

Изучения специальной методической литературы.

Проведение анкетирования родителей.

Выявление проблемы.

Составление плана работы над проектом.

Подготовка методического обеспечения: дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания (собрана подборка стихов о числах, задачи в стихах. Подобран фольклорный материал: загадки, пословицы, скороговорки математического содержания. Музыкальный руководитель поместила в родительский уголок консультацию «Музыка и математика». Созданы папки: «Весёлые цифры»; «Загадки на смекалку», «Цифры в стихах», «Времена года». Сделаны игры «Танграм»; «Ощущения» «пальчиковые игры на основе детских зарисовок» совместно с детьми и родителями.)

8. План реализации проекта.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

  1. Постановка проблемы научиться играть в игру «КВН» математического содержания.

Введение детей в игровую проблемную ситуацию: игра «КВН» как средство закрепления ранее изученного материала.

Принимают решение научиться играть.

  1. Обсуждение проблемы, принятие задач

Помогать спланировать деятельность детей, помогает в решении задач.

Задают вопросы, высказывают свою точку зрения, отстаивают свою позицию, определяют конечную цель.

  1. Работа над проектом

Беседует с детьми о игре «КВН», составление тематических папок, помогает в решении задач, изготовление игр своими руками.

Обсуждение вопросов, игры в д/и математического характера.

  1. Презентация проекта

Помогает в защите детских работ

Математический досуг «КВН»

  1. Подведение итогов

Приглашает детей на Математический досуг «КВН».

Мнения детей о игре «КВН» с математическим содержанием.

Дни недели

тема НОД

Работа с детьми

Работа с родителями

Понедельник

Знакомство с историей, правилами игры «КВН».

Беседа о пользе этой игры для закрепления изученного материала.

Консультирование о значении математики.

Вторник

Пальчиковые игры.

Заучивание пальчиковых игр с математическим содержанием.

Предложить зарисовать заученные игры, для составления тематической папки.

Среда

Времена года.

Беседа о временах года, с опорой на иллюстративный материал.

Д/и: «Когда это бывает?»

Составление тематической папки: «Времена года»

Четверг

«Веселый счет»

Игры на развитие счета.

Предложить оставить папку «Цифры в стихах»

Пятница

«Графический диктант»

Игры на развитие ориентировки на листе бумаги, в пространстве.

Консультирование по работе с графическими диктантами.

Понедельник

Творческая мастерская «Танграм»

Вырезание деталей для игры, составление фигур игры.

Предложить зарисовать схемы для игры.

Вторник

«Ощущения»

Игры на развитие восприятие через ощущения.

Изготовить подушечки с пуговками для игры.

Среда

Подготовка к проекту.

Высказывания детей о математике. Заучивание девизов. Изготовление эмблем, вывески к игре.

Изготовление медалей.

Четверг

Презентация проекта.

Активные участники.

Активные участники.

9. Ожидаемый результат проекта:

Данный проект будет способствовать повышению педагогической грамотности родителей. На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся применять математические знания для решения задач практического характера. Проект будет способствовать развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, умения планировать свою деятельность, разбиваться на группы, выполнить задание аккуратно, до конца, распределить роли внутри группы, определить необходимые для реализации проекта материалы, представить результат проделанной работы.

10. Критерии результативности:

Вовлечение родителей в совместную деятельность;

Повышение мотивации родителей.

11. Анализ ресурсов.

  1. Кадровые ресурсы:

Воспитатели;

Музыкальный руководитель;

Педагог – психолог.

  1. Информационные ресурсы:

1. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г.

2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сост. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003.

3. В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36.

4. Полат Е. С. Метод проектов http://www.iteach.ru/met/metodika/a_2wn3.php

5. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества» /кн. для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995г.

6. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралоч-ка»;

7. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений»

8. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г.

9. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г.

10. Рабочие тетради «Школа для дошколят». «Развиваем математические способности» (6-7лет) Росмэн, 2005г.

  1. Материально – техническое обеспечение.

Средства ИКТ – презентация;

Канцелярские материалы для изготовления пособий (бумага белая, цветная, картон белый, краски, кисти, ножницы, клей, файлы, папки, материал, поролон, пуговицы разных размеров, нитки, медали)

Приложения

Конспект НОД

Цель : Проверка детей самостоятельно выполнять задания в условиях соревнования.

Задачи :

Образовательные: закрепить знания о временах года, частях суток, днях недели, составе числа 10 из двух меньших, смежных числах натурального ряда в пределах 10, геометрических фигурах. Упражнять в умении решать задачи на сложение и вычитание, считать в прямом и обратном порядке, определять на ощупь количество предметов, составлять фигуры по силуэтному образцу из элементов игры «Танграм».

Развивающие: развивать интеллектуальные способности через мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение, смекалки, внимания; интерес к математическим играм.

Воспитательные: совершенствовать умение работать в команде, достойно выигрывать или проигрывать.

Оборудование : ТВ панель, эмблемы команд, счётные палочки, головоломки «Танграм»-2 комплекта, 2 мешочка с подушечками из пуговиц, простые карандаши, белые листы бумаги, медали.

Ход КВН

1.Организационный этап:
Приветствие. Игра «Число 3»:
Участники игры стоят в кругу, воспитатель называет числа первого десятка в разброс, на все числа дети делают 2 шага в центр круга на число 3 стоят на месте.

Воспитатель начинает отсчёт:

9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1.
В КВН играть хотим,
Надо только нам узнать,
Кто в командах наших будет играть.

Дети: «Плюс» и «Минус»

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас математический КВН.

КВН - это игра весёлых и находчивых. Мы поиграем и посмотрим: чья команда быстрее и правильнее выполнит задания. В конце игры посчитаем баллы и определим победителя. А жюри в нашей игре будут ваши родители. (Представляем членов жюри.) Сейчас 2 команды, которые мы назвали «Плюс» и «Минус» поприветствуют друг друга.

Приветствие команд.

1я команда: «ПЛЮС».

Девиз: «Если к улыбке прибавить успех,

Приплюсовать к ним смекалку и смех,

Мы команда хоть куда!

Нас удача ждёт всегда!»

2я команда: «МИНУС».

Девиз: «Если вычесть унынье и трусость отнять.

Можно названье команды узнать.

Думаем, думаем,

Как учеными стать,

Будем таланты все мы развивать!»

2. Основная часть.

Воспитатель: Участники, нашу игру мы начинаем с разминки. В ней побеждает та команда, которая даст больше правильных ответов. Помните, что с места выкрикивать нельзя, отвечаем при поднятой руке.

«Разминка команд».

Вопрос №1.

1 команда: Назовите цифры по порядку от 2 до 8.

2 команда: Назовите цифры от 3 до 9.

Ответы детей:

  1. 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8.
  2. 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

Вопрос №2.

1 команда : Я назову число, а вы назовите следующее число – 9, 10, 12

2 команда: Назовите предыдущее число у чисел – 9, 10, 12

Ответы детей:

  1. 10, 11, 13
  2. 8, 9, 11

Вопрос №3.

Я назову ряд чисел, два числа переставлены местами

Какие это числа?

1 команда: 1, 2, 3, 5, 4, 6, 7, 8, 9, 10

2 команда: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 6, 8, 9, 10

Ответы детей:

  1. 4, 5
  2. 6, 7

Вопрос №4.

Назвать дни недели соответствующие порядковому номеру.

1 команда: 1, 3, 4, 6.

2 команда: 2, 4, 5, 7.

Ответы детей:

  1. Понедельник, среда, четверг, суббота.
  2. Вторник, четверг, пятница, суббота.

Вопрос №5.

1 команда: Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько пробежала каждая лошадь?

2 команда: Курица стоит на одной ноге и весит 2 кг. Сколько будет весить курица, если она будет стоять на двух ногах?

Ответы детей:

  1. 5 км.
  2. 2 кг.

Вопрос №6.

1 команда: Назовите осенние месяцы

2 команда: Назовите зимние месяцы

Ответы детей:

  1. сентябрь, октябрь, ноябрь
  2. декабрь, январь, февраль

Вопрос № 7.

1 команда «Плюс»: я называю число, а вы даете ответ на 1 больше.

5, 9, 10, 12.

2 команда «Минус»: я называю число, а вы даете ответ на 1 меньше.

8, 10, 12, 4.

Воспитатель: Участники, разминка прошла хорошо, вы показали отличные знания. А теперь посчитаем баллы. Слово жюри.

А мы продолжаем нашу игру, вы уже отметили, что КВН- это игра весёлых и находчивых. Поэтому я предлагаю вам весёлые задания на смекалку. Отвечать будет тот, кто первый поднимет руку.

1. Сколько хвостов у двух ослов?

2. Сколько ушей у двух мышей?

3. Сколько ног у двух кошек? (нисколько, у кошки лапы)

4. Сколько лап у курицы?

5. У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна внучка Маша)

6. Петух снёс яйцо. Кому оно достанется? (никому)

7. В зоопарке было 4 медведя и 3 барана. Сколько диких животных было в зоопарке?

8. На берёзе росло 5 яблок.3 яблока упали на землю. Сколько яблок осталось на берёзе? (нисколько, на берёзе яблоки не растут)

Воспитатель: Участники, вы хорошо справились с заданиями. Молодцы! И наша игра продолжается. Посмотрите, к нам в гости прилетела учёная ворона. Она тоже хочет поучаствовать в нашей игре. (Ворона здоровается с детьми и предлагает им свои задания)

Ворона: Ребята, я прилетела к вам из леса. В своём лесу я знаю каждый уголок. Я знаю, где живут мои подружки белки, мои друзья - зайцы и где спит в берлоге медведь. Ребята, вы тоже сможете это узнать. Если вы правильно выполните мои задания, то у вас получится карта нашего леса.

(перед детьми лежат листы бумаги.)

Нарисуйте в правом верхнем углу 1 квадрат, здесь живут белки. В левом нижнем углу нарисуйте 1 треугольник, там живут зайцы. В левом верхнем углу нарисуйте большой круг-это берлога медведя. В правом нижнем углу нарисуйте 1 прямоугольник - там живёт семья ёжика, а в центре листа нарисуйте овал - это лесное озеро. Теперь, ребята, вы не заблудитесь в нашем лесу.

Воспитатель: Спасибо тебе учёная ворона за участие в нашей игре.

Ворона: Ну, а мне пора домой, до свиданья, ребята.

Воспитатель: Ребята, ворона улетела в лес, давайте и мы немного разомнёмся.

Музыкальный руководитель приглашает детей к себе на ритмичный танец…………

Воспитатель: Отдохнули, а теперь следующее задание.

«Определи на ощупь»

На выполнение этого задания каждая команда выбирает по одному игроку, которые по очереди определяют на ощупь количество пуговиц.

Воспитатель: Ребята, теперь самое главное задание.

«Битва капитанов».

1. У каждого по 5 счётных палочек.

Капитану команды «Плюс» собрать из них 2 прямоугольника.

Капитану команды «Минус» собрать из них 2 треугольника.

2. Второй конкурс «Танграм».

Выложите из головоломки «Танграм» фигуру по образцу (предложить каждому карточку с образцами).

Жюри подводит итоги конкурса капитанов.

Вед. Ребята, мы продолжаем нашу игру. И следующее задание называется

«Засели домик».

Нужно выбрать по два человека от каждой команды. Побеждает тот, кто справится быстрее.

На экране два домика:

Жюри подводит итоги конкурса.

Воспитатель: Сегодня, ребята, вы хорошо решали, считали, думали, вы все молодцы, и пока жюри подводит итоги нашей игры, я предлагаю вам загадки:

Эта цифра как матрешка.

Кто еще круглей?

Хлопнет весело в ладошки:

Называй меня скорей! (восемь)

Я важней всех потому,

Что запутать вас могу.

Если я перевернусь,

То в другую превращусь! (шесть, девять)

Числа складываем вместе,

Между ними пишем крестик.

Я вопросов не боюсь

Называюсь крестик - (плюс)

У колечка, у кольца

Нет начала и конца.

Знают все друзья вокруг

У колечка форма (круг)

Цифра вроде буквы «О»,

Но не значит ничего. (ноль)

Два кольца, но без конца

В середине нет гвоздя.

Если я перевернусь,

То совсем не изменюсь. (восемь)

Этот знак покажет всем:

Кто уехал насовсем,

Съели, спрятали, убрали.

Как тот знак мы называем? (минус)

Он давно знакомый мой.

Каждый угол в нем прямой.

Все четыре стороны

Одинаковой длины.

Вам его представить рад.

Как зовут его? (квадрат)

Воспитатель: А теперь слово жюри.

Выступает представитель жюри, который поздравляет детей и вручает обеим командам медали.

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка»

1. Знакомы ли Вы с требованиями программы детского сада по развитию у ребенка элементарных математических представлений?

2. Как Вы считаете, какова основная цель развития элементарных математических представлений детей в детском саду:

б) научить детей ориентироваться в пространстве и во времени;

в) подготовить детей к обучению в школе;

г) развивать у детей психические функции мышления, внимания памяти, так, чтобы они в дальнейшем были способны к восприятию любой информации.

3. Какую оценку Вы даете уровню развития математических представлений своего ребенка? Чему он научился за прошедший год?

4. Как Вы считаете, созданы ли в детском саду условия для развития мышления детей?

5. Часто ли ваш ребенок в домашней обстановке проявляет интерес к математике? Что Вы делаете для того, чтобы поддержать его интерес?

7. Как Вы считаете, получает ли ваш ребенок в детском саду достаточное развитие по математике и хорошую подготовку к дальнейшему обучению в школе?

8. Считаете ли Вы необходимым для вашего ребенка посещать дополнительные занятия по математике вне детского сада? Какие?

9. В Вашей группе имеется наглядная информация по развитию у детей элементарных математических представлений? Насколько она полезна для Вас:

а) информация отсутствует;

б) информация есть, но крайне скудная;

в) информация есть, но воспитатель никогда не обращает на нее наше внимание;

г) я не обращаю на нее внимание;

д) информация интересная, но не имеет для меня практической значимости;

е) информации слишком много, трудно выбрать что-то полезное;

ж) наглядная информация интересна и полезна для меня.

10. Какая помощь от педагогов детского сада Вам требуется по проблеме математического развития вашего ребенка?

Вопросник для родителей.

«Влияние проектного метода обучения ФЭМП на закрепление знаний обучающихся»

  1. Была ли полезна информация о математической грамотности дошкольников в реализации проекта «Математические Знайки» в подготовительной к школе группе.
  1. https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Алёнка» г. Советский. Подготовила: Воспитатель Лобарева Елена Викторовна. Проект: «Математические Знайки»

    Резюме: проект «Математические Знайки», направлен, на развитие математических знаний у обучающихся подготовительной к школе группы. В данном проекте представлены формы работы с детьми и родителями с целью повышения педагогической грамотности математической направленности.

    Обоснование необходимости проекта. Родители обучающихся не всегда понимают важность и значение математического развития детей 6 – 7 лет. Продолжительность проекта: краткосрочный.

    Причины. Отсутствуют знания о правилах обучения элементарным математическим представлениям во всех разделах. Недостаточное количество совместных мероприятий направленных на формирование у обучающихся элементарным математическим представлениям. Целевая аудитория: - дети подготовительной к школе группы; - родители группы.

    5. Цель: развитие интереса к предмету математики, на основе познавательной активности и любознательности. 6. Задачи: Образовательная. Способствовать формированию умения применять математические знания в нестандартных практических задачах. Развивающая. Развивать мыслительные операции: аналогия, систематизация, обобщение, наблюдение, планирование. Воспитательная. Содействовать поддержанию интереса к математике, формированию умения трудиться в коллективе.

    7. Подготовительный этап. - Изучения специальной методической литературы. - Проведение анкетирования родителей. - Выявление проблемы. - Составление плана работы над проектом. - Подготовка методического обеспечения: дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания (собрана подборка стихов о числах, задачи в стихах. Подобран фольклорный материал: загадки, пословицы, скороговорки математического содержания. Музыкальный руководитель поместила в родительский уголок консультацию «Музыка и математика». Созданы папки: «Весёлые цифры»; «Загадки на смекалку», «Цифры в стихах». Сделаны игры «Танграм»; «Ощущения» «пальчиковые игры на основе детских зарисовок» совместно с детьми и родителями.)

    8. План реализации проекта. Этапы Деятельность педагога Деятельность детей Постановка проблемы научиться играть в игру «КВН» математического содержания. Введение детей в игровую проблемную ситуацию: игра «КВН» как средство закрепления ранее изученного материала. Принимают решение научиться играть. Обсуждение проблемы, принятие задач Помогать спланировать деятельность детей, помогает в решении задач. Задают вопросы, высказывают свою точку зрения, отстаивают свою позицию, определяют конечную цель. Работа над проектом Беседует с детьми о игре «КВН», составление тематических папок, помогает в решении задач, изготовление игр своими руками. Обсуждение вопросов, игры в д/и математического характера. Презентация проекта Помогает в защите детских работ Математический досуг «КВН» Подведение итогов Приглашает детей на Математический досуг «КВН». Мнения детей о игре «КВН» с математическим содержанием.

    Дни недели тема НОД Работа с детьми Работа с родителями Понедельник Знакомство с историей, правилами игры «КВН». Беседа о пользе этой игры для закрепления изученного материала. Консультирование о значении математики. Вторник Пальчиковые игры. Заучивание пальчиковых игр с математическим содержанием. Предложить зарисовать заученные игры, для составления тематической папки. Среда Времена года. Беседа о временах года, с опорой на иллюстративный материал. Д/и: «Когда это бывает?» Составление тематической папки: «Времена года» Четверг «Веселый счет» Игры на развитие счета. Предложить оставить папку «Цифры в стихах» Пятница «Графический диктант» Игры на развитие ориентировки на листе бумаги, в пространстве. Консультирование по работе с графическими диктантами. Понедельник Творческая мастерская «Танграм» Вырезание деталей для игры, составление фигур игры. Предложить зарисовать схемы для игры. Вторник «Ощущения» Игры на развитие восприятие через ощущения. Изготовить подушечки с пуговками для игры. Среда Подготовка к проекту. Высказывания детей о математике. Заучивание девизов. Изготовление эмблем, вывески к игре. Изготовление медалей. Четверг Презентация проекта. Активные участники. Активные участники.

    9. Ожидаемый результат проекта: Данный проект будет способствовать повышению педагогической грамотности родителей. На основе систематизации и обобщения знаний дети научатся применять математические знания для решения задач практического характера. Проект будет способствовать развитию у детей творческого мышления, конструктивных способностей, воображения, умения планировать свою деятельность, разбиваться на группы, выполнить задание аккуратно, до конца, распределить роли внутри группы, определить необходимые для реализации проекта материалы, представить результат проделанной работы. 10. Критерии результативности: - вовлечение родителей в совместную деятельность; - повышение мотивации родителей.

    11. Анализ ресурсов. Кадровые ресурсы: - воспитатели; - музыкальный руководитель; - педагог – психолог. Информационные ресурсы: 1. Кротова Т. В. «Взаимодействие педагогов, родителей и воспитанников. Метод проектов». «Справочник старшего воспитателя», №4 2007г. 2. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ авт. – сос. Л. С. Киселева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, М. Б. Зуйкова. М., 2003. 3. В. П. Бедерханова «Совместная проектировочная деятельность как средство развития детей и взрослых». «Развитие личности». №1 2000. С. 24 – 36. 4. Полат Е. С. Метод проектов http:// www.iteach.ru / met / metodika /a_2wn3.php 5. Т. С. Комарова «Дети в мире творчества» /кн. для педагогов дошкольных учреждений. М., 1995г. 6. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова Методические разработки «Раз ступенька, два ступенька», «Игралоч-ка»; 7. Л. С. Метлина «Формирование элементарных математических представлений» 8. З. А. Михайлова. Пособие «Игровые занимательные задачи для дошкольников», 2000г. 9. А. С. Галанов «Развивающие игры для малышей», Москва «АСТ-ПРЕСС», 2007г. 10. Рабочие тетради «Школа для дошколят». «Развиваем математические способности» (6-7лет) Росмэн, 2005г. Материально – техническое обеспечение. - средства ИКТ – презентация; - канцелярские материалы для изготовления пособий (бумага белая, цветная, картон белый, краски, кисти, ножницы, клей, файлы, папки, материал, поролон, пуговицы разных размеров, нитки)

    Вопрос №2 1 команда: 9 10 12

    2 команда: 9 10 12

    Вопрос №3 1 команда: 1, 2, 3, 5, 4, 6, 7, 8, 9, 10

    2 команда: 1, 2, 3, 4, 5, 7, 6, 8, 9, 10

    Вопрос №4. 1 команда: 1 3 4 6

    2 команда: 2 4 5 7

    Вопрос №5.

    Вопрос №6.

    Вопрос №7. 1 команда: 5 9 10 12

    2 команда: 8 10 12 4

    «Определи на ощупь»

    «Битва капитанов».

    2 4 5 3 0 10 10 1 6 8 4 0

    Спасибо за участие!!!


    Математика - один из наиболее сложных предметов в школьном цикле, поэтому для успешного обучения ребенка в школе уже в детском саду необходимо способствовать математическому развитию дошкольника, расширять математический кругозор, повышать качество математической подготовки к школе. Это позволит детям более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активно использовать математические знания в повседневной жизни.

    Математические представления должны осваиваться дошкольником последовательно, равномерно и систематически. С этой целью необходимо организовать образовательную деятельность, осуществляемую как в процессе организации различных видов деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной, чтения художественной литературы), так и в ходе режимных моментов; а также самостоятельную деятельность детей с применением разнообразных игровых средств. Так же, математическое развитие детей будет более эффективно при взаимодействии с семьями детей.

    Дидактическая игра и игровые упражнения с использованием наглядного материала (с помощью схем, карточек, моделей, предметов) вызывают у детей интерес, облегчают и ускоряют процесс запоминания, формируют приемы работы с памятью и мышлением, которые в наглядной и доступной форме помогают детям запомнить сложный материал.

    Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении, будь то шашки или самая элементарная головоломка. Включение занимательного материала в НОД по ФЭМП позволяет удерживать интерес детей к занятию, и это создает условия для повышения эмоционального отношения к содержанию учебного материала, обеспечивает его доступность и осознанность. Используемые математические приемы, сочетание практической и игровой деятельности, решение проблемно - игровых и поисковых ситуаций способствует развитию у детей элементарных математических представлений.

    Чтобы научить детей дошкольного возраста любить математику, поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием.

    Вид проекта : познавательно - игровой.

    Срок реализации: краткосрочный (1 месяц).

    Состав участников: групповой (воспитатель, дети старшей группы, родители).

    Цель проекта: формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста через занимательный материал в организованной и самостоятельной деятельности детей.

    Задачи :

    1. Создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.
    2. Содействовать развитию умения считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными.
    3. Способствовать закреплению умения узнавать и называть геометрические фигуры.
    4. Содействовать совершенствованию умения выделять совокупности предметов или фигур, обладающих общим свойством.
    5. Содействовать развитию мыслительных операций: логического мышления, смекалки, зрительной памяти, воображения, умения сравнивать и анализировать.
    6. Способствовать развитию интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия.
    7. Способствовать воспитанию самостоятельности, умения понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно.
    8. Содействовать повышению уровня готовности детей старшего дошкольного возраста к обучению в школе.
    9. Побуждать родителей к участию в реализации проекта и заниматься с детьми дома.

    Предполагаемые результаты:

    1. Повышение уровня математических представлений у детей старшего дошкольного возраста.
    2. У детей выработан интерес к самому процессу познания математики.
    3. Дети самостоятельно находят способы решения познавательных задач, стремятся к достижению поставленной цели, преодолевают трудности, умеют переносить усвоенный опыт в новые ситуации.
    4. Активизация интереса родителей к использованию математических игр и упражнений.
    5. Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале.

    Подготовительный этап:

    • Определение темы проекта.
    • Постановка цели и задач проекта.
    • Подбор методической, художественной литературы по теме проекта.
    • Подбор дидактических, подвижных игр, физкультминуток по теме проекта.
    • Изготовление развивающих игр по математике.
    • Составление плана основного этапа проекта.
    • Разработка конспектов предполагаемой образовательной деятельности, викторин.
    • Привлечение родителей к совместной работе над проектом:
    • творческое задание: подобрать математические загадки, задачки, ребусы и красочно оформить этот материал;
    • помощь родителей в изготовлении дидактических игр по ФЭМП.
    • Проведение анкетирования родителей.
    • Оформление папки - передвижки «Математика для дошкольников».
    • Беседа с родителями «Как организовать игры детей дома с использованием занимательного материала»

    Основной этап:

    • НОД согласно календарно-перспективному планированию в старшей группе:
    • НОД по ФЭМП «Письма королевы математики», «Город математики»;
    • НОД по изобразительной деятельности: рисование «Забавные фигуры», аппликация из гороха «Волшебные цифры», лепка «Веселые цифры».
    • Чтение математических сказок, сказок с элементами счета: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания».
    • Заучивание стихов про цифры, считалок, загадок о геометрических фигурах и цифрах.
    • Просмотр компьютерной презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры».
    • Раскрашивание математических раскрасок, рисование цифр.
    • Конструирование.
    • Работа со счетными палочками.
    • Рисование геометрических фигур на манке
    • Дидактические игры с математическим содержанием: «Крестики - нолики», «Математическое лото», «Божьи коровки и ромашки», «Лабиринты», «Какие цифры потерялись», «Веселые цифры», «Математические домики», «Мозаика из крышек», «Танграм», «Математический планшет «Геометрик», «Волшебные круги», «Домино», «Чудесный мешочек», «тренажер «Божьи коровки».
    • Отгадывание загадок, занимательных вопросов, шуточных задачек, головоломок.
    • Подвижные игры: «Сделай фигуру», «Море волнуется».
    • Пальчиковые гимнастики.
    • Физкультминутки «Зарядка», «Сделай фигуру».

    Заключительный этап:

    • Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.
    • Беседа «Чем мне интересны математические игры».
    • Выставка книжек - малышек с математическими заданиями.
    • Самостоятельная деятельность детей в математическом уголке.
    • Использование дидактических игр по ФЭМП на НОД.
    • Итоговое мероприятие - викторина «Умники и умницы».
    • Обработка и оформление материалов проекта.

    Ход проекта.

    Работа над проектом проходила в несколько этапов. На подготовительном этапе был составлен план реализации основного этапа проекта, подобраны методическая и художественная литература, иллюстративный материал, компьютерные презентации «Полет на планету Математика», «Забавные фигуры», дидактические игры, физкультминутки, пальчиковые гимнастики. Были изготовлены развивающие игры математического содержания.

    К подготовке реализации проекта были привлечены родители: с ними было проведено анкетирование, для них была оформлена папка - передвижка «Математика для дошкольников». Также родители оказали помощь в изготовлении развивающих игр по математике. Родителям было дано задание: подобрать занимательный математический материал (задачки, загадки, головоломки, ребусы) и красочно его оформить.

    На основном этапе реализации проекта многие занятия были связаны с темой проекта. На занятиях по развитию речи и чтению художественной литературы мы с детьми:

    Читали математические рассказы и сказки с математическим содержанием: «Три медведя», «Два медвежонка», «Двенадцать месяцев» С.Маршака, «Цветик - семицветик» В. Катаева; рассказа К. Ушинского «Четыре желания»;

    Заучивали стихи про цифры, считалки, математические загадки.

    На занятиях по художественному творчеству дети создавали рисунки с помощью геометрических фигур, делали «волшебные» цифры из гороха и пластилина.

    На занятиях по математике и во время свободной деятельности дети работали с математическими прописями - раскрасками, делали постройки из конструктора, мозаики, блоков Дьеныша. Также дети работали со счетными палочками: собирали фигуры по образцу и по замыслу. Ребятам очень понравилось рисовать геометрические фигуры на манке.

    Мы много играли в самодельные дидактические игры математического содержания:

    • «Крестики - нолики». Задачи: способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».
    • «Математическое лото». Задачи: способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.
    • «Божьи коровки и ромашки». Цель: формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.
    • «Лабиринты». Задачи: способствовать развитию логического и пространственного мышления, многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.
    • «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.
    • «Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.
    • Головоломка «Танграм». Цель: формирование умения детей анализировать изображения, выделять в них геометрические фигуры, разбивать целый предмет на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель.
    • «Математический планшет «Геометрик». Цель: формирование умения создавать образы, развитие образного мышления, концентрации,
    • «Волшебные круги». Цель: развитие навыка счета и закрепление состава числа.
    • Тренажер «Божьи коровки». Цель: формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».
    • «Веселые цифры». Цель: формирование умения выкладывать цифры из разного подручного материала, развитие мелкой моторики.

    Решали шуточные задачки, головоломки, отгадывали математические загадки. В этой работе мы использовали книжки-малышки, сделанные родителями. Вместе с детьми мы разучили и освоили новые подвижные игры, физкультминутки и пальчиковые гимнастики математического содержания.

    На заключительном этапе проекта были оформлены: уголок занимательной математики, выставка совместных творческих работ родителей и детей. Также была проведена математическая викторина «Умники и умницы». Были обработаны и оформлены материалы проекта, создана презентация.

    Результаты проекта.

    Проект предлагает систему работы с детьми, родителями по внедрению в образовательный процесс развивающих игр с математическим содержанием с целью развития логического мышления и творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста. Формирование математических представлений и элементов логического мышления требует постоянной, планомерной и системной работы, как в совместной деятельности взрослого и ребенка, так и в самостоятельной деятельности. Развивающие игры математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулирует развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.