Минобразования: отмена экзаменов в пятый класс гимназий — «правильный указ. По прописке, но не всегда

Об отмене экзаменов в 5-е классы гимназий, подписанный в четверг вечером президентом Беларуси Александром Лукашенко, вызвал большой резонанс в обществе: у родителей, педагогов и всех "сочувствующих". И, несмотря на то, что несколько месяцев обсуждали такую возможность и были к ней готовы, все равно остается слишком много недовольных, полагающих, что данное решение лишь значительно понизит уровень образования в Беларуси, а не принесет пользу. Другие, напротив, полагают, что сделан первый шаг к формированию здоровой школьной системы, и надеются на последующие аналогичные действия.

Кто прав? Однозначного ответа на этот вопрос нет. Портал обратился к педагогам и родителям с просьбой прокомментировать принятое накануне решение.

Ксения Мирная, многодетная мама, жена теннисиста Максима Мирного, педагог:

В нашей школе Монтессори детям не задают домашнее задание до 6-го класса! И я, как человек из другой системы, долго не могла понять, как такое возможно. Оказывается, все просто: у каждого ребенка есть индивидуальный план, и дети много работают самостоятельно в классе. Только если не успевают сделать план, берут задания на дом. С 7-го класса домашняя работа уже обязательна - и дети к этому готовы!

Наши дети любят школу и с радостью учатся при таком индивидуальном подходе, основанном на физиологических и психологических особенностях ребенка. Серьезные тесты, такие как SATtest начинаются только с 7-го класса, до которого дети делают только небольшие контрольные, тренировочные тесты и словарные работы...

Тесты и экзамены, на мой взгляд, систематизируют знания лишь тогда, когда есть ПОНИМАНИЕ - для чего тебе нужно хорошо учиться (не для папы, не для мамы, а для себя). А понимание это приходит лишь тогда, когда появляется ЖЕЛАНИЕ учиться… Ну, а появится оно или нет - у всех по- разному и в свое время… Если, конечно, не отбить охоту в начальной и средней школе, то к 7-8-9-му классу должно уже что-то щелкнуть, и ученик начинает смотреть вперед, а не вокруг себя...

Как сказал мне однажды один преподаватель: "Читать она все равно будет, а вот желание читать можете отбить навсегда, если будете равняться по тому, кто читает быстрее и лучше..."

У всех свой темп и ритм, свои потребности... Это и есть индивидуальные особенности, от которых и надо отталкиваться, выстраивая систему обучения.

Поэтому я думаю, что это мудрое решение - отменить тестирование в 9-10 лет, ведь такой стресс абсолютно не нужен ни детям, ни родителям.

Ольга Юрковская, психолог, бизнес-консультант, многодетная мама:

Как по мне, слово "качественное" не имеет отношения к белорусскому образованию. Даже в гимназиях. Так как учат устаревшему странному набору не всегда точной информации - вместо реально востребованных в современном мире навыков и умений.

Если родители амбициозные - увы, им поможет только дистанционное обучение и платные курсы. Но никак не устаревшие школьные методики.

И гимназии, и просто школы очень далеки от реальных требований мирового рынка труда. Они продолжают обучать рабочих для фабрик. Но в современном мире эти места уже заняты автоматизированными линиями - рабочие больше не нужны. Нужны творческие люди и нужны управленцы. А вот необходимые им качества школа искореняет и подавляет, а не развивает.

Надо планировать платное обучение востребованным умениям, а не жить, как 100 лет тому назад. Весь мир давно живёт в 21-м веке.

Дорого? Очень много бесплатных курсов, особенно англоязычных. И курсов, где либо плата за сертификат (знания бесплатно), либо есть благотворительные места.

У меня дети просто учат школьные предметы по интернет-лекциям. По бесплатным. А наши учебники и учителей не воспринимают иначе, как с изумлением. Сравнивают. И говорят, что в школе им неинтересно.

Наталья Д., педагог, мама троих детей:

Я категорически против отмены экзаменов при поступлении в гимназию! Поработав и в школе, и в гимназии, мне есть с чем сравнить. В гимназии сразу чувствуется, что детки отборные, те, которые прошли испытания, которые стремились попасть в это заведение, которые хотят и могут там учиться. Никто не мешает на уроке, все искренне вовлечены в процесс обучения. Работать там одно удовольствие.

Со стороны родителя (у меня дочка учится в 5-м классе гимназии) не вижу в экзаменах ничего страшного. Да, дети волнуются, но при поступлении в гимназию дочери ни у кого нервного срыва в этом году не было, я о таком не слышала. Тут скорее родителям нужно вести себя адекватно и не накручивать детей!

А вообще, налицо тенденция причесать всех под одну гребенку, отбирая возможность, а впоследствии и желание стремиться к чему-либо, учиться достигать поставленных целей, да и просто верить в себя.

Светлана Липкина, психолог детского развивающего центра, мать троих детей:

Безусловно, это задача не по возрасту, и поэтому зачастую сопровождается невротическими реакциями. Надо понимать, что становится все больше высокочувствительных детей, для которых подобные события травматичны. Непосильная высокая ответственность и чувство вины, высокая тревожность и страхи (страх сделать ошибку, страх будущего, страх наказания родителей) - все это не нужно нашим детям. У них Детство!!! И только взрослые могут защитить право на него!

Алена Щербинская, педагог, журналист, мама троих детей:

Полагаю, что решение об отмене экзаменов ничего хорошего не принесет. Гимназии нужны были как альтернатива школам. Может быть, правила поступления стоило усовершенствовать, но не ломать полностью систему.

Детям, которые мотивированы учиться, нужен другой уровень преподавания. Гимназия давала не только знания высокого уровня (если мы говорим о качественной гимназии), но и окружающую среду определенного уровня. Как правило, дети, которые сдали экзамены, мотивированы учиться, не срывать уроки, не мешать однокласснику слушать - это важно.

Теперь будет профильное обучение. Лучше, чем ничего. Возникает вопрос, зачем мы ушли от него несколько лет назад? За последние годы белорусское образование штормит, реформа за реформой. И пока сложно понять, к чему мы придем.

Но однозначно, что многие родители, и я в том числе, были не готовы к такому решению. Я не увидела никаких общественных обсуждений, участия педагогов в принятии решения.

Людмила К., мать семерых школьников:

У меня семь детей школьного возраста, и я однозначно положительно отношусь только к семейному образованию. Потому что в школах, гимназиях и даже в высших учебных заведениях некому учить наших детей. В лучшем случае - по 3-5 учителей на учебное заведение, которые искренне и душевно относятся к детям и к предмету, который преподают. Для таких учителей было бы лучше перейти на внешкольное обучение. Тогда не приходилось бы им заниматься множеством дел вместо самого важного, которое очень нужно нам, родителям, и нашим детям.

Сергей Бычков, многодетный отец, основатель "ПапаШколы" и председатель ОО "Совет отцов города Гомеля":

Мои дети учились и учатся в обычных школах. Как-то была мысль сына отдать в гимназию. Но как узнал, какие там сборы/поборы, как там "душат" детей, какие требования предъявляют... А у меня школа под домом, нормальная школа в рабочем районе. У детей нет стресса, есть общение, школа классная, преподаватели нормальные. Зачем гимназия? Ради статуса? Конечно, гимназия гимназии рознь, но меня вполне устраивают наши школы. Они не хуже, и детям спокойнее. А жизни гимназии не научат.

Любовь Баркун, педагог, мама двоих детей, учитель семейного класса:

В целом мое отношение к отмене экзаменов очень положительное. Такое решение может стать первым шагом к отмене оценок в начальной школе. Вопрос в том, какие будут следующие шаги, которые предпримет министерство образования. Пока не очень понятен вектор этих реформ. И я очень боюсь, что они снова могут быть эпизодическими и никаких существенных изменений в нашу систему образования не принесут.

Ольга З., мать троих детей, двое – школьники:

Правильно, все школы до 9-го класса должны быть одинаковые. И доступны детям возле дома. Должна быть единая программа. А кто семи пядей во лбу, для них есть факультативы. И тогда учителя будут заинтересованы развивать таких учеников. А с 9-го класса надо делать специализацию и, возможно, гимназические классы, профили: физико-математический, химико-биологический и т.д. К 9-му классу ребенок решит, что ему интересней. И пусть уже едет поступать, куда хочет, и ездит сам.

А еще раньше после начальной школы нас тоже "сортировали", более сильных отбирали в один класс. Вполне это можно делать и сейчас, мне кажется. В школьный класс к моему сыну пришли несколько детей из гимназий. И они оказались самыми слабыми

Анатолий Егоров, педагог:

Я с радостью воспринял отмену экзаменов у четвероклассников. На самом деле это ведь наносило большую психологическую травму тем, кто не поступал. Считаю, что с 1-го по 9-й класс дети должны учиться по одинаковой программе, а уже с 10-го класса смогут понять, что им надо, что им нравится, и определятся с профилем своего дальнейшего углубленного образования.

Что касается учебы с 1-го по 9-й классы, то, конечно, надо давать больше знаний в этот период и по гуманитарным наукам, и по иностранным языкам. А физико-математические науки гораздо лучше понимаются и воспринимаются углубленно большинством детей уже в старших классах. Например, в 10-м и 11-м. Хотя мне как педагогу даже больше импонирует 12-летнее обучение.

Екатерина Карчевская, психолог, мама четверых детей:

Как психолог я вижу несколько плюсов в принятом решении. И несколько минусов…

Убирается серьезный стрессовый фактор в возрасте, когда он совсем не нужен. Это ранний подростковый возраст, когда у детей особая чувствительность и впечатлительность. Причем еще собственных целей у ребенка нет. У него может быть целью - хочу остаться со своим классом, хочу остаться в привычном месте. А не что-то абстрактное, как "гимназия". И вот за год до поступления уже начиналось сгущение туч и "настрой" на поступление. Вы не можете расслабляться! Вам нужно готовиться. Очень большой конкурс. Немудрено, что к экзаменам напряжены так все, что у детей обмороки, а родители сидят на валерьянке.

Позитивным является и то, что с отменой экзаменов убирается возможность манипулировать знаниями и оценками. Есть и другая сторона - платные подготовительные занятия. Вот у вас сильный ребенок - вам достаточно одного занятия дополнительного по подготовке, а у вас слабый - вам 2-3 нужно. И транслировалось, что без них никак. А поступить хотят все - и ходят...

Без экзаменов дети имеют возможность учиться дальше со своим коллективом. Если дружный класс, это важно. Мой ребенок сказал, что, если его друг не поступит, он тоже в гимназию не пойдет.

В гимназиях всегда очень большой вопрос был - проходной балл. И вообще отношение к оценкам. Ребенок с девятками (!!!) мог не поступить, потому что средний балл 9 - это мало. Девять, которая вводилась как эквивалент "пятерки", а 10 - это "пять с плюсом", ребенок знает больше, чем давали по предмету в школьной программе. Я не верю в тотальных "десяточников". Оценка стала средством, а не отражением знаний.

В этом году в гимназию должен был поступать мой второй сын. Он сильный ученик. Но я рада, что экзаменов не будет и он продолжит учиться со своим классом.

Но есть и минусы отмены. Пока то, что вижу я: непонятно, по какой программе будут учиться дети. И как стимулировать познавательный интерес и уделять внимание сильным школьникам. При поступлении в определенные заведения дети были нацелены на получение знаний. Даже если ребенок послабее - ему много помогали. Мотивированные родители, мотивированные дети. При обучении по прописке ты попадаешь в ситуацию, когда не все дети (и их родители) настроены на качественное образование. Как это помягче сказать... В общем, может сильно помешать ребенку, мотивированному на учебу, нахождение в окружении детей, для которых школа - совсем не про учебу.

Мне как маме не нравилось то, до чего довели подготовку. До бреда и маразма. И тогда все потеряло смысл. Сильный ребенок мог не поступить. Потому что нужно не 9, а 10. Потому что прессинг со всех сторон такой, что можно уйти в прострацию, иначе происходила перегрузка психики. Детей натаскивали, как обезьянок. Прорешать максимум! Из сборников. Ну и про что тогда это поступление? А жизнь - она гораздо шире, чем поступление в гимназию.

Вера Кушнерова, бизнес-консультант, мама двоих детей:

То, что экзамены в существовавшем ранее виде превратились в абсолютно неадекватную процедуру, стало для меня очевидно за пару лет до поступления дочки в гимназию (поступали в прошлом году). Туда, где она училась, требовалось набрать 58 проходных баллов, дети действительно находились под сильнейшим стрессом, особенно те, на которых давили родители.

В 10 лет выучивать сборники и вместо прогулок во дворе прорешивать элементарные в большинстве своем задачи! Нет, это не был конкурс лучших, это был отсев самых слабых и выявление наиболее усидчивых и трудолюбивых, не более того. Я не занималась с дочерью ни дня, все за меня сделала "прогимназия", и да, София могла не набрать те 60 баллов, которые в итоге получила, будь диктанты сложнее, - я это понимаю. Зато я очень довольна результатом - она учится вместе с очень умными детьми, с хорошими учителями, попала в группу, с которой занимаются дополнительно математикой олимпиадного уровня, уже сейчас начинает в школе программировать и даже изучает факультативно физику с 5-го класса. Все это – условия хорошей гимназии.

Получается, с одной стороны, выделившиеся хорошие школы (гимназии), которые растили десятилетиями, нацеленные на мотивированных толковых детей, а с другой стороны – борьба за попадание в эти гимназии. С первым нет никаких вопросов - такие школы (гимназии) нужны. Говорить о том, что из любой школы можно сделать такие оазисы, - это смешно. С нашей системой образования, с нищенскими зарплатами учителей, с проходными в 3 балла в педуниверситеты, с писаниной и проверками "тетрадей без рисунков"? Вопрос в подборе кадров и выстраивании системы внутри школ, чтобы лучшие учителя оставались. К примеру, сильная группа по дополнительной математике в нашей гимназии создана по принципу "может и хочет". Т.е. дети писали тест, а тех, кто написал его хорошо, - спрашивали, хочет ли он заниматься. Если может, но не хочет, - такого ребенка силком никуда не тянули. Если не может - никакие амбиции родителей не влияли на мнение учителя в отборе детей. Потому что этот учитель хочет работать с умными и мотивированными - и ему дали такую возможность.

А с другой стороны, система отбора в эти "оазисы". Да, в гимназии полно детей, которым трудно, родители которых постоянно держат руку на пульсе и обижаются на учителей. Но они вызубрили, поступили, получили заветные "девятки-десятки" по итогу начальной школы и т.д. Вопрос - какой ценой и с пользой ли для ребенка? Вопрос не в гимназиях, вопрос именно в системе отбора, которую нужно было реформировать. К примеру, нужно было усложнить задания по математике и отменить сборники, сделать это как олимпиаду. Тогда было бы нечего зубрить, а талантливые дети с легкостью проявились бы. Нужно было отменить сборники вообще, в прямом эфире диктовать диктанты, которые все видят в первый раз, - опять же, кроме общей подготовки и общего высокого уровня с собой на экзамен ничего не возьмешь. Нужно подумать, стоит ли оставлять одинаковые экзамены для всех - какой смысл сдавать 2 языка в математические школы? Туда набирают филологов? Страна развивает IT-сегмент, принимает такие прогрессивные указы - неужели она не заинтересована в развитии способных математиков и информатиков с самого детства?

Но отменить гораздо проще, чем заняться действительно серьезной реформой отбора. Это большая печаль. Потому что оазисы созданы - и их рубят на корню.

Евгений Ливянт, педагог:

Помните, в середине 90-х существовали гимназии, но не было экзаменов? И тогда возникла ужасная, сумасшедшая коррупция при поступлении детей в эти гимназии. Необходимо было приложить огромные усилия, чтобы попасть в первый класс гимназий. А сейчас, после отмены экзаменов, как будут дети попадать в первые классы гимназий, подумайте?! По прописке? Тогда давайте ожидать схему с "псевдопрописками", когда люди массово временно прописывались туда, куда им удобно, а жили в других местах. Мы к этому идем?

Честно скажу: я очень боюсь, что наш и без того невысокий уровень образования станет еще ниже после этого решения. И я очень хочу оказаться неправ в своих пессимистических прогнозах…

Экзамены в пятый класс гимназий все-таки отменили. Александр Лукашенко 25 января подписал указ № 30 «О приеме в учреждения общего среднего образования и обучении в них». Будут ли отбирать учеников и сохранят ли гимназии свой статус, TUT.BY объяснила замминистра образования Раиса Сидоренко.
Гимназии сохранят свой статус? По словам Раисы Сидоренко, гимназии останутся гимназиями - «у них есть традиции»: «Мы полагаем, что это (указ. - Прим. TUT.BY) возможность для развития гимназий, - говорит замминистра. - Не только по иностранному языку, но и по другим предметам. Разница в зарплатах учителей гимназии и школ сохранится». В чем теперь будет заключаться разница между школой и гимназией? Гимназии будут отличаться от школы программой 10−11 класса. Как рассказала Раиса Сидоренко, после 9 класса школьники будут сдавать независимый экзамен, по его результатам будут зачислять в 10−11 класс. В гимназиях предметы в старших классах будут изучаться только на повышенном уровне. А в школах будет и повышенный, и базовый уровень. Независимый экзамен после 9 класса планируют ввести через два года. Нынешние девятиклассники гимназий (до введения независимого экзамена) просто будут продолжать обучение в 10-м классе. А что будет с теми, кто поступал в пятый класс гимназии и к 10-му классу должен будет проходить еще один отбор, пока не решили. Останется ли в гимназии прежняя программа? В гимназиях и в обычных школах учебные программы сейчас абсолютно одинаковые, никаких особых программ для гимназий с 2008 года нет, говорит Раиса Сидоренко.

- Количество часов, которым отличается гимназия от школы, - два, они выделены на изучение иностранного языка. Мы предлагаем эти два часа освободить от привязки к иностранному языку. Эти два часа останутся, но сама гимназия будет определять, на какие предметы они пойдут - это может быть иностранный язык, математика, физика с 8 класса и пр. Мы эти два часа разрешаем использовать и в любой школе, - объясняет замминистра.
В 2015 году в стране вернули обучение на повышенном уровне учебных предметов, но только в 10−11 классе. Сейчас углубленное обучение вернут и в 5-9-е классы.
- Решение, которое мы примем сейчас, - это выделение дополнительных часов на подготовку к повышенному изучению предметов в 5−9 классе.
Сейчас в гимназиях количество учеников в классе меньше, чем в школе. Это ограничение останется? Количество учеников в классе привяжут к санитарно-гигиеническим требованиям, а не к тому, в школе или в гимназии учится ребенок. Так в гимназию можно будет попасть только по прописке? И да, и нет.
- Все школьники четвертого класса переходят в пятый класс без какой-либо проверки, испытания, - говорит Раиса Сидоренко. - Что касается приема в первый класс, то уже сегодня мы принимаем в гимназии по месту проживания родителей. Это основной действующий принцип.
Даже для гимназий, рядом с которыми мало жилых домов (например, языковая гимназия № 24), определят район, школьники из которого смогут претендовать на место в престижном учебном заведении. Тем не менее попасть в гимназию можно будет и не по прописке.
- В будущем, в принципе, очень жестко требовать это от учреждений образования не стоит, - заметила замминистра.
В гимназию, по ее словам, примут и без учета регистрации, «если есть свободные места».
- Ребенок привязан к школе не исключительно по прописке, - объяснила Раиса Сидоренко. - Если он выбрал другую школу, где есть места, то он может продолжить обучение там.
Что делать тем, кто планировал в этом году поступать в гимназию и не относится к ней по прописке?
- Идти в школу, - посоветовала замминистра образования. - Родителям надо сказать администрации школы, что они хотели бы, чтобы у них был организован класс с повышенным изучением предмета. После изучения возможностей школы будет принято решение об открытии классов с повышенным уровнем изучения.
Как будут отбирать детей в гимназии, в которых нет первых классов? Сейчас в 28 гимназиях нет младшей школы. В них откроют 1−4 класс.
- Мы предусматриваем, что в любой гимназии будет начальная школа.
Местные власти должны решить, сколько школа может принять первых классов. Они будут открываться с учетом детей, которые живут микрорайоне. Смогут ли вернуться в гимназию те, кто в прошлом году не поступил, а относится к ней по прописке? Смогут, если «есть свободные места». А если «мест нет», а сменить школу хочется? Надо обращаться в отдел образования, чтобы там подсказали, где есть класс с углубленным изучением нужного предмета, - посоветовала замминистра. В гимназиях окажутся дети с разным уровнем знаний. Как быть учителям? Замминистра образования уверена, что «этот момент - в руках учителя». Он должен создать условия для развития ребенка, у которого результаты ниже, и для ребенка, у кого знания выше. Кстати, сейчас разница между уровнем образования школьников и гимназистов есть. Средний балл по ЦТ у выпускников обычных школ - 37 баллов, у школ, где предметы изучают на повышенном уровне, - 53 балла, у гимназий - 59 баллов. Экзамены вводили, чтобы не было коррупции при поступлении в гимназии. Как теперь будут это контролировать? Это наше общее дело, чтобы коррупционных проявлений не было, ответила Раиса Сидоренко.

Гимназии в Беларуси закрывать не будут, но экзамены для поступления туда после четвертого класса отменят. В гимназии дети будут попадать по территориальному признаку, то есть по прописке. Более того, вплоть до старшей школы в гимназиях и школах будет одинаковая программа.

В Министерстве образования прокомментировали слухи о том, что гимназии будут закрываться. Вчера на этот счет писательница Евгения Пастернак выступила с открытым письмом в адрес министра образования Игоря Карпенко.

- Гимназии закрываться не будут, они останутся как учреждения образования, - сообщила пресс-секретарь Министерства образования Людмила Высоцкая, пишет TUT.BY - Но отменяем экзамены после четвертого класса. Вступительных экзаменов в пятый класс не будет. Пусть люди не тратят деньги и не готовятся. Даже сейчас Василий Иванович Жарко (вице-премьер Беларуси) сказал: скажите всем, что никаких экзаменов после 4-го класса не будет, дети должны иметь одинаковый доступ к получению образования.

В Министерстве образования добавляют, что поступать в гимназии учащиеся будут по территориальному признаку, то есть по прописке.

- А если человек не прописан рядом с гимназией, то как ему туда попасть?

- А зачем «попадать» в гимназию, если в школах и гимназиях будет одинаковая программа?

В Минобразования отмечают, что от обычных школ гимназии будут отличаться программой после девятого класса. После него же будет и профильное образование.

- После девятого класса будет независимый экзамен, и вот тогда уже будет поступление или в гимназию, или дальше, - отмечают в министерстве. - Допустим, я из другой школы и хочу поступить в гимназию. Будут поступать туда не после четвертого класса, а после девятого. Чтобы дети сами мотивированно выбирали себе ту программу обучения, которая им интересна. После девятого - или гимназия, или школа базовая, или профтехучилище. Это уже, считай, взрослый человек, который сам может определиться.

Впрочем, говорит Людмила Высоцкая, вопрос, когда именно будут сдавать экзамены в гимназию, еще решается.

- Может, и после восьмого класса. Тут надо посмотреть, чтобы была подготовка.

В Минобразования отмечают, что министр по поводу гимназий уже принял решение, а вопрос отмены экзаменов после четвертого класса сейчас решают на законодательном уровне. В министерстве отмечают, что учебные планы школ и гимназий уже сейчас имеют минимальные различия:

- В чем различия учебного плана на 2017−2018 учебные годы в гимназиях и школах? В гимназиях на изучение иностранного языка в 5−9-х классах выделяется пять часов против трех часов в школах. И по математике в 8-х и 9-х классах - 5 часов против 4 часов в школах.

Людмила Высоцкая отмечает:

- Сегодня у многих родителей есть заблуждение, что в гимназиях что-то изучается на повышенном уровне по сравнению с обычными школами. Различия минимальные. А хороший коллектив преподавателей сегодня может быть и в обычных школах. А то сегодня мы из гимназий делаем какую-то элиту. Мы хоть и говорим, что все прозрачно при поступлениях в пятый класс в гимназии, но сегодня возможность коррупции никто не отменял. И если слабый ребенок поступает в гимназию, то потом на фоне сильных детей он слишком уж выделяется. Да, в гимназиях есть профильные классы, где идет углубленное обучение, но они же сейчас есть и в обычных школах.

Напомним, что в начале октября этого года вице-премьер Василий Жарко высказывался о возможной отмене вступительных экзаменов в гимназии после четвертых классов.

- Сегодня дети, поступающие после четвертого класса в гимназии, получают стресс и не понимают, зачем им это надо. Я считаю, что дети должны иметь равные условия для получения образования, - заявил он.

Ранее с таким предложением выступил министр образования Игорь Карпенко. Это озвучили на Республиканском педсовете еще в августе 2017 года.

Нужны ли белорусским детям гимназии? В чем смысл обучения в них? Эти вопросы в последнее время то и дело поднимают чиновники.

Сегодня дети, поступающие после 4-го класса в гимназии, получают стресс и не понимают, зачем им это надо, - отметил вице-премьер Беларуси Василий Жарко. - Я считаю, что дети должны иметь равные условия для получения образования. Эти вопросы не должны выпадать из поля зрения родителей и педагогов.

Поддержал вице-премьера и министр образования Игорь Карпенко . Он уверен, что качество образования не должно измеряться «заветным местом в гимназии». ()

Что думают родители и учетеля о возможной отмене вступительных экзаменов в гимназии?

Ругия Кенгерли, бизнесвумен: Мы не поступили и вернулись обратно в свою школу

Я против гимназий в таком виде, в котором они сейчас есть. Другое дело, если бы это было учебное заведение для действительно одаренных детей, знания которых гораздо выше их ровесников, и им просто скучно в обычной школе. Но ведь зачастую родители лезут из кожи вон, чтобы их чадо было в числе лучших! Например, нанимают репетиторов чуть ли не по всем предметам. И это в 4-м классе! Кроме того, многие хотят обучать детей в элитном заведении. Одна моя знакомая рассказывала, как пристроила своего ребенка в гимназию, где учатся отпрыски состоятельных людей. Мол, туда всех детей привозят на Infiniti, и ребенку там точно будет хорошо.

Наслышана я и о возможности «поступления» в гимназию через личные договоренности с преподавателями, мало того, сама лично получала такое предложение - «устроить» туда своего ребенка. Тогда какой смысл в обучении в подобном заведении? К слову, моя дочка в 4-м классе изъявила желание стать гимназисткой, но мы не поступили и вернулись обратно в свою школу. И пережили это без страданий.

Меня смущает и сама подготовка к экзаменам в гимназию. Дети перед этими экзаменами находятся в предобморочном состоянии, трясутся, нервничают, не спят ночами. Я не понимаю: для чего ребенку в 4-м классе такие потрясения? Разве гимназия гарантирует им то, что они в будущем поступят в университет, станут хорошими специалистами? Как по мне, так ребенок должен иметь в жизни цели, желания. И что важно, свои желания, а не мамы с папой. К сожалению, я вижу таких специалистов после университета на работе, когда 25-летним парням и девушкам нужна новая мама, которая бы за них все решала.

Елена, преподаватель одной минской гимназии: «В гимназии ребенка мотивируют на учебу!»

Многие говорят про амбиции родителей. Мол, это им нужно поступление в гимназию, а не ребенку. Но каждый родитель хочет дать своему чаду хорошее образование! Разве это плохо? Да, дети, поступившие в гимназию, переживают стресс. Но они поступили, прошли тяжелые испытания, записались на различные факультативы… А сейчас им скажут, что это все было зря, и их гимназия станет обычной школой. К чему тогда были эти старания?

К слову, в нашей гимназии никто из учащихся не совершает правонарушений и не состоит на учете в милиции. И этому есть объяснение: дети нацелены на учебу! Уже в 5-м классе они мотивированы на получение знаний. К тому же в гимназиях другая учебная программа и другие учебники. Получается, что все это нужно менять?

Наши учащиеся всегда заняты: посещают факультативы, театральные, хореографические, музыкальные занятия. Можно сказать, что ребенок занимается тем, чем он хочет! А у детей, которые учатся в обычной школе, больше свободного времени, и они тратят его на не совсем полезные вещи.

Приведу личный пример: моя дочка училась в гимназии, сейчас она студентка. И она была очень удивлена, когда узнала от однокурсницы, что в ее классе всего три человека пошли на ЦТ . То есть никто из них не был мотивирован на то, чтобы получить высшее образование!

ВОПРОС ДНЯ

А нужны ли гимназии в принципе?

Алексей ХАЦКЕВИЧ, художник:

Средний сын Петр учился в гимназии в начальных классах, после 4-го хорошо сдал экзамены, но по баллам не прошел. Сейчас учится в обычной школе, получает десятки и прекрасно себя чувствует. Все зависит не от гимназии, а от педагогов, их профессиональных и человеческих качеств.

Александр НАЙДЕНОВ, программный директор радио «Юнистар»:

В моем понимании, гимназия - это своего рода элитные войска. Это статус, и статус, подтвержденный практикой. Так что они нужны. Сам хотел бы, чтобы дочка училась в гимназии.

Владимир МАЦКЕВИЧ, философ:

Чего хочет наш вице-премьер? Стимулировать развитие образования или затормозить его? Пока мы очень отстаем от времени и от других наций в мире. Поэтому нам нужны продвинутые школы. Не все гимназии продвинутые, но в них легче искать и вводить новое, развивать систему образования и стимулировать развитие учеников. А отбор учеников по достижениям и способностям - условие существования продвинутых школ.

Елена АНДРУШКЕВИЧ, педагог дополнительного образования:

Моя старшая дочь идет в школу в следующем году. И выбор места обучения для нас важен. Хочется, чтобы система образования готовила учащихся к жизни, а не давала знания для олимпиад и набора баллов. Если отличие гимназии от школы как раз и заключается в том, чтобы предложить иной способ преподавания и подачи знаний, тогда гимназии нужны как альтернатива школе, системе образования, которая не меняется много лет. Я бы очень хотела, чтобы даже в обычных школах преподавали больше музыки, мировой художественной культуры, ввели уроки по финансам, стартапам и прочим дисциплинам, полезным в жизни.

Алена СОБОЛЕВСКАЯ, I Т-специалист:

Я училась в городе, где гимназий не было. В обычной школе, не в самом сильном классе. Все знакомые школьники, которые хотели поступить в вузы, поступили. Обычная школа давала достаточно знаний для детей, которые вникали в домашние задания. Репетиторы тоже не были нужны большинству. Мое мнение: можно обойтись и без гимназий, у детей будет меньше стресса. Период с 1-го по 11-й класс - базовое образование, углубляться куда -то нет нужды (только если у ребенка явная склонность и желание достичь высот).

Яна НОВИКОВА, студентка:

Я училась сначала в обычной школе, но потом она стала гимназией, причем престижной. Считаю, что гимназия дает более высокий уровень образования, там работают более квалифицированные учителя. В некоторые гимназии очень жесткий отбор, а значит, туда попадают самые лучшие, и учиться там гораздо сложнее. Так что отменять гимназии не нужно.

Дарья КАЛЫХАН, учитель истории в школе:

Я работаю в небольшом городе: у нас три школы и одна гимназия. Я не против гимназий как таковых, если там действительно более углубленно изучают предметы по профилю. Но если сравнить школу, в которой я работаю, и гимназию, то, на мой взгляд, они ничем не отличаются. Кроме того, ученики за тот же уровень знаний получают более высокие оценки.

Заместитель министра образования Беларуси Раиса СИДОРЕНКО Фото:

В школах будут создаваться классы с повышенным уровнем изучения предметов. Родители детей, которые готовились поступать в гимназию, могут обратиться к администрации школы с просьбой организовать класс с повышенным уровнем изучения предмета. После изучения направления, которое интересует родителей, возможностей школы будет принято решение об открытии таких классов. Дети смогут продолжить обучение в школе своего микрорайона в классе с повышенным уровнем изучения отдельных предметов. Минобразования закладывает в правовые документы нормы о том, что в 10-11-м классах обучение будет проходить только на повышенном уровне. То есть после 9-го класса будет проводиться независимый экзамен, на основании которого будут отбирать учащихся в 10-й класс.

В обычных школах будут существовать и базовые классы, и, возможно, классы с повышенным уровнем изучения предметов, если такая потребность возникнет. Ребята, которые сегодня обучаются в гимназии достаточно далеко от дома, смогут продолжить обучение в школе своего микрорайона. Если в этой школе откроется класс с повышенным уровнем изучения предмета, отпадет необходимость ездить в гимназию. В этом случае в гимназии освободится место, на которое сможет претендовать любой учащийся из соответствующего микрорайона. Дети, которые сейчас учатся в 9-м классе гимназии, как и все остальные ученики школ, сдадут выпускной экзамен после окончания базовой школы. Далее они просто продолжат здесь обучение.

Начальная школа

В каждой гимназии Беларуси появится начальная школа. Сегодня в республике 28 гимназий, у которых нет начальной школы. Они формировались только на основании вступительных экзаменов в 5-й класс. В проекте Кодекса об образовании, который сейчас готовится, заложена норма о том, что гимназии функционируют с 1-го по 11-й класс. То есть предусмотрено, что в любой гимназии должна быть начальная школа.

Дополнительные часы

Гимназии смогут выделять дополнительные часы не только на иностранный язык, но и на другие предметы. Учебные программы в гимназиях и обычных школах абсолютно одинаковы, и никаких особых программ для гимназий с 2008 года нет. Единственное - в гимназиях два дополнительных часа выделены на изучение иностранного языка. Это новые программы, по ним работают уже 5-й, 6-й, 7-й классы. «Мы предлагаем эти два часа освободить от привязки к одному иностранному языку. То есть два часа останутся, но гимназия сама сможет определять, на какие предметы их дополнительно выделить. Это может быть иностранный язык, математика, физика с 8-го класса, а также любой предмет по выбору учреждения образования с учетом пожеланий родителей и самих учащихся», - сказала заместитель министра образования. Эти два дополнительных часа можно использовать в учреждениях общего среднего образования всех видов, то есть в любой школе. В связи с этим Раиса Сидоренко привела статистику: в республике сегодня 215 гимназий, из них только три являются гимназиями-интернатами. То есть только в трех таких учреждениях образования дети из сельской местности могут получать гимназическое образование, проживая в общежитии. Все остальные ученики 5-9-го классов лишены возможности дополнительного изучения учебных предметов, того же иностранного языка (разве что за счет факультативных занятий). Указ позволит организовать такое обучение на повышенном уровне в любой сельской школе, если для этого есть кадры, желание, мотивация у учащихся и их родителей.

По месту регистрации?

При приеме в гимназии не будет жесткой территориальной привязки. «Сегодня детей принимают в 1-й класс по месту проживания родителей. Хочу подчеркнуть, что это в основном действующий принцип. Мы понимаем, что очень жестко требовать этого от всех учреждений образования не стоит хотя бы по одной причине: у нас не так много гимназий с изучением предметов на белорусском языке. В такие гимназии приезжают учащиеся со всего города», - сказала Раиса Сидоренко. В случае жесткой территориальной привязки возникнет вопрос о существовании такой гимназии. «Таких ограничений, конечно, не будет. Мы максимально заинтересованы в том, чтобы сохранить наши белорусскоязычные учреждения образования», - отметила замминистра.

Подготовила Ольга ИВАШКО