Как улучшить звучание голоса. Как определить тип голоса и какие виды существуют? Сам себе экзаменатор

Вот несколько профессиональных советов, которые помогут улучшить звучание твоего голоса независимо от того, как ты поешь:

1. Открывай рот, опускай челюсть. При этом старайся держать мышцы вокруг рта и челюсти свободными. Это сделает звук богаче, полнее. 2. Поднимай мягкое небо. Не нужно зевать, я не говорю о «академическом куполе». Опускай язык «лопаточкой», расслабься. Все это увеличит пространство во рту и звук станет объемнее. 3. Не позволяй накапливаться слюне во рту , чтобы она не препятствовала звукоизвлечению и не мешала тебе. 4. Язык должен касаться нижних зубов , не перекрывай ним гортань, она должна быть открыта. 5. Артикуляционный аппарат (мышцы челюсти, губ, языка, неба) должен быть активен и расслаблен одновременно. Это легко! Когда ты хорошо чувствуешь эти мышцы, ты можешь делать с ними что угодно, они не будут тебе мешать и «делать зажим», а лишь наоборот! 6. Сядь или встань прямо, грудь поднята. Это одна из самых важных вещей. Голова не должна выдвигаться вперед, как у гуся, она должна быть на уровне шеи, спины и копчика. От этой постановки зависит качество твоего дыхания, а, значит, и звукоизвлечения. 7. Дыхание должно быть глубоким. Чувствуй его аж внизу спины и живота. Оттуда же и помогайте воздуху вместе со звуком выйти наружу, через рот. При этом очень важно расслабить мыщцы шеи, чтобы вдох не «застрявал» на уровне ключиц. 8. Старайся петь ровным звуком, не раскачивай его (если только ты не хочешь петь как пенсионер). Держи объем (резонаторное пение). При управлении динамикой (переключении тихо-громко и наоборот) представляй, как твой звук заполняет грудной, носовой (гайморовые пазухи, нос), головной резонаторы. 9. Обязательно распевайся, прежде чем петь песни. Это не только здоровье твоего голоса, а и свободные «верха», свободный летящий звук.10. Хорошое ощущение всех мышц губ и языка помогают понять, как соединить дыхание с вокалом и мышцы… Не торопись, всему свое время. 11. Найди хорошего, . Ничто не может заменить обратной связи, которую ты получаешь от другого. Хороший учитель даст тебе детальную информацию о твоем голосе и в идеале покажет, как исправить проблемы. Он объяснит основы постановки голоса, поможет найти свой стиль, манеру пения. Если ты не можешь себе этого позволить, читай наши статьи, закажи распевки, пиши и спрашивай обо всем, что тебя интересует. В любом случае, это также принесет свои результаты. 12. Вода – лучший напиток для голоса. Она должна постоянно быть с тобой. Ни алкоголь, ни молоко, ни что либо еще не сделает твой голос лучшим и уж тем более не сделает его более профессиональным, чем он есть! 13. Внимательно слушай профессиональных вокалистов. Вникай, как они делают вдох, какой объемный у них звук, как они работают с артикуляцией; изучай их вокальные особенности и привычки. 14. Не только слушай их, а и смотри их выступления. Изучай, наблюдай, критикуй! Все мы живые люди: фальшивые ноты, «петухи», неправильное дыхание и техника периодически бывают у всех! 15. Найди певцов, которые тебе нравятся и которые нет. Выясни, почему. В чем именно разница? Тембр? Манера? Произношение?Поведение на сцене? Внешний вид? Это будет развивать тебя, твои музыкальные вкусы и профессионализм. 16. Сравни, как артист звучит при исполнении одной и той же песни на записи и «вживую». Анализируй, в чем разница. Сколько реального, а сколько «сделанного» звукорежиссером? Покопайся, разберись в этом, прежде чем решишь, что «никогда не сможешь звучать так же хорошо». 17. После этих шагов, ты должен решить для себя раз и навсегда, что хочешь улучшить звучание своего голоса и начать наконец работать над этим. 18. Если ты хочешь сделать пение делом всей жизни, то будь готов положить на это годы упорного труда. 19. Спроси тех, чье мнение тебе особенно важно и ценно, что они делали для того, чтобы получить звук, который тебе так нравится. Не стесняйся, большинство из них будут польщены и рады поделиться с тобой этой информацией. 20. Но НИЧЕГО не заменит хорошего учителя…

Все певческие голоса подразделяются на женские, мужские и детские. Основные женские голоса – это сопрано, меццо-сопрано и контральто , а самые распространённые мужские голоса – тенор, баритон и бас .

Все звуки, которые можно спеть или сыграть на музыкальном инструменте, бывают высокими, средними и низкими . Музыканты, когда говорят о высоте звуков, пользуются термином «регистр» , подразумевая целые группы высоких, средних или низких звуков.

В глобальном смысле женские голоса поют звуки высокого или «верхнего» регистра, детские голоса – звуки регистра среднего, а мужские – звуки низкого или «нижнего» регистра. Но это верно лишь отчасти, на самом деле всё гораздо интереснее. Внутри каждой из групп голосов и даже внутри диапазона каждого отдельного голоса тоже есть разделение на высокий, средний и низкий регистр.

Так, например, высоким мужским голосом является тенор, средним – баритон, а низким – бас. Или, ещё пример, у певиц самый высокий голос – сопрано, средний голос вокалисток – это меццо-сопрано, а низкий – контральто. Окончательно усвоить разделение мужских и женских, ну заодно и детских голосов на высокие и низкие, вам поможет вот эта табличка:

Если говорить о регистрах какого-либо одного голоса, то у каждого из них есть и низкие звуки и высокие. Например, тенор поёт и низкие грудные звуки, и звуки высокие фальцетные, не доступные басам или баритонам.

Женские певческие голоса

Итак, основные виды женских певческих голосов – это сопрано, меццо-сопрано и контральто. Они различаются, прежде всего, диапазоном, а также тембровой окраской. К числу тембровых свойств можно отнести, например, такие, как прозрачность, лёгкость или, наоборот, насыщенность, сила голоса.

Сопрано – женский самый высокий певческий голос, его обычный диапазон – две октавы (целиком первая и вторая октава). В оперных спектаклях часто партии главных героинь исполняются именно певицами с таким голосом. Если говорить о художественных образах, то лучше всего высокий голос характеризует молодую девушку или какого-нибудь фантастического персонажа (например, фею).

Сопрано по характеру звучания разделяют на лирическое и драматическое – вы и сами легко можете представить себе, что партии девушки очень нежной и девушки сильно страстной не может исполнять одна и та же исполнительница. Если голос с лёгкостью справляется с быстрыми пассажами и фиоритурами в своём высоком регистре, то такое сопрано называют колоратурным .

Контральто – уже говорилось о том, что это самый низкий из женских голосов, притом очень красивый, бархатный, к тому же и очень редкий (в некоторых оперных театрах нет ни одного контральто). Певице с таким голосом в операх нередко поручают партии мальчиков-подростков.

Ниже приводится табличка, в которой называются примеры оперных партий, которые часто исполняют те или иные женские певческие голоса:

Давайте, послушаем, как звучат женские певческие голоса. Для вас – три видео-примера:

Сопрано. Ария Царицы ночи из оперы «Волшебная флейта» Моцарта в исполнении Белы Руденко

Меццо-сопрано. Хабанера из оперы «Кармен» Бизе в исполнении прославленной певицы – Елены Образцовой

Контральто. Ария Ратмира из оперы «Руслан и Людмилы» Глинки в исполнении Елизаветы Антоновой.

Мужские певческие голоса

Основных мужских голоса всего три – это тенор, бас и баритон. Тенор из них самый высокий, его высотный диапазон – ноты малой и первой октав. По аналогии с тембром сопрано, исполнителей, обладающих этим тембром, разделяют на теноров драматических и теноров лирических . Кроме того, иногда упоминают такую разновидность певцов, как «характерный» тенор . «Характер» ему придаётся каким-нибудь фоническим эффектом – например, серебристостью или дребезжанием. Характерный тенор просто незаменим там, где требуется создать образ седовласого старика-старца или какого-нибудь хитреца-пройдохи.

Баритон – этот голос отличается своей мягкостью, густотой и бархатностью звучания. Диапазон звуков, которые может спеть баритон, заключается в пределах ля большой октавы до ля первой октавы. Исполнителям с таким тембром часто поручаются мужественные партии персонажей опер героического или патриотического плана, однако мягкость голоса позволяет раскрывать и любовно-лирические образы.

Бас – голос самый низкий, может петь звуки от фа большой октавы до фа первой. Басы бывают разные: одни раскатистые, «гудящие», «колокольные», другие жёсткие и очень «графичные». Соответственно и партии персонажей для басов отличаются разнообразием: это и героические, и «отцовские», и аскетические, и даже комические образы.

Наверное, вам интересно узнать, какой же из мужских певческих голосов самый-самый низкий? Это бас-профундо , иногда певцов с таким голосом называют также октавистами , так как они «берут» низкие ноты из контроктавы. Кстати, мы ещё не упомянули о самом высоком мужском голосе – это тенор-альтино или контртенор , который совершенно спокойно поёт почти женским голосом и с лёгкостью достигает высоких нот второй октавы.

Как и в предыдущем случае, мужские певческие голоса с примерами их оперных партий отображены в табличке:

Теперь послушайте, каково звучание мужских певческих голосов. Тут для вас ещё три видео-примера.

Тенор. Песня индийского гостя из оперы «Садко» Римского-Корсакова в исполнении Давида Послухина.

Баритон. Романс Глиэра «Сладко пел душа-соловушко», поёт Леонид Сметанников

Бас. Ария князя Игоря из оперы Бородина «Князь Игорь» в оригинале написана для баритона, но в данном случае её поёт один из самых лучших басов XXвека – Александр Пирогов.

Рабочий диапазон голоса профессионально обученного вокалиста в среднем обычно составляет две октавы, иногда, правда, певцы и певицы обладают куда более широкими возможностями. Для того, чтобы вы хорошо ориентировались в тесситурах при выборе нот для занятий, предлагаю вам познакомиться с рисуночком, наглядно демонстрирующим допустимые диапазоны для каждого из голосов:

Перед заключением хочу порадовать вас ещё одной табличкой, с помощью которой можно познакомиться с вокалистами, обладающими тем или иным тембром голоса. Это нужно для того, чтобы вы самостоятельно могли найти и послушать ещё больше аудио-примеров звучания мужских и женских певческих голосов:

На этом всё! Мы с вами говорили о том, какие бывают голоса у певцов и певиц, разобрались с основами их классификации, размерами диапазонов,выразительными возможностями тембров, а также послушали примеры звучания голосов знаменитых вокалистов. Если вам понравился материал, поделитесь им на своей страничке в контакте или в своей ленте твиттера. Для этого под статьёй есть специальные кнопочки. Успехов!

  • Как улучшить голос, чтобы люди были готовы слушать вас долго
  • Тренировка голоса: можно ли изменить свой голос и сделать речь более благозвучной
  • Как во время публичного выступления привлечь голосом внимание аудитории
  • Как меняется голос человека в стрессовых ситуациях
  • Почему Генеральный Директор компании «Все для сада» решил работать над своим голосом и каких результатов он достиг

В этом материале мы расскажем вам, как улучшить голос и тренировать его. Большинство людей полагают, что характеристики голоса – нечто данное природой раз и навсегда. Однако это не так. Специалист по личностному развитию Николаус Б. Энкельман, 35 лет изучающий психологию успешных людей, утверждает: «Тот, кто изменяет свой голос, изменяет свой банковский счет».

Мозг предпринимателя работает не так, как у большинства людей. Эта точка зрения получает все больше научных подтверждений благодаря исследованиям.

Мы подготовили полезную статью, в которой рассказываем, чем отличается предпринимательское мышление и как его тренировать.

Бонус! В статье Вы найдете 4 способа тренировать предпринимательский мозг .

Если Вы уже являетесь подписчиком журнала «Генеральный Директор», читайте статью

Общаясь с собеседником или выступая перед аудиторией, мы задействуем три средства передачи информации: слова (из них слушатель получает 7% всех сведений), жесты (55%) и интонацию (38%). При телефонном разговоре средств передачи информации всего два – это интонация (86%) и слова (14%). Вот почему тренировка голоса призвана содействовать достижению коммерческого результата.

  • Стоит ли Генеральному Директору становиться публичной персоной

Какой голос люди считают приятным

Тон . Большинству людей высокий голос неприятен, а низкий – наоборот, нравится. Известно, что Маргарет Тэтчер тренировалась понижать голос, чтобы придавать речи большую жесткость. В подсознании человека высокие звуки связаны с чувством тревоги.

Высота тона зависит от частоты вибрации гортани. У людей высокого роста большая гортань, а следовательно, низкий, подсознательно привлекательный голос. Низкий мужской голос ассоциируется с силой, лидерством, уверенностью в себе и умением убеждать других. Именно поэтому, даже не видя обладателя низкого голоса, мы представляем его высоким и симпатичным. Приятный женский голос ученые характеризуют как не громкий и не тихий, не резкий, не слишком низкий, спокойный, лишенный раздражающих нот.

Слышимость . На тренинге по постановке голоса обучаемым часто предлагают сообщить одну и ту же информацию разным людям, находящимся в актовом зале, в церкви, на шумной вечеринке и в небольшой комнате для переговоров. Вывод, к которому подталкивают тренеры, заключается в том, что слышимость голоса не зависит от громкости и правильно поставленный голос одинаково хорошо слышен во всех уголках помещения. Задача говорящего – чтобы голос обычной громкости распространялся равномерно. В повседневном разговоре мы наполняем воздухом лишь верхушки легких – для получения же приятного грудного голоса, легко распространяющегося на большое расстояние, нужно дышать глубоко.

Интонация . Это еще одна важная деталь. В зависимости от смысла фразы голос говорящего должен то подниматься, то опускаться. Речь человека, не владеющего интонацией, монотонна и потому утомительна для окружающих. Чтобы голос не звучал слишком монотонно, он должен охватывать хотя бы октаву.

Как улучшить голос: тренировка голоса

Прежде всего, познакомьтесь со своим голосом. Для этого специалисты по риторике советуют записать его на диктофон. Наверняка Вы удивитесь тому, что услышите. Если после десятиминутного разговора Ваше горло устает или же Ваш голос звучит слишком молодо для человека, занимающего высокую должность, – значит, пора работать над собой. Вот несколько советов, как улучшит голос:

1. Развивайте правильное дыхание . Ученые-физиологи из Российского университета дружбы народов в ходе экспериментов выяснили, что голосовой спектр зависит от объема воздуха, который человек может выдохнуть, и от проходимости трахеи и бронхов. Для развития дыхания выполняйте такие упражнения: плавный вдох через нос и свободный выдох, произнесение гласных звуков на вдохе, счет во время вдоха до десяти или до пятнадцати, произнесение фразы или скороговорки на одном выдохе. Улучшению голоса и укреплению дыхательной системы также способствуют пение, посещение тренажерного зала и... надувание воздушных шариков.

2. Повышайте подвижность нижней челюсти, губ и мышц языка . Для нижней челюсти, например, полезно такое упражнение: опустив челюсть, откройте рот, вытянув губы в вертикальный овал (языком при этом не двигайте), а через две-три секунды закройте его. Повторите пять-шесть раз.

Для тренировки губ сожмите их и вытяните вперед, потом медленно поверните губы вправо, влево, вверх, вниз; наконец, сделайте губами круговое движение сначала в одну, а потом в другую сторону.

А вот упражнения для языка. Приоткройте рот и кончиком языка выписывайте в воздухе буквы алфавита, после каждой буквы возвращая язык в исходное положение. Или другое: приоткрыв рот и слегка высунув язык, расправьте его, сожмите или выгните чашечкой. Повторите пять-шесть раз.

3. Учитесь четко произносить звуки и слова . Этого можно достичь за счет правильной артикуляции каждого звука. Например, четкую и выразительную речь Вы выработаете, если ежедневно по 5–10 минут станете громко читать текст без согласных звуков. Скажем, фраза «учитесь говорить правильно» будет звучать как «уиэ оои аио». При этом помните: для достижения четкой дикции нужно достаточно широко открывать рот, чтобы не цедить звуки сквозь зубы.

В результате этих упражнений голос становится более низким и благозвучным, его диапазон расширяется, а произношение делается четче. Научившись говорить «профессионально», используйте этот голос и в повседневной жизни. Двух голосов – для неформальной беседы и открытых публичных выступлений – быть не должно.

Тренировка голоса: особенности публичного выступления

Во время выступления важную роль играют мышцы ног. Нужно опираться на полную ступню – тогда создается осанка, необходимая для правильного дыхания и четкой работы сердца. Выпрямитесь во весь рост и слегка откиньте голову – Вам будет легче контролировать голосовой аппарат. Голосу не должны мешать зажатое дыхание, вытянутая шея, напряженная нижняя челюсть, иные телесные перегрузки. Наберите в легкие побольше воздуха, чтобы контролировать свой голос.

Если перед выступлением Вы волнуетесь, можно немного походить. Ходьба успокаивает, а также поддерживает работу сердца и голосового аппарата. Часто можно видеть, как профессиональные лекторы активно потирают руки перед началом выступления. Подобная «зарядка» способствует прогреванию и расслаблению мышц плеч и шеи, что позитивно отражается на голосе.

Также помните, что громкость издаваемых Вами звуков зависит от объема воздуха в легких. Если Вы выступаете перед публикой с использованием микрофона, не стоит говорить громко – иначе качество передачи звука ухудшится. Стоит отметить, что чем ниже голос, тем меньше он искажается усилительными приборами.

Для привлечения внимания, как и для выражения искренней симпатии, стоит говорить чуть тише, а слова, на которых делается акцент, позволительно произносить на полдецибела выше.

А вот экспрессия в общественном выступлении неуместна. В неформальной беседе мы часто эмоционально выражаем отношение к предмету разговора. В официальном докладе этого желательно избегать.

  • Как выступать, чтобы люди запомнили Вас и Вашу компанию

Как улучшить голос перед важным телефонным разговором

В телефонном разговоре особое внимание стоит уделить доверительной, дружеской интонации, четкости и достаточной громкости речи. Громко беседовать не стоит – иначе может сложиться впечатление, будто Вы взволнованы. Однако, если Ваш голос звучит слишком тихо, собеседнику придется переспрашивать или прислушиваться, и это будет его настраивать против Вас. Говорить нужно в обычном темпе (не более 120 слов в минуту): быстрая речь утомляет, слишком медленная – раздражает. Психологи советуют улыбаться невидимому собеседнику: положительное отношение слышится в интонации, причем при разговоре по телефону оно действует сильнее, чем при личной встрече. Употребляйте фразы, передающие эмоциональный настрой: «Очень рад», «Удивительно», «Сомневаюсь». Лучшее, что может услышать от Вас собеседник: «Я тоже так думаю».

Как меняется наш голос в зависимости от ситуации

Во время публичного выступления, как и в ходе частной беседы, помните, что при волнении или напряжении громкость и высота голоса повышаются автоматически, поэтому можно непроизвольно перейти на крик. Если говорящий сердится, голос становится резким. В моменты неуверенности у человека ускоряется темп речи. Усталый голос становится хриплым, а тембр печального голоса – ниже обычного. Желающие обсудить деловой вопрос, развалившись на диване или в мягком кресле, должны помнить, что собеседник обязательно услышит это – ведь когда Вы лежите или полулежите, меняется угол диафрагмы, а соответственно, и тембр голоса. Кроме того, голос может сделать человека старше или, напротив, моложе. Например, на одном из тренингов собравшиеся получали задание определить возраст говорящего по голосу. Один и тот же человек произносил одну и ту же фразу с разными интонациями. Повышенный тон, гнев и страх делали говорящего старше, тогда как радость и доброжелательность позволяли ему сбросить десять лет.

Также помните: даже певцу не стоит напрягать голосовые связки больше четырех часов в день. Иначе через некоторое время может возникнуть несмыкание связок, ведущее к потере голоса.

Говорит Генеральный Директор

Андре Бильдер, Генеральный Директор компании «Все для сада», Оберхаузен (Германия)

Я всегда считал, что голос дан нам от природы и повлиять на его тембр и звучание практически невозможно. Однако опыт коллег убедил меня в обратном. Нашлись и другие причины заняться своим голосом: в поиске новых заказчиков мне приходилось участвовать в международных встречах, и там нужно было в ходе выступления убедить потенциальных клиентов в надежности моей компании.

Основная цель, которую я ставил перед собой, – сделать голос ниже. Высокий голос не очень приятен собеседнику. На тренинге мы решали разные задачи; вот одна из них. Нам нужно было добиться, чтобы сокурсники согласились на сделку в разных обстоятельствах: в полном зале, по телефону и в присутствии коллег. Самое сложное оказалось в том, чтобы не начать кричать на всю аудиторию, – ведь большинство людей считают, что чем громче мы говорим, тем лучше доносим содержание. На самом деле лишние децибелы только отталкивают слушателей. Конечно, голос не должен быть монотонным, но не стоит и выходить за определенные рамки.

Чтобы изменить свой голос, я работал над дыханием. Помимо этого, для развития языка, губ и мышц лица делал дома различные упражнения: строил забавные рожицы перед зеркалом, доставая кончиком языка то нос, то подбородок, а затем сжимал рот в трубочку и растягивал губы в бесконечной улыбке. Сейчас я слышу, что мой голос звучит не только более дружелюбно и уверенно, но и весомо, авторитетно (я записывал его на диктофон до начала обучения и по его окончании). Также я слежу за четкостью произношения звуков и выбором нужных слов. Я изменил некоторые свои привычки – теперь, например, общаясь по телефону, не разваливаюсь в кресле, даже если в кабинете никого нет. Интересно, что с новым голосом мне стало легче не только на работе, но и дома. Дети воспринимают мои просьбы и наставления беспрекословно, да и жена меньше спорит.

Голос каждого человека неповторим по своему звучанию и особенностям. Если говорить о характеристиках певческих голосов, то здесь отличительные черты такие: тембр, диапазон, высота раскрытия и индивидуальность.

Как определить тип голоса? Классификация мужских и женских голосов по вокальным характеристикам, существующая в наши дни, была придумана в итальянской оперной школе. О том, какой тип голоса у исполнителя, нетрудно узнать во время прослушивания. Специалисты обращают внимание на его тембр, тональность, особенности и тесситуру, а затем делают вывод.

Тембр

Тембром голоса называют его индивидуальную окраску и яркость. Голос может звучать насыщенно или мягко, окраска может быть темной или светлой. Преподаватели различают следующие типы тембра голоса: резкий и мягкий, грудной, головной, смешанный.

Вокалист, который обладает мягким и приятным для слуха тембром, будет более востребован, чем тот, кто имеет резкую и отталкивающую манеру пения. По сути, от тембра голоса зависит, сможет ли человек заниматься вокалом.

Тембр каждого из нас уникален, поэтому мы можем легко определить звучащий голос одного из любимых певцов благодаря его индивидуальным особенностям.

О тональности

Стоит учесть, что в каждом произведении голос может звучать по-разному, поэтому лучше петь в своем рабочем диапазоне. Им, в свою очередь, мы называем тот диапазон нот, которым вокалист способен придать красивую окраску и качественное звучание. Здесь речь не идет о полном диапазоне нот, которые человек может взять своим голосом. Так вот, исходя именно из рабочего диапазона, стоит выбирать тональность для определенного произведения.

Что такое диапазон?

Диапазон каждого типа голоса определяют во время распевания, а также в процессе исполнения песни в удобной для человека тональности. В большинстве случаев певческие голоса обладают конкретным диапазоном, благодаря которому легко определить его тип. Особо ценятся исполнители, которые имеют широкий рабочий диапазон и поэтому могут заменить одного из своих коллег с другим голосом.

О тесситуре

Тесситурой называют участок диапазона, в котором певцу комфортно петь. То есть она может быть удобной или неудобной для определенного голоса. Бывает так, что одному исполнителю песня может быть удобной, а другому - нет, хотя оба обладают одинаковым диапазоном. Это означает, что участок диапазона для комфортного пения у них разный. Поэтому чем он шире, тем удобнее петь.

Более того, исполнитель должен научиться правильной технике пения. Неправильная искажает голос. Чтобы он звучал красиво и убедительно, необходимо обратить внимание на следующие технические особенности:

  • Вы должны дышать диафрагмой, то есть живот должен при вдохе приподниматься, а при выдохе опускаться. Это поспособствует большему контролю над
  • Сохраняйте правильную осанку во время пения. Шею лучше держать прямой и расслабленной. Если стоять прямо, то дышать будет легче.
  • Задняя часть горла во время пения должна быть открытой, гласные пропевайте четко.

Поставить свою технику пения может любой человек. Если говорить о технике вокала, то развитие будет зависеть от наличия концентрации памяти и внимания, объема легких и особенностей голосовых связок. По сути, независимо от того, какие у человека физиологические особенности и вокальные данные, развить певческий голос можно.

Для развития голоса

  • Не ставьте для себя завышенных планок в ожидании прогресса, наберитесь терпения и продолжайте тренировать голос.
  • Пойте сначала простые песни, а затем беритесь за более сложные.
  • Голосовым связкам вредит холодное и горячее питье. Лучше пить воду комнатной температуры, и когда поете, время от времени увлажнять горло теплой водой.
  • Проникнитесь тем, что вы исполняете, постарайтесь почувствовать и передать эмоции этой песни.
  • Важно определить, какой музыкальный стиль для вас более родной, для этого потренируйтесь в пении разных стилей музыки.
  • Полезно для слуха играть ноты на пианино и пропевать их.
  • Не пейте апельсиновый сок и молочные напитки, поскольку они обволакивают горло и затрудняют пение.
  • Разговаривайте на своей обычной интонации, поскольку и шепот и крик могут навредить голосовым связкам.

Характеристика женских типов голоса

Сначала рассмотрим типы женских голосов. Большинство женщин, занимающихся вокалом, обладают сопрано. Кстати говоря, именно он имеет наибольшее число разновидностей. Он отличается звонким и прозрачным характером, а также выразительностью, звучание открытое и легкое.

Различают драматическое, лирическое и колоратурное сопрано.

Меццо-сопрано известен насыщенным звуком и глубоким тембром. Звучание такого голоса ниже, чем у сопрано. Этот голос тоже может быть драматическим или лирическим.

Основные типы мужских голосов

Если говорить о баритоне, то это более тяжелый, чем тенор, тип голоса. Он обладает ярким и сильным звучанием в верхней части диапазона. Баритоны бывают лирическими и драматическими.

Некоторые заблуждения о классификации голосов по типам

Некоторые исследователи высказывают мнение, якобы не существует никаких типов голоса вообще, и выделяют только женские и мужские. Они считают, что звучание голоса зависит только от конкретных особенностей методик и постановок, другими словами, любая женщина может быть и контральто, и меццо-сопрано, и сопрано.

Однако вокальные данные многих исполнителей подтверждают нелепость этих заявлений. Только в очень редких случаях человек может иметь особые вокальные данные, позволяющие ему петь разными типами голосов. В большинстве случаев исполнитель не может преодолеть различия в тесситуре, например, в терцию. Более того, завышенная или заниженная лишь на один тон тесситура способна навредить голосу.

Упомянем и другие заблуждения, касающиеся типов голоса. Существует мнение о том, что эстрадные исполнители не нуждаются в определении типа голоса, и что классифицируют их только для академического пения. Но такое мнение отличается от действительности, поскольку типы голоса человека природой разделены на три женских и три мужских.

К тому же некоторые путают тембр и тип голоса, хотя это совсем разные термины. Под типом голоса подразумеваются звуковысотные особенности, а разновидности тембра не играют особой роли в таком тонком деле, как определение типа голоса. Индивидуальные показатели тембра важны для выбора своего стиля пения, и чтобы отметить художественные характеристики голоса. Итак, типы голоса являются его звуковысотными показателями, определяемыми с помощью шкалы звукоряда.

Об особенностях голоса

Голос человека невозможно заменить никаким из известных нам музыкальных инструментов, ни голосом каких-либо других созданий, поэтому на живое пение человеческая душа реагирует очень тонко, получая побуждения для сердца и разума.

В прошлом существовало мнение о том, что фониатрия способна, осмотрев оценив размер и форму кадыка, определить тип голоса исполнителя. Считалось, что тенор будет обладателем менее заметного кадыка, а у басов он более выдающийся. Но после многочисленных осмотров и научных исследований стало понятно, что строение кадыка и гортани никак не влияет на тип голоса. Если говорить о связках, то их строение может сыграть роль, но нужно оценить толщину, прочность, размер и эластичность.

Итак, существует конкретный комплекс внешних признаков и личных ощущений, которые помогают определить тип голоса во время пения. Голосовые связки человека очень чувствительные, их довольно легко повредить, что навредит голосу или же он совсем может пропасть.

Поскольку преподаватели тоже иногда ошибаются, во время слушаний лучше не напрягать свой голос слишком сильно, например, исполняя песню в не очень удобной тесситуре. Если вам кажется чей-то голос более ярким и выразительным, чем ваш, не забывайте о том, что каждый из нас имеет неповторимый голос, поэтому пойте только в свойственной себе манере.

Интересно, что когда правоохранительные органы ищут преступников, их выдают особенности голоса. Для поиска правонарушителей спецслужбы пользуются особо разработанными методами идентификации речи. Благодаря индивидуальному звучанию, которое называют обертонами, нам нетрудно узнать по голосу того или иного знакомого человека.

По сути, это является индикатором душевного и эмоционального состояния каждой личности, выражением наших внутренних сил. Именно благодаря голосу можно услышать страх перед публикой, депрессию, восторг, истерику, почувствовать благодарность или ненависть.

Внешне привлекательный человек с неприятным голосом – захочется ли продолжать общение с человеком, имеющим такой недостаток? Скорее всего, ответ будет отрицательным. А, как улучшить голос – ведь он с нами с самого рождения? Можно ли как-то повлиять на собственный голос?

Простые правила для красоты звучания

Сам себе экзаменатор

Как улучшить звучание голоса? Чтобы развить голос – нужно его тренировать. Песни под фонограмму – отличный вариант для домашних упражнений. Для оценки качества звучания собственного голоса нужно сделать аудио-запись для начала одной пропетой песни. После записи самое время оценить свой труд – прослушать запись. Следует быть критичным к себе – представьте, что спетая Вами песня будет транслироваться по радио. Также можно дать прослушать свои певческие тренировки друзьям. После освоения пения с «минусовкой» стоит попробовать спеть любимую песню без музыкального сопровождения. Для оценки качества звучания также нужно записать пение на аудио-носитель.

Дневник наблюдений за голосом

Такой дневник нужно завести любому, кто хочет улучшить свой голос. Записи стоит поделить на несколько колонок: интонация, крик, смех, шепот, пение. Свои наблюдения стоит записывать при малейших изменениях, которые происходят с голосом. Такие записи помогают анализировать процесс развития.

Кривляние + подражание

Всегда есть идеал, к которому человек стремится. Наверняка, найдется любимый певец или певица, чей голос Вас завораживает и привлекает. Стоит попробовать изобразить для начала небольшой отрывок из песни, подражая певческой манере «любимчика». С каждым днем тренировок пение все больше будет становится похожим на то, к которому стремишься.

Игра в «молчанку»

Как бы это странно не звучало, но каждому, озабоченному проблемой – как улучшить голос для пения, - стоит ввести такое правило. Нужно молчать хотя бы один час каждый день. Это состояние можно сравнить с вакуумом – ощущение должно быть такое, как будто внутри пустота и густое молчание. Ни мыслей, ни звуков… только – тишина.

Правила для быстрого повышения качества голоса

  • нельзя курить;
  • нельзя петь на морозе или в плохо отапливаемом помещении;
  • нельзя кричать или постоянно повышать голос;
  • нельзя долго говорить;
  • нельзя кушать «вредные» продукты: чипсы, семечки, мороженое, острое. Также относительно еды можно сказать, что людям, повышающим качество голоса, категорически нельзя принимать в пищу слишком холодные или очень горячие блюда.

Певцам и ораторам посвящается

Для многих не секрет – чтобы быть певцом или оратором, нужно постоянно развивать голосовые связки. Узнать - как поставить голос, - можно, пройдя по . А вот как улучшить голос для пения? Для этого необходимо выполнять ряд несложных дыхательных упражнений:

Звуки на выдохе

Сначала нужно глубоко вдохнуть и на выдохе произнести следующие звуки по порядку: и, э, а, о, у. Последовательность произношения имеет значение – начинать следует со звука самой высокой частоты. Упражнение следует повторять 3 раза.

Любимая буква «м»

Это упражнение помогает задействовать область груди и живота. Нужно произносить букву «м» три раза – очень тихо, чуть громче и очень громко. Каждый раз нужно максимально долго «тянуть» с закрытым ртом букву «м».

Помимо дыхательных упражнений существуют маленькие секреты, которые могут помочь вокалистам и ораторам перед выступлением:

  1. За несколько часов до выступления стоит воздержаться от употребления пищи. Лучше «смягчить» связки теплым молоком с маслом.
  2. Алкоголь «сушит» связки, поэтому не стоит употреблять «горячительные» напитки, если предстоит петь или говорить на сцене.

Получается, что каждый человек в состоянии повлиять на собственный голос. Причем без особых усилий – достаточно лишь систематизировать упражнения и требуемые воздержания, и следовать своим правилам изо дня в день.