Комбинаторные навыки. Развитие комбинаторных способностей детей старшего дошкольного возраста

Психологическая диагностика уровня развития познавательных процессов человека - важная со ставляющая деятельности психолога во многих сферах общественной практики. Большинство со временных профессий предполагают наличие у ра ботника тех или иных способностей. Причем в ряде случаев при низком уровне развития соответствую щих способностей осуществление деятельности становится просто невозможным. Эти методы так же необходимы при ранней диагностике детской одаренности. Многие тесты позволяют быстро и до статочно точно определить причину возникающих у ребенка трудностей в ходе усвоения школьной программы.

Диагностика способностей дает возможность человеку выбрать вид деятельности, наиболее соот ветствующей его возможностям и склонностям. Это, безусловно, влияет на формирование положи тельной профессиональной мотивации, удовлетво ренности трудом и, как следствие, на удовлетво ренность жизнью в целом.

Проблеме способностей посвящено огромное ко личество исследований. Библиография включает ра боты видных отечественных ученых Б. Г. Игнатьева, А. Н. Леонтьева, В. М. Мясищева, К. К. Платонова и др. Наиболее отчетливо определение способно стей, их основных признаков и факторов развития сформулировано Б. М. Тепловым в его известной ра

боте «Способности и одаренность». Теплов выделя ет 3 основных признака способностей как индиви дуально психологических особенностей человека: во первых, они отличают одного человека от друго го, во вторых, они имеют отношение к успешности выполнения какой либо деятельности или многих видов деятельности, в третьих, они не сводятся к на личным знаниям, умениям, навыкам, но могут объяс нить легкость и быстроту их приобретения.

Природные, врожденные факторы в формиро вании способностей рассматриваются отечествен ными психологами как анатомо физиологические задатки, лежащие в основе формирования способ ностей. Сами же способности - всегда результат развития в конкретной деятельности. С. Л. Рубин штейн пишет: «Исходные природные различия между людьми являются различиями не в готовых способностях, а именно в задатках. Между задатка ми и способностями еще очень большая дистанция; между одними и другими - весь путь развития личности».

Принято выделять общие и специальные спо собности. Общие способности обеспечивают овла дение разными видами знаний и умений, которые человек реализует во многих видах деятельности. В отличие от общих специальные способности рас сматриваются в отношении к отдельным, специаль ным областям деятельности.

МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для исследования спо

собности классификации и анализу. Обследуемым предлагается бланк с 17 рядами слов. В каждом ря

ду 4 слова объединены общим родовым понятием,

а пятое к нему не относится. За 3 минуты обследуе

мые должны найти эти слова и вычеркнуть их.

Тестовое задание

1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный,

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торо

4. Лист, почва, кора, чешуя, сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму

щаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

8. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, на падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер, неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой, отваж

1. Василий, Федор, Семен, Иванов , Петр.

2. Дряхлый, маленький , старый, изношенный, ветхий.

3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно , торо

4. Лист, почва, кора, чешуя , сук.

5. Ненавидеть, презирать, негодовать, возму щаться, понимать.

6. Темный, светлый, голубой , яркий, тусклый.

7. Гнездо, нора, курятник, сторожка , берлога.

8. Неудача, волнение , поражение, провал, крах.

9. Успех, удача, выигрыш, спокойствие , неудача.

10. Грабеж, кража, землетрясение , поджог, на падение.

11. Молоко, сыр, сметана, сало , простокваша.

12. Глубокий, низкий, светлый , высокий, длин

13. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

14. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

15. Секунда, час, год, вечер , неделя.

16. Смелый, храбрый, решительный, злой , отваж

17. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер,

чернила.

Выделены правильные ответы.

Оценка выставляется по 9 балльной системе с помощью следующей таблицы:

Таблица 51

Количество

правильных

МЕТОДИКА «КОМБИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

Назначение: методика предназначена для оцен

ки логического мышления.

Суть методики заключается в том, что обследуе

мые должны найти для каждого цифрового шифра

соответствующие буквенные комбинации и из них

составить 16 четырехбуквенных слов. Время -

Методические указания: объяснить испытуе

мым, где они должны написать ответы. При наличии

различных вариантов методики могут быть розданы

по рядам так, чтобы четные ряды выполняли четный

вариант, а нечетные - нечетный.

Часть 2. Темперамент, характер, познавательные процессы

Демонстрационный плакат

НЦ 5345

ГО ОКНО

Составление заключения. Оценка логического

мышления производится по количеству правильно составленных четырехбуквенных слов в соответ ствии с таблицей.

Таблица 52

Кол во пра

вильно соста

вленных слов

Инструкция : «перед вами бланк, на котором

1) ключ к шифру (10 цифр от 0 до 9, каждой из ко торой соответствует по две буквы);

2) 16 шифров (четырехзначные числа).

Вы должны рядом с каждым шифром выписать

соответствующие его цифрам буквенные комбина

ции, составить из них одно четырехбуквенное сло во существительное».

Например . Шифр 5345, соответствующие соче

тания букв: 5 ГО; 3 ВК; 4 НЦ; 5 ГО.

Слово - «ОКНО».

Время работы 5 минут.

Ключ к шифру

ОБРАЗЕЦ БЛАНКА

Ф. И. О. _______________________________________ Дата __________________

Глава 5. Психологическая диагностика способностей

МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»

Методика предназначена для выявления спо собности к обобщению, анализу и классификации.

Обследуемым предлагается бланк с 20 рядами слов. В каждом из них набор из 5 слов, 2 из которых более всего с ним связаны. Задача обследуемого - найти в каждом ряду по 2 слова, наиболее соответ ствующих обобщающему понятию, и подчеркнуть их. Время на выполнение работы - 3 минуты.

Тестовое задание (правильные ответы подчеркнуты)

1. Сад (растения , садовник , собака, забор, земля).

2. Река (берег , рыба, рыболов, тина, вода ).

3. Город (автомобиль, здание , толпа, улица , вело сипед).

4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша , скот, стены ).

5. Куб (углы , чертеж, сторона , камень, дерево).

6. Деление (класс, делимое , карандаш, делитель ,

7. Кольцо (диаметр , алмаз, проба, округлость , пе

8. Чтение (глава , книга , печать, картина, слово).

9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бу

мага , редактор ).

10. Игра (карты, игроки , штрафы, наказания, правила ).

11. Война (самолеты, пушки, сражения , ружья,

солдаты ).

12. Книга (рисунки , война, бумаги, любовь, текст ).

13. Пение (звон, искусство, голос , аплодисмен

ты, мелодия ).

14. Землетрясение (пожар, смерть, колебания

почвы , шум , наводнение).

15. Библиотека (город, книги , лекция, музыка,

читатели ).

16. Лес (лист, яблоня, дерево , охотник, волк ).

17. Спорт (медаль, оркестр, состязание , победа,

стадион ).

18. Больница (помещение , сад, враг, радио, боль

ные ).

19. Любовь (розы, чувство , человек , город, приро

20. Патриотизм (город, друзья, родина , семья,

человек ).

Оценка выставляется по девятибалльной шкале

с помощью таблицы 53.

Таблица 53

Галина Доргобузова
Развитие комбинаторных способностей детей старшего дошкольного возраста

Тема : «Развитие комбинаторных способностей детей старшего дошкольного возраста »

Комбинаторика – это раздел математики, изучающий вопрос о числе

возможных способов распределения предложенных предметов в опре-

делённом порядке (перестановки, размещения, сочетания) Комбинаторика составляет основу детского экспериментирова-

Формирование комбинаторных способностей - важнейшее условие развития логического и творческого мышления. Способности эти требуются в самых разных областях, например : при решении математических задач, в играх (шахматах, шашках, и т. д. Комбинаторные способности необходимы и в профессиональной деятельности, а также в повседневной жизни для того, чтобы распределить деньги на покупки : найти оптимальный вариант обмена квартиры : рассадить гостей за столом так, чтобы встреча прошла интересно для всех и каждого и по возможности без конфликтов : уложить болыиое количество вещей в ограниченном объеме чемодана, а затем разместить все чемоданы и тюки в багажнике автомобиля. Комбинаторные способности включают умения : а) находить оптимальную (или, по крайней мере, удовлетворительную) комбинацию , отвечающую требованиям ситуации (шахматной, коммерческой, коммуникативной и т. д.) ;

б) видеть все разнообразие возможных вариантов, которые могут быть построены на основе исходных элементов, входящих в эту ситуацию; в) прогнозировать как можно более полно возможные (даже весьма отдаленные) эффекты и последствия комбинаций .

Как часто в нашей жизни возникают сложные ситуации, когда нужно быстро найти самый эффективный способ решения… . И здесь победителем выходит тот, у кого присутствует гибкость мышления.

Дошкольники имеют выраженную тенденцию осуществлять комбинированные манипуляции с объектом. Данные способности детей проявляются примерно в 1,5 года и являются условием успешного решения задач на простейшее комбинирование и конструирование в 3-5 лет.

К сожалению, в большинстве случаев педагоги и родители сталкиваются со скованностью мышления детей . Такие детки стремятся действовать по готовым стереотипом. Они воспроизводят только один способ решения мыслительной задачи, не видят возможности нескольких вариантов решения, не умеют находить эффективные способы решения и адаптировать неэффективные способы под ситуацию .

Развитие гибкости мышления детей напрямую зависит от того, с какими задачами, упражнениями организована работа с детьми. Наибольшего внимания в работе над этой проблемой заслуживают задачи, допускающие не одно возможное решение, а несколько. Здесь имеется в виду не разные способы нахождения одного и того же ответа, а существование разных решений-ответов и их поиск. Эти задачи называют комбинаторными , поскольку в них идет речь о комбинациях .

При решении комбинаторных задач ребенок осуществляет перебор всех возможных вариантов решения задачи. Поскольку перебор осуществляется по какому-либо признаку, поэтому важным моментом в готовности детей к решению задач является умение выделять различные признаки предметов (цвет, форма, размер, принадлежность к группе других предметов) .

Варианты комбинаторных задач для детей

«Коврик» .

Детям предлагают три квадрата разных цветов : синий, красный, желтый.

Детям предлагают составить коврики различных узоров из предложенных квадратов.

Должны получиться такие шесть вариантов.

В начале выполнения аналогичных заданий последовательность перебора вариантов может быть произвольной. Затем следует обратить внимание детей на полученный результат такими вопросами :

1. Сколько раз в коврике на первом месте был красный квадрат? Желтый? Красный?

2. Сколько раз в коврике посередине был красный квадрат? Желтый? Красный?

3. Сколько раз в коврике в конце был красный квадрат? Желтый? Красный?

4. Сколько разных ковриков у нас получилось?

Детей нужно подвести к тому, что при составлении различных комбинаций лучше пользоваться определенным правилом. Эти правила можно составить вместе с детьми. Например. В начале берем один кубик и, не меняя его положения, меняем местами второй и третий. Тоже проделываем с другими цветами. Полученные «коврики» лучше всего зарисовать с помощью цветных карандашей или фломастеров.

«Строим разные дома» .

Для выполнения этого задания нам понадобиться конструктор : три куба разного цвета или фактуры и две различных призмы (для крыши дома) . Задание : сколько разных домов можно построить, если использовать предложенный материал.

Для выполнения этого задания можно воспользоваться таблицей. Которую заполняем вместе с детьми.

«Пустая клетка» .

Детям предлагают готовые карточки. Рассмотрев и проанализировав изображение, необходимо определить, какая фигура отсутствует. Таблицы могут быть такого типа.

Задачи Средства реализации

§ Развитие комбинаторных способностей путём комбинирования цвета и формы .

§ Развитие наблюдательности , творческого воображения.

§ Развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, следуя алгоритму.

§ Развитие

§ Развитие умения анализировать свойства изображений, рассказывать о том, что их объединяет. «Сложи узор» (кубики Никитина) (6, «Коврик» (палочки Кюизенера(3) .

Игры на поиск недостающего элемента : «Чего не хватает» , «Что пропущено»

Игры с блоками Дьенеша : «Помоги муравьишкам» , «Страна муравия» , «Построй дорожку» и др. (7)

Игры – головоломки : «Танграм» , «Колумбово яйцо» и др. (3)

(11,12) : «Что объединяет?» ,

О к т я б р ь

§ Развитие аналитической деятельности, умения классифицировать объекты.

§ Освоение приёмов конструирования геометрических фигур (алгоритм действий) .

§ Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ.

§ Развитие речи , памяти, внимания. Игры с блоками Дьенеша, с игрушками, картинками»: «Засели домики» , «Заполни аквариумы» и др. (3,7)

«Необычные фигуры» (блоки Дьенеша, (7)

«Подбери заплатку к коврику» , «Чего не хватает» . (5,12)

Игры – головоломки со счётными палочками.

Словесно – логические игры и упражнения (11)

Н о я б р ь

§ Развитие умения мыслить пространственными образами (объёмными фигурами) .

§ Развитие умения сравнивать .

Развитие речи , внимания. «Кубики для всех» (6, Конструкторы : «Лего» и другие объёмные конструкторы.

«Найди отличия» , «Четвёртый лишний» ; игры с блоками : «Две дорожки» , «Поймай тройку» . (7) Логические задачи.

Д е к а б р ь

§ Развитие комбинаторных способностей , сообразительности, творческого воображения,

§ Развитие пространственного воображения, сообразительности, смекалки.

§ Развитие аналитических способностей , умения определять результат деятельности.

§ Развитие речи , мышления Игры с «цветными числами»

(палочки Кюизенера) . (3,7)

«Игры – головоломки» , «Что изменилось» . (5,12)

«Чудесный мешочек» (2, «Что получится, если….» (упражнения со счётными палочками) .

Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Закончи предложение» , «Дополни ряд» .

Я н в а р ь

§ Развитие умения кодировать практические действия числами.

§ Развитие умения осуществлять зрительно – мысленный анализ

§ Развитие умения ориентироваться в пространстве в соответствии с планом.

§ Развитие речи , мышления. Игры с числовым кубиком и фишками.

Игры : «Чего не хватает» , «Четвёртый лишний» . (11,12)

Планы – схемы : «Куда села муха?» , «Где спрятался Мишка?» и т. д. (14)

Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Почему один лишний?» , «Назови, одним словом» .

Ф е в р а л ь

§ Развитие конструктивных способностей , зрительного внимания, умения мыслить образами.

§ Развитие у детей представления о числе на основе счёта и измерения.

§ Развитие умения разбивать множество на классы по совместимым свойствам.

§ Развитие речи , мышления. «Геоконт» , «Танграм» , «Колумбово яйцо» и другие подобные игры. (3)

Игры с палочками Кюизенера : «Весёлый поезд» , «Составь число» и т. д. (3,7)

Игры с блоками Дьенеша : «Помоги фигурам выбраться из леса» , «Загадки без слов» , «Где спрятался Джерри?» . (7) Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Подбери слово по аналогии»

§ Развитие произвольного внимания, зрительной памяти.

§ Развитие умения выделять и абстрагировать свойства объекта, сравнивать по заданным свойствам.

§ Освоение понятий : точка, прямая линия, отрезок, луч.

§ Развитие слухового внимания , памяти, речи. «В. У.» (6, «Чудесный мешочек» (2, «Что изменилось» .

Игры с блоками : «Дорожки» , «Домино» , (7) Игры с картинками, с игрушками : «Чем похожи и чем отличаются» (12)

Игра «Геоконт» , упражнения на листе в клетку.

Словесно – логические игры и упражнения (11) : «Найди нужное слово» , «Кто самый, самый?» , «Лишнее слово» .

А п р е л ь

§ Развитие умения устанавливать зависимость между количеством и числом.

§ Развитие умения анализировать группы объектов, устанавливать закономерность в наборе признаков.

§ Развитие умения классифицировать, используя при этом кодовые карточки.

§ Развитие умения быстро подбирать нужное слово. «Палочки Кюизенера» , картинки, игрушки, цифры. (3)

Упражнения на сравнение двух групп фигур (5, упражнения с кругами Эйлера. (2)

Игры с блоками Дьенеша : «Найди свой гараж» , «Найди свой домик» , «Дерево» (3,7)

Словесно – логические игры и упражнения : «Скажи наоборот» , «Продолжи ряд» . (11,12)

§ Развитие умения следовать определённому алгоритму при выполнении цепочки действий.

§ Развитие математических понятий о составе числа при помощи схем.

§ Развитие находчивости , сообразительности, умения считать.

§ Развитие умения подробно и связно объяснять – в чём сущность отличия или нелепости ситуации. Игры с блоками Дьенеша : «Построй дорожку» , «Необычные фигуры» . (7)

Математические загадки, Игры – схемы : «Сколько вместе?» , «Сколько осталось?» (2,5)

«Торопись, да не ошибись» , «Рассели ласточек» , «Примеров много – ответ один» (2)

Словесно – логические игры и упражнения (11,12) : «Четвёртый лишний» , «Нелепицы» .

Занятия стимулирующие комбинаторное мышление детей , можно организовать и в детском саду, и в домашних условиях. Для этого нужно подготовить набор одинаковых фигурок- медвежат, кукол, вырезанных из картона или фанеры, выкройки маек, штанишек, сапожек из разноцветной бумаги (типа накладок или липучек) . Вариантов очень много. Число комбинируемых элементов одежды и число их разновидностей (в данном случае цветов) задают общее число возможных комбинаций , а значит и уровень сложности задания, Например : если у нас рубашки двух цветов (синего и красного, штанишки (белого и черного) и сапожки трех цветов, нам надо заготовить 12 фигурок медвежат.

Задание : побудить ребенка одеть все фигурки в разные наряды (два наряда считаются разными если они отличаются хотя бы одной деталью одежды). Общее число комбинаций будет выглядеть так : 2 цвета рубашек *2 цвета штанишек * на 3 цвета сапожек = J 2 разных нарядов

Занятия можно проводить как в индивидуальной, так и в групповой форме, чтобы дети могли соревноваться, создавая разные комбинации .

В ходе соревнований для создания комбинации можно использовать и другой материал- разные наборы посуды : чашки, тарелки, ложки. Каждый предмет подбирается в нескольких разновидностях. Другой вариант комплектации- «Набор первоклассника» , составленный из азбуки, нескольких видов пеналов, карандашей, тетрадей.

Задача : составить как можно больше наборов или выложить свой набор последним.

Начинать занятия лучше с простых вариантов «2*2» , т. е. использовать только два предмета (рубашку и штанишки : пенал и тетрадь; чашку и ложку, каждый из которых может быть только двух и не более разновидностей. Тогда общее число возможных комбинаций , например, когда одеваем медвежонка, имеет 4 разных наряда : синяя рубашка + белые штаны; синяя рубашка + черные гитаны, красная рубашка + черные штаны.

Успешное выполнение заданий простого варианта дает педагогу основание перейти к более сложным упражнениям -«2*3» , «2*4» .

На последующих занятиях число разновидностей увеличивается. Дети получают задание типа «2*2*3»

Такие игры можно использовать не только на занятиях, но и в повседневной жизни. Продолжать эту работу желательно и необходимо далее, в школе, т. к. эти игры развивают логическое мышление , воображение и память детей .

Логические блоки Дьенеша :

Знаменитые логические блоки Дьенеша вводят такие первичные понятия, как логические действия, кодировка информации, структура и алгоритмы выполнения действий.

Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малыша не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи . Малыши начинают использовать более сложные грамматические структуры предложений в речи на основе сравнений, отрицаний и сочетании однородных предметов. Такими блоками могут играть дети любого возраста : от самых маленьких, до уже без пяти минут первоклассников.

Варианты игровых упражнений по методике Дьенеша построены на принципе сравнительного анализа : когда малыш в процесс игры учится различать свойства предметов по цвету, форме, толщине и размеру.

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами :

Формой-круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

Цветом-красные. Жёлтые, синие;

Размером- большие и маленькие;

Толщиной-толстые и тонкие.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики : алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строть высказывания с союзами «и» , «или» , частицей «не» и др. подобные игры способствуют ускарению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений, развитие комбинаторных способностей .

Основные задачи программы :

1. Развивать логическое мышление . Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование) . Формировать представление о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

2. Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

3. Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

4. Развивать пространственные представления.

5. Развивать знания , умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

6. Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели, преодолении трудностей.

7. Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

8. Развивать творческие способности , воображение, фантазию, способности к моделированию , конструированию

9. Развивать психические функции , связанные с речевой деятельностью.

Прогнозируемый результат : наличие у старших дошкольников умения рассуждать , отстаивать свое мнение; способности логично и обстоятельно выдвигать свои идеи; становление интересной, грамотной личности.

Цель : оценка продуктивности мыслительной деятельности при решении задач комбинированного типа.

Оборудование : стимульный материал, ручка, секундомер.

Инструкция : «Возьмите бланки. Задание выполняется в два этапа. Вначале отыскиваются и записываются необходимые слоги, а затем из слогов складываются слова. Найдите на бланке фигуру под номером 1. Около нее ряд цифр: 9222. В шифре каждой цифре соответствует слог. В верхней клетке соответственно цифре 9 записываем «РУ», в остальных клетках «АМ», соответствующие цифре 2. Выбирая из каждого слога по одной букве в порядке очередности, нужно составить слово, имеющее смысл, из 4-х букв. Оно записывается в горизонтальных прямоугольниках на бланке. На работу отводится 7 минут».

: подсчитывается количество заданий, которое успел правильно выполнить испытуемый, на основании чего делается вывод о продуктивности мыслительных операций в условиях ограниченного времени. За демонстрационный пример № 1 баллы не начисляются. Уровень продуктивности мыслительной деятельности оценивается по следующей таблице:

Стимульный материал :

Методики исследования индивидуально-психологических особенностей

и рефлексивной (осознанной) саморегуляции мышления

Методика Лачинса

Цель : выявить индивидуальную выраженность такого параметра мыслительной деятельности, как ригидность-подвижность (гибкость).

Оборудование : стимульный материал (бланк с заданиями), ручка.

Инструкция : Экспериментатор выдает испытуемому бланк с заданиями и оглашает инструкцию: «Вам предстоит решить десять арифметических задач. Решайте их в строгой последовательности, начиная с № 1 и заканчивая № 10. Последовательность решения задач нарушать нельзя. Если Вы не можете решить какую-либо задачу, пропускайте ее и принимайтесь следующую. Свои решения записывайте в виде последовательности арифметических операций, например, 35 – 12 – 2 – 2 = 19. Время решения не ограничивается».

Обработка и интерпретация : экспериментатор проверяет правильность и рациональность решений испытуемого. При этом под рациональностью понимается экономность решения: чем меньшее количество арифметических действий произвел испытуемый для получения искомого ответа, тем рациональнее его решение. Первые пять задач имеют только одно, относительно нерациональное решение – последовательное (а иногда – многократное) вычитание обоих меньших чисел из большего (например, задача 2: 37 – 24 – 2 – 2 = 9). В результате однотипного нерационального решения задач № 1 – 5 у испытуемого вырабатывается стереотип, придающий мышлению ригидность. Задачи № 6 – 10 могут быть решены подобным стереотипным способом, но имеют и более рациональное решение. Исключение составляет задача № 9, которая может решается единственным рациональным способом: 7 + 5 = 12. Успешность преодоления мыслительного стереотипа при решении задач № 6 – 10 свидетельствует об индивидуальной выраженности гибкости мышления испытуемого. Чем больше задач № 6 – 10 испытуемый решил рациональным способом (отличающимся от стереотипного нерационального), тем выше пластичность его мышления. Напротив, если он перенес стереотипный способ на решение большинства задач № 6 – 10 (при этом задача № 9 становится нерешаемой), то его мышление характеризуется ригидностью.

Стимульный материал :

Условия задачи Решение задачи
Даны три сосуда, емкость которых 37, 21 и 3 л. Как отмерить 10 л.?
Даны три сосуда: 37, 24, 2 л. – как отмерить 9 л.?
Даны три сосуда: 39, 22, 2 л. – как отмерить 13 л.?
Даны три сосуда: 38, 25, 2 л. – как отмерить 9 л.?
Даны три сосуда: 29, 14, 2 л. – как отмерить 11 л.?
Даны три сосуда: 28, 14, 2 л. – как отмерить 10 л.?
Даны три сосуда: 27, 13, 3 л. – как отмерить 9 л.?
Даны три сосуда: 30, 12, 3 л. – как отмерить 15 л.?
Даны три сосуда: 28, 7, 5 л. – как отмерить 12 л.?
Даны три сосуда: 26, 10, 3 л. – как отмерить 10 л.?

Методика диагностики рефлексивности

Цель : диагностика индивидуального уровня развития рефлексивности как личностного свойства.

Оборудование : стимульный материал (текст опросника), бланк, ручка.

Инструкция : испытуемому вручается текст опросника с инструкцией: «Вам предстоит выразить степень своего согласия с утверждениями опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса поставьте, пожалуйста, цифру, соответствующую варианту вашего ответа:

1 – абсолютно неверно;

2 – неверно;

3 – скорее неверно;

4 – не знаю;

5 – скорее верно;

6 – верно;

7 – совершенно верно.

Не задумывайтесь подолгу над ответами. Помните, что правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может».

Стимульный материал : текст опросника:

1. Прочитав хорошую книгу, я всегда потом долго думаю о ней; хочется ее с кем-нибудь обсудить.

2. Когда меня вдруг неожиданно о чем-то спросят, я могу ответить первое, что пришло в голову.

3. Прежде чем снять трубку телефона, чтобы позвонить по делу, я обычно мысленно планирую предстоящий разговор.

4. Совершив какой-то промах, я долго потом не могут отвлечься от мыслей о нем.

5. Когда я размышляю над чем-то или беседую с другим человеком, мне бывает интересно вдруг вспомнить, что послужило началом цепочки мыслей.

6. Приступая к трудному заданию, я стараюсь не думать о предстоящих трудностях.

7. Главное для меня – представить конечную цель своей деятельности, а детали имеют второстепенное значение.

8. Бывает, что я не могу понять, почему кто-либо недоволен мною.

9. Я часто ставлю себя на место другого человека.

10. Для меня важно в деталях представлять себе ход предстоящей работы.

11. Мне было бы трудно написать серьезное письмо, если бы я заранее не составил план.

12. Я предпочитаю действовать, а не размышлять над причинами своих неудач.

13. Я довольно легко принимаю решение относительно дорогой покупки.

14. Как правило, что-то задумав, я прокручиваю в голове свои замыслы, уточняя детали, рассматривая все варианты.

15. Я беспокоюсь о своем будущем.

16. Думаю, что во множестве ситуаций надо действовать быстро, руководствуясь первой пришедшей в голову мыслью.

17. Порой я принимаю необдуманные решения.

18. Закончив разговор, я, бывает, продолжаю вести его мысленно, приводя все новые и новые аргументы в защиту своей точки зрения.

19. Если происходит конфликт, то, размышляя над тем, кто в нем виноват, я в первую очередь начинаю с себя.

20. Прежде чем принять решение, я всегда стараюсь всё тщательно обдумать и взвесить.

21. У меня бывают конфликты от того, что я порой не могу предугадать, какого поведения ожидают от меня окружающие.

22. Бывает, что, обдумывая разговор с другим человеком, я как бы мысленно веду с ним диалог.

23. Я стараюсь не задумываться над тем, какие мысли и чувства вызывают в других людях мои слова и поступки.

24. Прежде чем сделать замечание другому человеку, я обязательно подумаю, какими словами это лучше сделать, чтобы его не обидеть.

25. Решая трудную задачу, я думаю над ней даже тогда, когда занимаюсь другими делами.

26. Если я с кем-то ссорюсь, то в большинстве случаев не считаю себя виноватым.

27. Редко бывает так, что я жалею о сказанном.

Испытуемый должен регистрировать свои ответы в бланке следующей формы:

Вариант ответа Вариант ответа Вариант ответа

Обработка и интерпретация результатов : из 27-и утверждений 15 являются прямыми (номера вопросов: 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 14, 15, 18, 19, 20, 22, 24, 25); остальные 12 – обратными утверждениями (в бланке они затенены). При обработке результатов для получения итогового балла суммируются в прямых вопросах цифры, соответствующие ответам испытуемых, а в обратных – значения, замененные теми, что получаются при инверсии шкалы ответов:

Сырые суммарные тестовые баллы перекодируются в стандартный балл (стен) по следующей таблице:

Итоговый балл указывает на индивидуальную меру выраженности у испытуемого свойства рефлексивности. По шкале стенов высокий уровень рефлексивности соответствует диапазону 7 баллов и выше; средний уровень – от 4 до 7 баллов; низкий уровень – менее 4 баллов. Рефлексивность как психическое свойство личности проявляется в устойчивой склонности испытуемого к осознанию процесса и результатов своей деятельности (как внешней – практической, так и внутренней – мыслительной). Рефлексивность обусловливает эффективность практической и интеллектуальной деятельности, существенным образом влияет на способность их осознанной произвольной саморегуляции. Высокий балл по данной методике может рассматриваться как косвенный индикатор осознанности, произвольности, критичности, контролируемости мыслительного процесса, его должной опосредованности целями, планами и программами. Низкий балл является косвенным показателем малосознанности, непроизвольности, импульсивности мышления, недостаточной его опосредованности процессами осознанной саморегуляции – целеполаганием, планированием, программированием.


Похожая информация.


Опыт исследования взаимосвязи комбинаторных способностей и понятийного мышления первоклассников

Семенова Галина Николаевна,

аспирант Московского педагогического государственного университета,

педагог-психолог ГОУ СОШ 1106, г. Москва.

Мышление – психический процесс, который ставится во главу учебного процесса в современной школе. Известно, что с началом обучения мышление выдвигается в центр психического развития ребенка. Мышление ребенка младшего школьного возраста находится на переломном этапе развития. В этот период совершается переход от наглядно-образного к словесно-логическому понятийному мышлению. В настоящее время многие современные программы обучения в начальной школе целиком базируются на развитии способности к абстрагированию и обобщению, освоении абстрактно-логических понятий, всеобщих законов и закономерностей. Умения рассуждать, строить логическое умозаключение, применять теоретические знания к решению конкретных практических задач и заданий становятся необходимы учащимся уже в первом классе.

Проведенное исследование было направлено на изучение взаимосвязи уровней развития словесно-логического мышления и комбинаторных способностей учащихся первых классов. По мнению А.Н.Поддъякова«комбинаторная способность – главное условие познания окружающей действительности. Развитие способности к комбинированию есть развитие логического и творческого мышления». Комбинаторные способности «...характеризуют способность к выявлению разного рода связей, соотношений и закономерностей. В широком смысле слова – это способность комбинировать в различных сочетаниях (пространственно-временных, причинно-следственных, категориально-содержательных) элементы проблемной ситуации и собственных знаний.» Поиск разнобразных связей и отношений между объектами предполагает наличие высокой чувствительности к существующим деталям, поэтому повышение дифференцированности восприятия является закономерным следствием комбинаторной деятельности. Комбинаторная деятельность базируется на решении комбинаторных задач. В учебной деятельности систематическое использование на уроках разнообразных комбинаторных задач позволяет развивать дифференцированное восприятие, наглядно-образное мышление, пространственные представления, а также развивать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование и др. Основная суть комбинаторных задач состоит в умении производить элементарные комбинаторные конфигурации (сочетания, размещения и перестановки) в соответствии с заданными правилами. Пространственно-комбинаторные задачи базируются на двух основных вариантах мыслительной стратегии – рассудочной и интуитивной. При этом процесс поиска подчиняется не только критериям логичности, разумности, но и критериям оптимальности, гармоничности, красоты информационной комбинации. Комбинаторныезадачи обычно предполагают много вариантов решения, поэтому они часто используются в качестве заданий при диагностике творческих способностей. Л.С.Выготский комбинирующую деятельность обозначил как творческую. Он отмечал, что «эту творческую деятельность, основанную на комбинирующей способности нашего мозга психология называет воображением или фантазией... творческая деятельность воображения может не воспроизводить то, что было лично воспринято в прежнем опыте, а создает из этого опыта новые комбинации».

В проведенном исследовании за основу пространственно-комбинаторной задачи был взят субтест «Составление изображения» из Методики изучения детской креативности как черты личности ребенка (Овчарова Р.В.) . Для оценки планомерности поиска различных сочетаний при составлении учащимися изображений из заданного набора фигур данный субтест был слегка модифицирован. Учащимся было предложено нарисовать изображения разных домов, пользуясь набором геометрических фигур (два треугольника, два прямоугольника, два полукруга). В задании оговаривалось правило его исполнения: каждое изображение дома должно состоять именно из данного набора фигур; нельзя сокращать количество фигур или добавлять новые; можно менять размеры фигур и их расположение в пространстве. Иными словами, учащиеся проверялись на умение осуществлять максимальный перебор многочисленных вариантов в виде их последующих перестановок и сочетаний в требуемых изображениях на уровне наглядно-образного мышления, наиболее развитого в этом возрасте. Так как задача носила творческий характер, в качестве показателей развития комбинаторных способностей рас c матривались следующие факторы: беглость или продуктивность (общее количество сочетаний фигур в изображенных домах); гибкость (количество найденных разных сочетаний фигур, необходимых для изображения домов); оригинальность (количество найденных оригинальных сочетаний фигур, то есть таких, которые встречались не более 4-х раз на данной выборке учащихся). В нашем исследовании принимали участие 143 учащихся первых классов общеобразовательных школ г.Москвы.

Для исследования словесно-логического мышления первоклассников была использована методика словесных субтестов, разработанная Э.Ф.Замбацявичене . Методика включает четыре субтеста по десять проб в каждом. Первый субтест – выявление осведомленности, второй субтест – выявление способности к абстрагированию, третий субтест – выявление способности к умозаключениям по аналогии, четвертый субтест – выявление способности к обобщению. Максимальное количество баллов, которое может набрать обследуемый за решение всех четырех субтестов – 40. Итогом исследования словесно-логического мышления было распределение учащихся на четыре группы исходя из полученных ими результатов. Группа 1 – учащиеся (32%), которые набрали 32 и более баллов (4-й уровень успешности). Группа 2 – учащиеся (40%), набравшие от 26 до 31 балла (3-й уровень успешности). Группа 3 - учащиеся (21%), набравшие от 20 до 25 балла (2-й уровень успешности). Группа 4 – учащиеся (7%), которые набрали 19 и менее баллов.

В результате решения учащимися комбинаторной задачи были выявлены статистически значимые различия в показателях развития комбинаторных способностей. (Для оценки достоверности различий между выборками использовался непараметрический критерий U Вилкоксона-Манна-Уитни). Учащиеся (Группа 1 и Группа 2) смогли более планомерно осуществить поиски разнообразных сочетаний предложенных элементов фигур (в изображенных домах прослеживается некоторая логика смены сочетаний фигур) и показалидостаточно хорошие результаты по параметрам иследования комбинаторных способностей. По параметру беглость значимых различий в первых двух группах не выявлено. По параметрамгибкость и оригинальность различия в данных группах значимы на уровне 5% (р<0.05). В двух других группах заметно явное снижение показателей гибкости и оригинальности, а также преобладание случайности в выборе сочетаний элементов. Выполняя задание, все учащиеся в среднем смогли воспроизвести почти одинаковое количество сочетаний фигур в изображениях домов, т.е. существеных различий по параметру беглости не выявлено. Однако для учащихся, попавшихв 3-ю и, особенно, в 4-ю группу, нахождение разнообразных и оригинальных сочетаний фигур вызвало определенные сложности. В результате большинство нарисованных домов имело незначительные отличия по используемым сочетаниям фигур. Различия в показателях гибкость и оригинальность между первыми двумя и последними двумя группами оказались значимы на уровне 1% (р<0.01). Анализ взаимосвязи иследуемых показателей комбинаторных способностей с результатами обследования словесно-логического мышления первоклассников выявил статистически значимые корреляционные связи.Гибкость и оригинальность положительнокоррелируют со способностью к умозаключеням по аналогии (r = 0,375; r = 0,224), со способностью к обобщению (r = 0,215; r = 0,181) и со способностью к абстрагированию (r = 0,246; r = 0,211). Значимая корреляционная связь гибкости и оригинальности с показателями осведомленности не выявлена. По параметру беглость также не выделена значимая связь нис одним из показателей, полученых в результате исследования словесно-логического мышления первоклассников.

Показатели гибкости и оригинальности зависят от умения сравнивать объекты, находить новые признаки в них, рассматривая объекты с разных сторон. Недостаточная дифференцированность восприятия, неспособность к выделению существеных признаков в понятиях стоят в основе слабости владения логическими операциями и соответственозначительно снижают уровень развития понятийного мышления. Дети, умеющие не только производить перебор и размещение каких-либо элементов, но и находить связи между ними, осуществлять полноценные разнообразные их сочетания в соответствии с указанными критериями, т.е. выполнять эффективную комбинаторную деятельность, оказываются более способными и в плане развития словесно-логического мышления.

Из теории развития детского интелекта известно, что только в подростковом возрасте при переходе детей к стадии формальных операций появляется умение оперировать понятиями. Для младшего школьного возраста в большей степени характерно синкретическое мышление (обобщение предметов происходит без достаточного основания, по случайному впечатлению, эмоционально-оценочному сходству, по внешней близости, яркости и т.д.) и мышление в понятиях комплексах (обобщение происходит по фактическим связям, но при одинаковой значимости всех признаков) . Однако развитие понятийного мышления во многом зависит от того, как и чему учат детей, т.е. от содержания и методов обучения. Многие существующие программы предполагают формирование понятийного мышления, овладение основными операциями логического мышления уже в начальной школе. Результаты проведеного исследования доказывают необходимостьразвития комбинаторных способностей, так как с их помощью для учащихся существенно облегчается процесс овладения научными понятиями.

Литература.

1. Альманах психологических тестов. М.,1995.

2. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. М., 2004.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2005.

4. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1993.

5. Поддъяков А.Н. Развитие комбинаторных способностей // Дошкольное воспитание, 2001, №10.

^ 6.2. МЕТОДИКА «КОМБИНАТОРНЫЕ СПОСОБНОСТИ»

Инструкция «Перед вами бланк, на котором даны 1) ключ к шифру (10 цифр от 0 до 9, каждой из которых соответствует по две буквы), 2) 16 шифров (четырехзначные числа)

Вы должны рядом с каждым шифром выписать соответ­ствующие его цифрам буквенные комбинации, составить из них одно четырехбуквенное слово - существительное» Например Шифр 5345, соответствующие сочетания букв 5 - ГО, 3 - ВК, 4 - НЦ, 5 - ГО Слово - «ОКНО»

Время работы - 5 мин

^ Вариант бланка ФИО


Дата

Ключ к

шифр>

6 нд

3 ВК

5 ГО

4 НЦ

9 РУ

1 ИБ

8 ПТ

О СЬ

2 AM

7 ЛЩ

^ 6.3. МЕТОДИКА «КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ»

Инструкция «Вам предложены 18 логических задач, каждая из которых имеет две посылки Время решения задач - 5 мин»




Стимульный материал

^ 6.4. МЕТОДИКА «ИСКЛЮЧЕНИЕ ПОНЯТИЙ»

Инструкция: «Перед вами бланк (табл. 1) с 17 рядами слов. Вам необходимо за 3 мин выделить и вычеркнуть в каждом ряду пятое слово, не связанное родовым единством с другими четырьмя. Например: чернила, тушь, ручка, гуашь, грифель. Лишнее слово - ручка».


  1. Василий, Федор, Семен, Иванов, Петр.

  2. Дряхлый, маленький, старый, изношенный, ветхий.
3. Скоро, быстро, поспешно, постепенно, торопливо.
4 Лист, почва, кора, чешуя, сук.

  1. Ненавидеть, презирать, негодовать, возмущаться, понимать.

  2. Темный, светлый, голубой, яркий, тусклый.

  3. Гнездо, нора, курятник, сторожка, берлога.

  4. Неудача, волнение, поражение, провал, крах.

  5. Успех, удача, выигрыш, спокойствие, неудача.

  1. Грабеж, кража, землетрясение, поджог, нападение.

  2. Молоко, сыр, сметана, сало, простокваша.

  3. Глубокий, низкий, светлый, высокий, длинный.

  4. Хата, шалаш, дым, хлев, будка.

  5. Береза, сосна, дуб, ель, сирень.

  6. Секунда, час, год, вечер, неделя.

  7. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

  8. Карандаш, ручка, рейсфедер, фломастер, чернила.
^ 6.5. МЕТОДИКА «ВЫЯВЛЕНИЕ ОБЩИХ ПОНЯТИЙ»

Инструкция: «Перед вами 20 рядов слов, в каждом из которых одно является обобщающим понятием, а среди четырех других есть два, более всего с ним связанных, ваша задача состоит в том, чтобы найти эти два слова в каждом ряду и подчеркнуть их Например: машина, (руль, мотор, гараж, ворота)».


  1. Сад (растения, садовник, собака, забор, земля).

  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода).

  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед).

  4. Сарай (сеновал, лошадь, крыша, скот, стены).

  5. Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево).

  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага).

  1. Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать).

  2. Чтение (глава, книга, печать, картина, слово).
9. Газета (правда, приложение, телеграммы, бумага, редактор).

  1. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила).

  2. Война (самолеты, пушки, сражения, ружья, солдаты).

  3. Книга (рисунки, война, бумаги, любовь, текст).

  1. Пение (звон, искусство, голос, аплодисменты, мелодия).

  2. Землетрясение (пожар, смерть, колебания почвы, шум,
    наводнение).

  3. Библиотека (город, книги, лекция, музыка, читатели).

  4. Лес (лист, яблоня, дерево, охотник, волк).
1 7*. Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

  1. Больница (помещение, сад, враг, радио, больные).

  2. Любовь (розы, чувство, человек, город, природа).

  3. Патриотизм (город, друзья, родина, семья, человек).
^ 6.6. МЕТОДИКА «ТОЛКОВАНИЕ ПОСЛОВИЦ»

Бланк


  1. Не все то золото, что блестит.

  2. Насильно мил не будешь.

  3. Назвался груздем - полезай в кузов.

  4. На чужой каравай рта не разевай.

  5. На охоту ехать - собак кормить.

  6. Клин клином вышибают

  7. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

  8. Дорога ложка к обеду.

  9. Старый друг лучше новых двух.

  1. Один в поле не воин.

  2. От добра, добра не ищут. "

  3. Пан или пропал.

  4. Обожжется на молоке, дует и на воду.

  5. Не спросясь броду, не суйся в воду.

  6. Нет дыму без огня.

  7. Обещанного три года ждут.

  8. Не в свои сани не садись.

  9. Овчинка выделки не стоит.

  10. Нет худа без добра.

  11. Готовь сани летом, а телегу - зимой.
^ 6.7. МЕТОДИКА «АНАЛОГИИ»

Инструкция: «На плакате представлен пример задания, аналогичный тем, которые будут сейчас вам предложены (пока­зать на демонстрационном плакате). В левой части одно под другим два слова, которые находятся в определенном логическом отношении. Справа слова, под ними (под чертой) - 5 вариантов ответа. Необходимо подобрать ответ так, чтобы слово над чертой и ответ находились в таком же логическом отношении, как и левая

пара слов Ответы записывать на регистрационный лист, как показано на плакате. Задание выполнять в последовательности их нумерации. Всего будет 19 заданий. На работу дается 10 мин. Если кто-нибудь из вас закончит раньше, поднимите руку. Я назову время, за которое вы справились со всеми заданиями. Это нужно записать на регистрационный лист после последнего ответа так, как показано на плакате.»

1. бежать стоять

В) шуметь

Бланк

кричать

а) молчать

б) ползать

д) плакать

2. паровоз вагоны

конь

б) лошадь

г) телега

д) конюшня

3. театр зритель

В) читатель

4. железо кузнец

библиотека

г) библиотекарь

д) любитель

дерево

а) турист

г) столяр

д) листья


5.

пароход

поезд

пристань

а) рельсы

б) вокзал

В) земля

г) шпалы

д) пассажир

6.

электричество

пар

провод

а) кран

б) тепло

В) вода

г) труба

д) кипение

7.

нога

глаза

костыль

а)голова

б) очки

В) слезы

г) зрение

д) нос

8.

иголки

бритва

острие

а)сталь

б) коробка

В)лезвие

г) царапина

д) мыло

9.

музыка

пение

оркестр

а) хор

б) театр

В) сцена

г)скрипка

д) искусство

0.

коровы

волки

стадо

а) лес

б) овцы

В) охотник

г) стая

д)хишники